мастер - класс по сказкам
методическая разработка (старшая группа)

Глазачева Людмила Степановна

использование ТРИЗ - технологии для создания с детьми сказочных текстов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_skazke.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по сказкам

Добрый день, уважаемые коллеги, позвольте мне представить свой мастер – класс  по работе со сказкой.

 Сказки существуют у всех народов, существовали раньше, существуют и сейчас и с уверенностью можно сказать – будут существовать и  дальше. Сказка – обязательный составной элемент культуры общества. Поэмы Гомера, басни Эзопа, мифы древней Греции, волшебные сказки, напоминающие людям о различных сторонах жизни, учили, предупреждали, показывали примеры разрешения конфликтов. Недаром сказки часто заканчиваются выражением: «Сказка ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок».

К сожалению, в наше время  на телевидении  наблюдается засилие иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства.  Мы, педагоги,  понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но, как ни странно, сказку не используем мы  в полной мере.

 А  сказка остается  любимой и понятной детям. В тоже время она не дает прямых наставлений нашим детям, типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения".

         Великие педагоги, как  А.В. Запорожец утверждал, что слушание и сочинение сказки, «наряду с творческими играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности – умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность».

В.А. Сухомлинский не представлял обучение не только без слушания, но и без создания сказки, по его словам, сказка – это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению». Использование и сочинение сказки позволяет развивать процессы мышления у детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение), расширять активный и пассивный словарь ребенка. Кроме того, сочинение сказки помогает сформировать мотивацию познавательной деятельности, так как отвечает внутренней потребности ребенка дошкольного возраста. Как показал опыт работы, эффективных результатов можно добиться,  используя модели технологии ТРИЗ.

      Технология ТРИЗ ориентирована на развитие у детей творческого воображения и исследовательской деятельности.  Для того чтобы дети создали новую сказку, их нужно подвести к пониманию - это нужно захотеть (появление потребности). Чтобы возникла потребность, нужна достаточно сильная, убедительная мотивация, связанная с их жизнью, с сегодняшним днем.

На современном этапе внедрения ФГОС, от нас, педагогов, требуется качественно новый подход к обучению, развитию и воспитанию детей. И в этом нам может помочь  теория решения изобретательских задач .

Основной целью работы со сказкой была – формировать интерес у детей  в игровой форме связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять тексты сказочного содержания.

Задачи:

Образовательные:

- развивать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют  герои(положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место).

Развивающиеся:

- развивать воображение, нестандартное мышление, внимание, память, связную речь;

- закреплять умение работать в мини - группах, преследуя и достигая поставленную цель;

- активизировать и обогащать словарь детей;

- развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к созданию сказочных текстов, желание познавать и бережно относиться к  культуре русского народа и народов России.

Свою работу с детьми по составлению текстов сказочного содержания разбила на два этапа:

1 этап – игры  творческие и игровые задания.

2 этап – составление текстов сказочного содержания по моделям, предложенной  Т.А.Сидорчук.

1 этап  начала со знакомства детей с русскими народными сказками с детьми 3-4 лет, т. е. со 2 младшей группы. Эта работа – игра включала такие приемы:

- Знакомство со сказкой начинается с чтения этой сказки и затем разбора самого произведения. Совместно  с детьми находим всех героев, выделяем главного героя, выясняем, почему этот герой главный. Далее устанавливаем  характер героев,  какие они выполняют функции, обязанности, что умеют делать. Когда даем характеристику героям,  для этого зачитываю из текста сказки последовательно действия героя и получившийся результат и только тогда определяем  – кто трудолюбивый, кто смелый, кто совершает добрые или злые поступки. Например:  Колобок – его действия: спрыгнул, покатился, спел, покатился, спел, покатился, спел, прыгнул, начал петь и пропал (Лиса съела). Можно ли назвать этого героя добрым, любознательным, хорошим? В тексте  это не подтверждается. Поэтому Колобка характеризовали как наивного, невнимательного к предупреждениям, хвастливого, непослушного.  Вывод сказки - совет герою или героям или мудрость жизни, которую он нам « дарит». Со среднего возраста дети знакомятся с пословицами, совместно выясняем смысл пословицы,  а затем дети подбирают их к сказке.  Для этого используем игру «Ромашка». На этом этапе знакомимся с составляющимися элементами схемы – это место, где происходят действия, характер героя, цели, желания героев, их действия в сказке. Через сказку знакомимся с детьми со способами решения проблемных ситуаций и причинно – следственными связями в природе , в человеческом обществе.

- рассматривание иллюстраций к произведениям – особое внимание детей обращала на детали: во что одеты герои, где живет он, какие поступки совершает.  Это способствует расширению и обогащению словаря детей существительными, прилагательными, глаголами  - малоиспользуемых в повседневной жизни слов: красна девица, кушак, лапти, гостюшка, изба, крынка, печальная, горевала  и т. д. Использование имен признаков, вопросы в игровых приемах, помогает ребенку понять  значение признака, умение задавать вопросы или же просто повторить его.

- игра – эмпатия -  особо интересна детям. В этой игре дети становятся артистами, передавая образ героя, они используют мимику, пластику.

 - Театры - настольные конструкторы, набор игрушек, позволяют детям повторить сказку,  или внести свое изменение при рассказывании ее.  

 - Первые попытки создания текстов сказочного содержания начинаем с построения своей схемы. Дети выбирают героя, определяем его характер, место действия, друга, время года, озвучивают  мечту или желание, какие действия совершают герои или герой для решения  мечты. Для этого созданы коллекции героев сказок, эмоций, мест, где происходят события, пословиц.

- Начиная с конца года 2 младшей группы, мы с детьми создаем альбом с раскрасками любимых героев сказок. Эти занятия помогают развитию, не только, мелкой моторики рук, но особенно важно - развивается умение работать с цветом, используя ни один цвет карандаша, а несколько цветных карандашей. А работа с контуром, изображенного героя, вырабатывает аккуратность в выполнении этой работы.

Игры и игровые приемы.

1 – Игра «Отгадай сказку»

Перечисляются герои сказки, атрибуты, место действия. По этим объектам назвать сказку. Использую наглядный материал – сюжеты из разных сказок.

- царь, три сына, стрела, болото –« Царевна – лягушка».

- мачеха, дочка, падчерица, зимний лес – «Морозко» .

- печь, прорубь, ведра, царевна – «по –щучьему велению ».

- Аленушка, баба – яга, озеро, козленочек – «Сестрица – Аленушка и братец Иванушка».

- туфелька, бал,  принц, тыква – «Золушка».

-дед, внучка, огород, жучка –«Репка».

- шляпа, кот, принцесса, людоед – «Кот в сапогах».

- печка, яблоня, молочная речка, баба – яга – «Гуси - лебеди»

2 – Игра «Чьи слова?»

Назвать сказку  и героя -  кому эти слова принадлежат. На начальном этапе можно использовать набор картинок из разных сказок. Перед игрой их разложить перед детьми. Наглядность  в этом возрасте хороший помощник детям.

- «не садись на пенек, не ешь пирожок» - Маша, «Маша и медведь»

-«Ловись рыбка большая и маленькая» - Волк,  «Лисичка сестричка и серый волк»

- «Кто сидел на моем стуле и сломал его?» - медвежонок, «Три медведя»

 - «Тепло ль тебе девица, тепло ль тебе красная?» - Мороз,  «Морозко»

 - «Не пей, Иванушка, козленочком станешь» - Аленушка, «Сестричка – Аленушка и братец Иванушка»

 - «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» - Колобок, «Колобок»

- «Чего тебе надобно старче?» - Золотая рыбка, «Сказка о золотой рыбке»

 - «Но помни, как только часы пробьют 12 раз» - фея – крестная, «Золушка»

3 –Игра «Теремок (карусель)  сказок»

Необходима копилка сюжетных картинок из разных сказок. Разложить  сюжетные картинки и герои сказок по кругу (можно использовать стульчики). Дети бегут вокруг стульев. Ведущий произносит слова: «Раз, два, три –карусель останови!». Ведущий называет имя ребенка, ребенок показывает свою картинку и называет сказку, где этот сюжет есть. Можно задать другие вопросы – Кто главный герой в сказке, какая была у него цель, его друзья и. т.д.

4 – Игра « Сказочный паровозик времени»

Выстроить линию развития сюжета знакомой сказки. Закрепить понятия о волшебнике – преобразователе «Время». Развивать логическое мышление, речь.

паровозик

1 –сюжетная картина

3 –сюжетная картина

5 – сюжетная картина

2 –сюжетная картина

4 –сюжетная картина

2- этап:  освоение моделей по составления сказочных текстов.

Некоторых моделей составления сказок:

- модель составления сказки с помощью метода «Каталога»,

- модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»,

- модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»,

- модель составления сказки с помощью ТПФ,

- модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника»

  Составление сказок с помощью метода “Каталога”.

-  выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей

 Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.  

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

- Жил-был... Кто?

- С кем он дружил?

- Пришел злой... Кто?

- Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно

следующие вопросы:

- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?

- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному

герою? Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).

 Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

 Можно вспомнить с  детьми , на какие вопросы они отвечали с

помощью книги. Сделать рисунки аппликацию к сказке, дети старшего возраста записывают свои тексты с помощью схем.

Составление сказок динамического типа по морфологической таблице

Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа.

В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев.

Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение,

набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается плачевно для самих героев.

Базовый алгоритм составления сказки

1. Выбирается сквозной герой (герои).

2. Описываются их свойства, мотивы и цели.

3. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с

другими объектами.

4. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения

главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.

5. Итог – изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.

6. Придумывается название получившейся сказки и выводится жизненное правило для героя или совет.

Составление сказок описательного типа

В сказках, созданных человечеством, можно выделить модель текстов, в которых есть достаточно подробное описание жизни героя, его изменение во времени.

 У героя должно быть детство, в котором закладываются основы дальнейшей жизни. А в зрелом возрасте героя описываются случаи, его испытания на стойкость, выносливость.

 Из этого можно сделать выводы, что такие сказки показывают: никогда ничего не бывает просто так, все имеет достаточно четкую причинно-следственную связь. (ПР: «Сказ про Илью Муромца»).

Модель сказки-описания наилучшим образом отрабатывается на «чудесном экране» (системном операторе):

Базовый алгоритм

1. Выбор какого-либо героя в детском возрасте.

2. Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься.

3. Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело.

4. Порча кем-либо дела героя.

5. Решение творческих задач героя.

6. Продолжение главного дела.

7. Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.

8. Название сказки .

 При работе над текстом описательного характера, Т. А Сидорчук рекомендует проанализировать знакомые сказки: чем герой увлекался раньше и как это влияет на сегодняшнее его дело. Если в сказках неявно прописано детство героя, то необходимо его домыслить и составить небольшой рассказ.

ПР1: Наф-Наф и его детство. У кого он научился быть таким трудолюбивым и

разумным.

Ожидаемые результаты

Дети осваивают модель описательного типа сказки, в которой основным жизненными правилами являются:

1. Для того, чтобы делать какое-либо дело, нужны определенные умения

или черты характера.

2. Свойства человека закладываются в детстве под влиянием кого-нибудь или чего- нибудь.

3. Когда человек делает какое-либо дело, то ему могут мешать или у него возникнут трудности обстоятельства, он должен уметь противостоять им и отстаивать свои интересы.

Составление сказок нравственно-этического типа

Есть группа сказок, которая имеет ярко выраженную этическую направленность: в тексте сказок очень явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Существуют сказки, которые сродни басням  («Суп из топора», «Вершки и корешки» «Лиса и журавль»). Нравятся детям такие сказки, ибо в них можно героями сделать объекты рукотворного мира.  Для того, чтобы научить дошкольников составлять такие сказки, необходимо познакомить их с моделью текстов этого типа.

Предварительная работа воспитателя сводится к обсуждению с детьми пословиц и поговорок, выявлению черт характера различных героев.

При подготовке к составлению текстов  учимся с  детьми использовать

междометия, характерные для какого-либо свойства характера (О-хо-хо-, говорит о горестном настроении героя или его усталости, фырканье – о недовольстве героя, частое хихиканье – о бестолковой веселости.

В процессе создания текста сказок продолжаем  использовать с детьми приемы эмпатии, которые позволяют ребенку превратиться в героя и от его имени составить текст.

Для составления  сказок нравственно – этического типа, использовали диалоги оживших предметов: сказка в портфеле (герои – школьные принадлежности), сказка в коробке цветных карандашей на письменном столе ,  в ванной комнате (герои – туалетные принадлежности).

Базовый алгоритм

1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. ПР: кухня.

2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места:

холодильник, газовая плита, занавески, кран, раковина, ящик с посудой, ведро и веник (не более 7 объектов).

3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: занавеска – равнодушная, плита – злая, посуда – болтливая, веник  труженик,

холодильник – мудрый. Наделяем объекты разноплановыми характеристиками.

4. Описываем  жизнь этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои

функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.

ПР: Занавеска закрывала кухню от лучей солнца, и ей было удивительно хорошо от того, как она делает свое дело.

Плита готовила еду, но очень злилась, независимо от того, что она варила или разогревала.

 Труженик веник любил делать свое дело, и ему не хватало времени на пустые разговоры.

 Холодильник охлаждал продукты, но при этом философски относился к окружающему миру.

5. Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова «И вот однажды….»).

ПР: Появление необычного объекта (футбольный мяч, который

залетает в разбитое окно).

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случай

. ПР: Злая плита: «И так тут много всех собралось, и еще один примчался. Житья нет».

Трудолюбивый веник: «Теперь еще придется убрать разбившееся стекло, но ничего, я и с эти справлюсь».

Занавеска: «Мне абсолютно безразлично, что здесь валяется мяч и разбито стекло».

7. Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта.

ПР: Холодильник смотрел на все происходящее и был готов дать советы:

равнодушной занавеске: «Если беда случается, то нельзя быть равнодушным, надо помочь другому»;

 труженику венику: «Трудолюбивому и море по колено»;

злой плите: «Не злись на других, самому от этого хуже становится».

8. Из выведенных правил составляем общее, которое бы подходило к разным героям.

 ПР: «Если беда с кем-то случится, то надо спешить на помощь». Или:

«Не смейтесь чужой беде – может быть, своя впереди».

9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих

способов: «История, подслушанная…», «История, которая произошла там-

то…», «Как кто-то учился мудрости».

Составление сказок конфликтного типа

Много создано человечеством сказок, в которых ярко выражен конфликт добра и зла.

При этом посредником в конфликте является какое-либо волшебство: волшебные слова, волшебный предмет, друзья - помощники. Это волшебные сказки: «кот в сапогах», «Золушка», «Иван – царевич и серый волк».

Цель: научить детей создавать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла.

 Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках

. ПР: Алладин, Джафар и Волшебна Лампа («Волшебная лампа Алладина»). С детьми обсуждаем, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках. Дети выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др.

Базовый алгоритм

1. На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором будут

происходить события:

2. Выбирается положительный герой (Королева природы) и отрицательный герой

(Свистун).

3. Обозначаются свойства и действия этих героев.

ПР: Королева Природы все украшала цветами, а Свистун был злым и коварным.

4. Объявляется Волшебство

. ПР: Волшебная книга времени.

5. Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за

обладание волшебным предметом для реализации своих целей.

 ПР: Свистуну нужна была Волшебная Книга Времени, чтобы все портить, а Королеве Природе чтобы все возрождать.

6. Конфликт разрешается средствами самих героев.

7. Придумывается названия сказочного текста.

При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различныемотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. В качестве

рекомендаций использую рекомендации,  предложенные А.А. Нестеренко.

Мотивы -  Цель действий:

- Тайна -  Узнать, найти спрятанное, установить истину

- Общение  -  Восстановить справедливость, договориться, доказать, объяснить, разрешить спор

- Помощь - Помочь, спасти, защитить, освободить, вылечить

- Красота и польза  - Привести в порядок, построить, вырастить, сохранить, починить

- Самоутверждение  - дойти, добраться, куда-то попасть, победить, одолеть, освободиться, получить удовольствие

Пример сказки: «Счастливый день» (автор Коля Вихров, 6 лет)

Жил-был Свистун. Он всех пугал своим свистом в лесу. Жил он в пещере. Там то светило солнце, то шел дождь. Такая погода ему очень нравилась, потому что вокруг росла трава, которую он кушал. Свистун был главным в лесном городе. Все его боялись. Он был злым и подлым все дни недели. А в субботу совершалось чудо, и он становился добрым и ласковым. В этом лесу жила Королева Поляны. Она приносила всем радость и счастье, нежность, рост и цветение. Свистун задумал подлый план: забрать у Королевы Поляны все ее богатства. В пятницу Свистун захватил Королеву Поляны, и все сразу стало гибнуть. Время остановилось. В дальнем углу леса жил старичок волшебник. У него была Волшебная Книга. Он открыл ее, перевернул страничку, сказал

 « Инцы-Брынцы», и сразу наступила суббота. Проснулся Свистун добрым и ласковым и подумал, что же я наделал, ведь сам себе навредил – моя любимая трава тоже засохла. Отпустил он Королеву Поляны, извинился перед ней, Ожило все вокруг. Для всех настал счастливый день.

Игры и творческие задания

 по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания .

Игра  «Назови героя»

Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку

- Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок

ПР: Назовите героев-девочек ( Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика - Семицветика». Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть особенной, со своими с конкретными свойствами и действиями.

 Игра «Действия героя»

Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

 - Воспитатель предлагает героя из сказки.

ПР: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы.

Условия: говорить только глаголами -  жила- была, ходила, наказала, пела , кормила, поила, горевала и т.д.

Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках. При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок.

Игра «Волшебник»

Цель: Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы

 - Воспитатель предлагает поиграть в волшебников с помощью колец Луллия.

 На 1 кольце – изображение обычных предметов,

 на 2-ом – волшебники (ТПФ).

- Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том волшебстве, которому

научился предмет. Рассказ дополняется практической значимостью волшебства, дается оценка, кому от него хорошо или плохо.

ПР: Синичка на круге встретилась с Волшебником Окаменения:

«Птичка летает место, куда она сядет, становится каменным. Это хорошо, если птичка сядет на руки мальчишке, который стреляет из рогатки и плохо, если она сядет на растущий цветок».

Вывод: в сказке волшебным может быть любой предмет. Волшебство может приносить добро и зло.

Игра «Где-то, кто-то…»

Цель: Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

Работа идет либо с морфологической таблицей, либо с кольцами Луллия.

-  Воспитатель -  на одном круге выкладывает карточки с изображением героев,

 На второй –  изображения места, где это может происходить.

Пересечение объекта и места позволяет ребенку представить сказочную ситуацию и стимулирует его творчество.

ПР: как Иванушка попал в подземелье. Как он будет оттуда выбираться, кто ему может помочь и т.д.

Игра «Парад волшебников времени»

Цель: Учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени

- Воспитатель на кругах Луллия   располагает картинки:

-1 – круге -  волшебники.

-2 – круге  - объекты природного и рукотворного мира.

Ребенок раскручивает стрелку, и указанный Волшебник преобразует объект.

ПР: Стрекоза встретилась с Волшебником Остановки Времени. Она будет вечно энергичной, молодой, даже через много сотен лет.

Игра «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз»

Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных - анализаторов.

Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку.

ПР: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали - запах сажи, шерсти волка, кипящей воды.

Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз ( дети видят то, что не описано в сказке),

Волшебник Ухо ( представление возможных звуков, озвучивание мыслей),

 Волшебник Рука -  (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.

Игра «Сказочные слова»

Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

- Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках: -  (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) (см. на экране)

Игра «В какой сказке?»

Цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому- либо жизненному правилу.

- Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат.

- ПР: Воспитатель говорит «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дети вспоминают, как Герда с помощью других героев нашла Кая, а деньги принцессы ей в этом не помогли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс " Девочка - Сказка "

Мастер-класс для родителей с детьми с целью показать, как сказка помогает объединить взрослого и ребенка, понять загадочный мир детства...

Мастер - класс "Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников"

Мастер - класс "Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников"...

Консультация для родителей на тему: " Чему учат сказки?" и мастер- класс " Сотвори сказку своими руками"

Родители вместе с детьми создают куклу - сказку и начинают её оживлять....

Мастер-класс "Экологические сказки"

Занятие в подготовительной группе "Как звери в лесу зимуют"...

Мастер-класс "Придумай сказку".

Цель: научить педагогов составлять сказки по проблемам, связанных с нарушениями поведения детей дошкольного возраста.Задачи: Вовлекать педагогов в активную познавательную деятельность.Показать м...

Мастер-класс «Зимняя сказка» в технике граттаж

Для работы понадобится: 1/2 листа картона А4, восковые мелки, свечка, стек, зубочистка, гуашь черного цвета, большая кисть, мыло, шаблон пейзажа по желанию.Описание работы:1 Этап. Берем 1/2 листа карт...

Мастер-класс "Экологическая сказка"

Цель: формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе, как средство развития основ экологической культуры.Задачи:1.Развивать поисковую деятельность, познавательный интерес к окру...