Актуальные направления деятельности ПМПк в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка

Калин Ольга Петровна

В статье подробно описаны  направления деятельности ПМПк ДОУ по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные направления деятельности ПМПк

в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

Калин Ольга Петровна

педагог-психолог муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида №1 «Росинка»

В настоящее время в России намечается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Государство признало за собой ответственность за данную категорию людей и сделало решительные шаги в сторону гуманизации общества. В России приняты международные документы, гарантирующие права детей с ОВЗ на образование, развитие и социальное обеспечение; созданы законодательные документы, реализована Государственная программа «Доступная среда», создается безбарьерныйо бразовательный континум для детей с ОВЗ в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (ФГОС ДО)

Особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с нарушениями развития в условиях сетевого взаимодействия.  Сетевое взаимодействие необходимо  для реализации качественного образования для детей с ОВЗ.  При организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной образовательной программе сетевое взаимодействие образовательных и иных организаций представляет собой их совместную деятельность, которая обеспечивает возможность ребенку осваивать образовательную программу определенного уровня.

Задачи, решаемые в условиях сетевого взаимодействия

-  Организационные задачи

- Методические задачи

- Финансово-экономические задачи.

На экране представлена модель внешнего сетевого  взаимодействияпо обеспечению доступного образования детей с ОВЗ и инвалидов МДОУ №1 «Росинка»

МДОУ «Детский сад №1 «Росинка»  осуществляет  взаимодействие  со следующими организациями:

ОО АКМР

Функция: координация деятельности, создание условий для получения образования детям с ОВЗ и детям -инвалидам

ТПМПК

Функция:  определение вида обучения и направлений оказания психолого-педагогической помощи

ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю»

Функция: установление инвалидности, разработка ИПР

ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ»

Функция:  обследование, оказание медицинской помощи

УТСЗН АКМР СК(Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края).

Функция: правовая поддержка.

МОУ СОШ №4

Школа  и детский сад – два смежных звена в системе образования. Наша задача обеспечить преемственность дошкольного и школьного образования.

Завод стр. смеси Баз-техник

Спонсорская помощь по созданию адаптированной  под особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

На базе нашего дошкольного учреждения функционирует три специальных (коррекционных) группы  (две группы  детей с общим недоразвитием речи и одна группа с задержкой психического развития). Детский сад посещают 7 детей-инвалидов; один ребенок по состоянию здоровья находится на домашнем обучении.

С целью организации целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья  на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Росинка» работает психолого-медико-педагогический консилиум.

Деятельность ПМПк регламентируется Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения. В соответствии с этим документом решает следующие задачи:

- выявление и ранняя диагностика (с первых дней пребывания ребенка в образовательном  учреждении) отклонений в развитии, их характера и причин, сопутствующих состояний;

- комплексное обследование детей, имеющих трудности в обучении и адаптации с целью обеспечения им психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе;

- выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы;

- составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;

-  организация здоровьесберегающего образовательного пространства  с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов;

- подготовка и ведение документации, отражающей динамику актуального развития ребенка, программу образовательных и воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;

- консультирование педагогов и родителей в решении сложных или конфликтных ситуаций;

- организация профессионального взаимодействия между специалистами, направление ребенка, в случае необходимости, на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК) при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также отсутствии положительной динамики в процессе реализации индивидуально-ориентированной программы коррекции выявленных недостатков.

Основные направления деятельности ПМПк:

  1. Диагностическое – предполагает   диагностическое обследование ребенка воспитателем, педагогом-психологом, учителем - логопедом, педагогом-дефектологом.
  2. Коррекционно-развивающее – реализация индивидуальной образовательной программы ребенка с отклонениями в развитии.
  3. Консультативно-методическое – включает консультирование и просвещение родителей,  педагогов  и других участников образовательного процесса по всем вопросам, входящим в компетенцию ПМПк.

              Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность ПМПк осуществляется по разработанному плану, включающему в себя три этапа

- подготовительный (сентябрь);

- промежуточный (ноябрь, февраль);

- итоговый (май)

В течение года проводятся плановые (четыре заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания ПМПк. Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.

В сентябре на плановом подготовительном заседании ПМПк оформляются бланки первичных документов. С каждым из родителей  подписывается договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ о его психолого-педагогическом обследовании и сопровождении и заполняется заявление на согласие обследования ребенка. Этим занимается председатель ПМПк в лице заведующего ДОУ. Согласно подписанному договору он информирует родителей воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами консилиума.

На этом же заседании ПМПк оформляются:

- журнал записи  детей на ПМПк;

- журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк (в т.ч. коллегиального заключения), который заполняется на каждом заседании.

С целью обеспечения комплексного сопровождения детей в состав ПМПк дошкольного учреждения включены следующие специалисты:

- заведующий;

- старший воспитатель;

- педагог-психолог;

- два логопеда;

- педагог-дефектолог;

- медицинский работник

- два воспитателя (логопедической и массовой групп)

Каждый специалист оформляет к консилиуму необходимую документацию. Например, педагог-психолог на основе результатов скрининговой диагностики выявляет детей с уровнем психического развития, не соответствующем возрастной норме. Далее с ними проводится углубленная диагностика психических процессов (памяти, внимания, мышления и т. д.); развития эмоционально-личностной сферы.

Учитель-логопед, в свою очередь, проводит логопедическое обследование детей, выявляя дошкольников со сложными речевыми нарушениями. Воспитатели составляют на детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии, педагогическую характеристику, где отражают трудности, которые испытывает тот или иной воспитанник в различных ситуациях. Медицинский работник представляет справку о состоянии здоровья дошкольников.

 На детей составляется представление специалистов ПМПк.

 В ноябре  на плановом заседании (промежуточный этап) обсуждаются представленные специалистами результаты обследования детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии.

После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ПМПк.  Вырабатывается согласованные решения по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребёнка. При необходимости, дети направляются в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК)  с которой заключен договор о взаимодействии.

Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. После этого осуществляется коррекционно-развивающая работа с детьми.

В феврале проводится третье плановое (промежуточное)  заседание ПМПк, на котором специалисты анализируют динамику состояния ребенка на основании результатов промежуточного обследования. Для детей с низкими показателями изменяются и дополняются рекомендации программы индивидуального развития.

В мае на четвертом плановом (итоговом) заседании члены ПМПк анализируют результаты корррекционно-развивающей работы за учебный год и подводят итоги.

Взаимодействие всех специалистов ДОУ помогает добиваться положительных результатов.

Таким образом,  деятельность  ПМПк  в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья  обеспечивает   достижение ребенком с отклонениями в развитии, планируемых результатов освоения образовательной программы своего возрастного периода, организует коррекцию и компенсацию дефектов развития, обеспечивает профилактику сопутствующих нарушений, реабилитацию и социализацию детей.

Система специального (коррекционного) образования, выстроенная в ДОУ, призвана решить проблему успешной интеграции в общество ребенка с особыми образовательными  потребностями.  Работа ПМПк выступает, как процесс и результат предоставления ребенку с ограниченными возможностями здоровья прав и реальных возможностей участвовать в различных видах социальной жизни общества наравне и вместе с остальными, компенсирует отставание в развитии в условиях обозначенных требованиями ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИИ

Опыт построения интеграционного воздействия  учителя-логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководитееля при коррекции речевых нрушений в группе детей с кратковременным пребыванием....

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОУЧИНГ – КЛУБА «СЕМЬЯ ОТ А ДО Я»

В статье расказывается об обеспечении детей - инвалидов и детей с ОВЗ, не посещающими детский сад, психолого-педагогической помощью в условиях коучинг-клуба...

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИИ

В статье рассматривается опыт  интегрированного коррекционного воздействия при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на базе группы кратковременного пребывания при Центре ди...

Презентация "Актуальные направления деятельности ПМПк в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Приложение к статье "Актуальные направления деятельности ПМПк в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

«Доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Значительное внимание в последние годы   уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Опираясь на научные источники литературы описано, что ребенок с ОВЗ отличаетс...