Главные вкладки

    Статья. Преемственность дошкольного и школьного образования.
    статья

    Статья. Преемственность дошкольного и школьного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_preemstvennost.docx26.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ  ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Котова Галина Алексеевна

    Воспитатель ГБОУ  Школа  № 1161 СП-6

    г. Москва

    «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».    

                                                                                                           Л.В. Выготский

                    Преемственность между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Многие навыки формируются с детства, такие как: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.               Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования -  это непрерывное образование ребенка. Дошкольная ступень формирует фундаментальные личностные качества ребенка, сохраняет радость детства. Школа подхватывает достижения дошкольника и развивает его потенциал.        Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, переход от одной ступени образования  к другой. Надо организовать единый развивающий мир – дошкольного и начального образования. Необходимо учитывать физическое развитие детей, познавательную активность, умственные способности, творческое воображение, коммуникативные умения [1. с. 25].

                    Готовность ребенка к школе является одним из ключевых моментов в реализации преемственности. Создания базовой культуры личности ребенка происходит благодаря дошкольному образованию.

    Развитие интегративных  качеств дошкольника – это результат сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, а  также родителей и самих воспитанников. Все полученные качества необходимы для обучения в школе.

                   Нельзя забывать о психической готовности детей к освоению программ первой ступени (дошкольного образования). Дошкольник развивает любознательность (познавательная активность), творческие способности (умственные, художественные),  коммуникативность. Благодаря преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальңой  школы, дети, которые  приходят в первый класс, могут и хотят учиться, у них присутствует учебная и познавательная мотивация [5. с. 2].

                   Надо дошкольников знакомить со школой: рассказывать о Дне знаний, проводить экскурсии по школе, устраивать встречи с первоклассниками, играть в школу, читать художественную литературу о школе и т.д. Единый образовательный процесс включает в себя важные задачи, которые связывают дошкольные и школьные годы: методическую работу, работу с родителями, работу с детьми. Эти задачи можно решить через проведение бесед, педсоветов, методических встреч для педагогов и детского сада.

    Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.  Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.

                   В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Формирование готовности к обучению в школе – это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников. Переход детей в школу должен быть более мягким, адаптация к новым условиям быстрой [2. с. 28].

                  Когда будут согласованы цели воспитания, обучения, развития на уровне дошкольного и начального отделений школы, созданы учебные планы, определены структура и содержание воспитательно-образовательного процесса, предметно-развивающей среды, тогда будет обеспечена преемственность дошкольного и начального общего образования. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети.

                   Не смотря на то, что преемственность в образовании – новое, к настоящему времени в системе образования накоплены многочисленные теоретические исследования  и практический опыт построения преемственности [4. с. 47].

                   Преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. Для повышения эффективности обучения учитель начальной школы должен использовать игровые приемы, которые применяются в детском саду, а воспитатель – специальные учебные задания, упражнения, формируя у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Ребенок должен не только получить знания, а  уметь самостоятельно их добывать и применять [3. с. 35].

                   Наша задача — обеспечить условия для проявления всех способов познания окружающего мира, людей, природы и самого себя. Создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общения с ребенком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.                 Таким образом, задача дошкольного образования в рамках преемственности – это обеспечение условий для психического развития ребенка, через виды продуктивной деятельности детей, а задача начальной школы -  оказание помощи в адаптации ребенка к школе. 

    Две ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволяет школе опираться на развитие ребенка получаемые в дошкольном учреждении.

    Список литературы:

    1. Белошинская А.В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Вопр. Психологии. - 2008. № 6. - С. 39-45.
    2. Веденеева И.М. Преемственность предшкольного и начального образования // Начальная шк. Плюс до и после .- 2010. - № 4. – С. 39-42.
    3. И.Н. Калганова, Н.Е. Шевчугова. Преемственность дошкольного и начального образования // Н.Ш. № 2, 2007, С. 6.
    4. Опанасенко Л.Н. Опыт организации преемственности между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением  // Начальная шк. плюс до и после. – 2011. - № 7. - С. 54-59.
    5. О.А. Соломенникова,  Н.А. Баранникова Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения // Н.Ш. № 2, 2008г., С. 3.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность дошкольного и школьного образования

    Выступление  перед педагогическим коллективом ДОУ на тему «Преемственность дошкольного и школьного образования»...

    план работы по преемственности дошкольного и школьного образования

    ПЛАН РАБОТЫПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМССТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ИНАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель:-  реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и школьного образования;-  с...

    Преемственность дошкольного и школьного образования как залог успешной адаптации ребенка к школе

    Конспект, посвященный преемственности дошкольного и школьного образования....

    Преемственность дошкольного и школьного образования»

    Преемственность дошкольного и школьного образования»...

    «Педагогические условия реализации преемственности дошкольного и школьного образования»

    в данной статье говорится о целях и задачах непрерывного образования....