Беседа: «Кто такие насекомые?»
материал (старшая группа)

Яковлева Наталия Витальевна

Беседа на тему : "Кто такие насекомые?" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_nasek_rasp.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Беседа: «Кто такие насекомые?»

Цели:

- обогащение словаря по теме «Насекомые»

- развитие познавательных способностей детей

- формирование представлений о нравственно – этических нормах поведения

- воспитание экологической культуры

1. Обучающие задачи:

-обобщать представления детей о многообразии насекомых

-закреплять знания я об условиях их обитания (в лесу, в поле, вокруг озера); природных и построенных человеком жилищах

-упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);

-уточнить представления о пользе насекомых

-развивать сообразительность, формировать образное мышление

Речевые задачи:

-упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

-учить согласовывать числительные с существительными

Развивающие задачи:

-развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам

-развивать интерес к жизни насекомых

Воспитательные задачи:

-воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

 

                                           

  Ход беседы:

     Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.

     - Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)

     - Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека.

     - Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.

     - Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

      Внимательно вглядись вокруг –

                                               Ты многое заметишь, друг.

                                               Личинку тащит муравей,

 Спешит куда – то меж корней

     Большой сосны. На толстый сук

                                              Уселся золотистый жук.

                                              Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

                                               И собирает мед пчела.

                                               Все заняты, у всех дела.

         Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

     Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все это насекомые. Тело у них состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

     Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

     - Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).

     - Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

     - Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет. Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать)   

     -Отгадайте, кто это?

     - Кто над нами вверх ногами? (Муха)

     - Много загадок сочинил народ о насекомых.

          Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)         

   Голос тонок, нос долог,

          Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет. (Паук)             

          Шли плотники без топоров,

          Срубили избу без углов. (Муравьи)

 Летит – говорит,

         А сядет – молчит. (Жук)

     - Ребята, а чем питаются насекомые? (ответы детей).

     На каждое насекомое – свой корм.

     Гусеницы поедают листья, жуки – точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т.д. есть такие насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.

     Насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц.

     - Ребята, а вы знаете, кто самый сильный? (ответы детей)

     - Не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город!  Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

     - Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.

     - Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? (ответы детей)

     - Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.

     - А теперь послушайте стихи о насекомых.

Муравейник

                                      Сладко пахнут сосновой смолою

                                      Разогретые темные пни.

                                      Из иголочек высохшей хвои

                                      Строят терем лесной муравьи.

                                      Расторопно, с рабочей сноровкой

                                      Ставят балки и бревна кладут.

                                      Дело спорится бойко и ловко,

                                      Будут в доме тепло и уют!

                                      Будут в тереме малые дети

                                      Мирно спать под напевы дождей.

                                      Для того и встает на рассвете

                                      Работящий лесной муравей.

Пчела

                                     Пчелка золотая над цветком порхает,

                                     Сок душистый пьет, собирает мед.

шмель

                                     В лесу цветок растет,

                                     Шмелей к себе зовет:

                                    «Прилетайте, шмели,

                                     Поклонюсь до земли.

                                     Гуще меда нету,

                                     Чем с лесного цвета!»

Стрекоза

                                     Склонились низко лозы

                                     Над гладью тихих вод.

                                    Мы – быстрые стрекозы

                                    Здесь водим хоровод.

                                    Без всякого усилья

                                    Скользим мы над водой,

                                    Сверкают наши крылья

                                   Прозрачною слюдой.

Мотылек

                                    Я – беззаботный мотылек.

                                    Хоть я диву всего денек,

                                    Но не грущу напрасно –

                                    Ведь жизнь моя прекрасна.

                                    В небесном голубом просторе

                                    Купаюсь я, как будто в море.

                                    Я не грущу напрасно,

                                    Ведь жизнь моя прекрасна.

                                    Ромашками белеет луг,

                                    Порхают бабочки вокруг.

                                    Я не грущу напрасно,

                                    Ведь жизнь моя прекрасна.

                                    Подарит мне живой цветок

                                   Медовый золотистый сок.

                                   Я не грущу напрасно,

                                   Ведь жизнь моя прекрасна.                       

                                                        Муха

                                   Муха, муха – надоеда

                                   Прилетела к нам к обеду.

                                   Видит муха: стол накрыт,

                                   По тарелкам суп разлит,

                                   Хлеб нарезан – можно есть,

                                   Только где же мухе сесть?

                                   Села муха на окошко,

                                   Съела муха хлеба крошку.

                                   Тряпкой муху мы прогнали:

                                  «В гости мы тебя не звали!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-беседа "Что такое хорошо, что такое плохо?"

Дать детям понятие о хороших и плохихи поступках...

Игра – беседа «Что такое хорошо, что такое плохо» с детьми второй младшей группы

Занятие обобщающее и расширяющее знания детей о хороших и плохих поступках....

Беседа "Что такое хорошо и что такое плохо".

Беседа "Что такое хорошо и что такое плохо"...

Беседа "Что такое хорошо,а что такое плохо."

Беседа с детьми в средней группе....

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки....

Беседа" Что такое хорошо и что такое плохо"

Методическая разработка «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?»...