творческое составление рассказа по картине
методическая разработка (старшая группа)

Глазачева Людмила Степановна

доклад - этапы создания творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ - технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_tvorcheskogo_rasskaza.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Дельфин»

Использование игровых методов и приёмов

 ТРИЗ-технологии при составлении

 творческого рассказа по сюжетной картине

Из опыта работы

воспитателя высшей категории

Глазачевой Людмилы Степановны

п.Краснообск

2016

Использование игровых методов и приёмов  ТРИЗ-технологии при составлении творческого рассказа по сюжетной картине

   В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования сказано, что у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять небольшие рассказы по картине.    
   Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец воспитателя. Опыт показал, что детские рассказы бедны выразительными средствами,  однотипны  по содержанию.   Главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а лишь  повторяет уже готовый текст. Ни для кого не секрет, что такие занятия не интересны ни детям, ни взрослым.
    Для решения проблемы  в работе  с детьми над картиной, я решила апробировать технологию развития связной речи дошкольников разработанную Т. А. Сидорчук и Н. Н. Фоменко на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ. Данная технология направлена на развитие умственных способностей ребенка и создание творческого продукта в речевой деятельности самим ребенком.
   Работая второй год по данной технологии,  пришла к выводу, что результаты у детей по составлению творческих рассказов очевидны.                                                                                      
     Работа над картиной проходит в течение  двух недель.                                                                                                В данной технологии  выделено 9 этапов.                                                                                                          У каждого этапа  - свое правило, своя эмблема, свой алгоритм, свои игровые приемы.

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ

ЭТАП№1  «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ НА КАРТИНЕ»

1.1.АЛГОРИТМ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВА КАРТИНЫ

- Перечисли объекты, изображенные на картине.

- Схематическое изображение их на листе бумаги.

- Сгруппируй по какому – либо признаку.

- Правило этого этапа «Смотрю на картину и называю объекты». Покажи его эмблему.

1.2.Игровые приёмы:

- подзорная труба

- «Кто самый внимательный»

- «Кто больше назовет объектов»

- «Отгадай по описанию»

- Волшебник «Дробления – Объединения!

- «Назови объекты одним словом»

- «Рукотворный и природный мир».

1.3 Высказывания детей : «Я смотрю на картину и называю объекты – встретились два зайчика, а у лапы зайчика лежит шишка, я думаю – это кедровая шишка». (Ксения Ч).

«Я смотрю на картину и вижу за кустиком волка. Мне, кажется, волк хочет поймать зайчика». (Мирослава В.)

ЭТАП№2  «УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ НА КАРТИНЕ»

2.1.Алгоритм установления взаимосвязей  между объектами на картине

- Выдели два объекта на картине

- «Объясни, почему они между собой связаны»

- «Объедини названные объекты стрелками»

- Правило этапа – «Все объекты между собой связаны», «Один объект связан с другим, потому что…» и т. д. Эмблема этапа.

                                 2.2.Игровые приемы:

- «Мы сыщики»,

- «Ищем друзей»,

- Волшебник «Дробления – Объединения»,

- Вопросы: «Почемучкин», «Я считаю, Я думаю».

2.3.Высказывания детей: «Зайчик связан с травой, ягодами, потому что он любит это есть». (Милла У.)

«Кустик связан с птичкой, потому что она защищает его от гусениц и жучков, здесь птичка построит гнездо для своих деток». (Полина Ч.)

ЭТАП №3 «СОСТАВЛЕНИЕ СРАВНЕНИЙ, ЗАГАДОК И МЕТАФОР ПО КАРТИНЕ»

3.1.Алгоритм составления сравнений

- Выбери предмет, изображенный на картине.

- Что ты можешь сказать, например, о его форме?

- Какие предметы такие же по форме, ты знаешь?

- Составь словосочетание.

- Правило этого этапа «Я смотрю на предметы и могу сравнить его признаки с признаками других предметов». Эмблема этапа.

                                  3.2. Игровые приёмы

- Герой с набором признаков

- «Сравни объекты на картине с другими объектами»

 « Брусника по форме такая же круглая, как бусинка или маленькое яблочко»(Милана К.)

«Ёлочка по цвету такая же зеленая, как листик, лягушка, моя резинка в волосах». (Александрина З)

3.3. Алгоритм составления загадок

- Выбери объект ка картине и перечисли его особенности – признаки.

- Выбери один из вопросов , по которому будешь составлять загадку: (а -Какой предмет по признакам? Что такое же у других предметов?, б – Что делает данный объект? Кто или что делает так же?, в – На что это похоже? Чем объекты  отличаются?).

- Перечисли объекты, похожие на выбранный тобой.

- Найди в них общее.

- Составь текст загадки с помощью слов: «как», «но не».

- Правило этапа «Я смотрю на объект и могу составить загадку». Эмблема этапа.

3.4. Игровые приёмы

- Герой с признаками:

- «Найди общие признаки у объектов».

3.5. Высказывания детей:

 «Маленький, как зайчик, толстенький, как дыня, шершавый, но не тёрка»  (пенёк)

«Красная, как малина, пятнистая, как луна, полезная, но не яблоко» (божья коровка)

3.6.Алгоритм мыслительных действий  при составлении метафор

- Выбери один объект на картине (например –слезы).

- Назови действие его (слезы капают).

- Назови такое же действие у другого объекта (дождик капает).

- Где на картине изображены слезы? (на глазах у девочки).

- Соедини оба объекта мысленно (слезы на глазах – дождик из глаз).

- Составь метафору (дождик из глаз).

- Составь предложение со словосочетанием «дождик из глаз».

- Правило этого этапа «Я могу сравнить объект и составить загадочную фразу». Узнай эмблему этапа.

3.7.Игровые приёмы

- «Сравни признаки выбранного объекта с признаками другого объекта»

- «Кто больше назовет признаков к объектам

ЭТАП №4 «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ОЩУЩЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ РАЗНЫХ ОРГАНОВ ЧУВСТВ»

4.1. Алгоритм мыслительных действий

- Посмотри на картину, «войди в нее».

- Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине.

- Опиши свои ощущения.

- Правило этапа «Я смотрю объект и представляю-  какие запахи он издает, звуки, какой он на ощупь». Эмблема этапа.

4.2.Игровые приёмы

- Волшебники анализаторы

- «Съедобное – несъедобное»

- «Назови объекты, которые могут издавать звук»

4.3.Высказывания детей

 «Я слышу, как ветер колышет листья на ветках деревьев» (Ваня К)

«Я трогаю рукой грибок, и он наощупь гладкий и скользкий» (Даша С.)

«Я пробую ягоду костянику, и она на вкус оказалась кисленькой» (Ксения С.)

ЭТАП №5 «СОСТАВЛЕНИЕ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ ПО МОТИВАМ СОДЕРЖАНИЯ КАРТИНЫ»

5.1. Алгоритм мыслительных действий  

- Подбери рифмующие слова к объектам на картине

- Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом

- Добавь пятую строчку (можно без рифмы) по содержанию картины

- Выразительно прочитай стишок

- Правило этапа «Я называю объект и составляю про него рифму (стишок)»

Эмблема этапа.

5.2. Игровые приёмы

- «Складушки -  рифмушки»

5.3. Высказывания детей

Зайчик – попрыгайчик.   Ушки – макушки.

«Жил – был зайчик

Его звали попрыгайчик.

У него на макушке

Сидели серенькие ушки.

Вот такой был веселый зайчик».

ЭТАП №6 «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА КАРТИНЕ»

6.1. Алгоритм мыслительных действий  

- Выбери объект. Определи, где он находится на картине.

- Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему:

а) как это видит тот, кто рассматривает картину.

б) с позиции выбранного объекта.

- Правило этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине». Эмблема этапа.

                                   6.2. Игровые приёмы

- «Да – нет ка на плоскости»

- «Узнай объект по описанию»

6.3.Высказывания детей:

«На картине волк. Он находится в правом  верхнем углу, ближе к центру.

Я волк, выглядываю из–за зеленого куста. Рядом с кустом я увидел зайцев.

Мне сразу захотелось поохотиться на них». (Ваня А.)

«На картине ягода брусника. Художник нарисовал ее в правом нижнем углу.

Я, красная ягодка, с блестящими листочками. Рядом со мной лежит старое дерево. На нем даже коры нет. А найти меня можно в траве» (Саша Зг.)

ЭТАП №7  «СОСТАВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗАРИСОВОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ».

7.1. Алгоритм мыслительных действий  

- Выбери героя картины.

- Определи его настроение или свойство характера.

- «Войди» в образ героя (представь себя им).

- Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине.

- Правило этапа: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня     характер». Эмблема этапа.

                            7.2. Игровые приёмы

-  «Наоборот», «Противоположности».

- «Покажи  мимикой или жестом свои чувства, характер».

                          7.3. Высказывания детей:

Испуганные зайчики

«Мы, зайчики, встретились в лесу, на маленькой лужайке. Даже испугались друг друга. Но вдруг, почувствовали какой – то запах, который насторожил нас. Мы узнали этот запах. Это был волк. Мы испугались и замерли. Думаем ,что нам делать, спрятаться или бежать от волка. Мы молодые зайцы, умеем быстро бегать, запутывать следы. Волк тоже умеет догонять нас. Чтобы остаться живыми, мы сейчас разбежимся в разные стороны. Вот так мы и живем в нашем лесу – всегда настороженные и немного испуганные.

ЭТАП №8 «ОПИШИ ОБЪЕКТ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ ВО ВРЕМЕНИ»

8.1. Алгоритм мыслительных действий  

- Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.

- Представь прошлое(будущее) объекта с учетом изменения его признаков, действий.

- Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.

- Правило этапа» Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше, что будет с ним потом». Эмблема этапа.

8.2.Игровые приёмы

- «Скажи наоборот».         - Волшебники времени.

                                          8.3. Высказывания детей

Лесные грибочки (будущее время)

« Я вижу грибочки. Их два. У них коричневые шляпки. Когда грибники придут в лес, они найдут и сорвут их. Положат в корзину, чтобы не поломались.

Грибники будут их срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. А на этом месте вырастут новые грибы. Грибники дома из грибов сварят грибной суп, пожарят с ними картошку или высушат на зиму и сделают пиццу» (Ксения Ч.)

ЭТАП №9  «ПОНЯТИЕ О СМЫСЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ КАРТИНЫ»

9.1. Алгоритм мыслительных действий  

- Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. (Текст читает педагог).                                                                                                                        - Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка?                                 - Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины?                                                                                                                                                         - Правило этапа «У каждой картины есть мудрость, правило жизни, главный смысл».                 Эмблема этапа.

9.2. Игровые приёмы

- «Рассуждалки» (Я думаю… Я знаю… Мое мнение…)

9.3. Творчество детей:

     Я хочу назвать картину «Что в лесу родится – дома пригодится». Лес – это много деревьев, ягод, грибов. Лес – это дом для животных лесных, птиц, насекомых. В лесу хорошо, пахнет смолкой и елкой. Воздух чистый, потому что деревья старались его очистить от вредных веществ. Я думаю, чистый воздух может быть лечебным. Если человек придет в лес, то найдет грибы и ягоды. Грибы можно посолить, так бабушка делает, а из ягод сварить варенье земляничное. А мама бруснику замораживает в холодильнике. Я знаю, что есть охотники, они охотятся на лесных зверей. А мне жалко, когда их убивают.   В лесу можно собрать растения, они лечат человека от какой-нибудь болезни. Лес помогает нам, дарит свои подарки лесные. Я думаю, человек будет защищать природу. (Даша С.)

ЭТАП №10   ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

«Составление детьми творческих рассказов по картине»

Рассказ детей

    «Я птичка, живу в лесу, пою песенки. У меня на дереве гнездо из веточек, сухой травы и листьев. Лес мой дом, я защищаю деревья от всяких насекомых. В гнездо, я откладываю яйца, а потом из них выведутся птенцы. Я их учу летать, кормлю, забочусь о них. Мои дети выросли, стали взрослыми, и улетели. Я осталась одна. Сейчас я сижу на веточке дерева и наблюдаю с высоты. Хорошо в лесу, тихо, тепло. Я чувствую, как солнышко греет мои перышки. Внизу вижу зайчиков, а из-за куста выглядывает волк. Я думаю, волк хочет поймать их. Он такой разбойник, всегда обижает  зайцев. А мы с зайчиками живем дружно, не обижаем друг друга. Надо помочь им. Сейчас я подлечу и клюну волка прямо в лоб. Волк завоет, зайчики  увидят волка и убегут. Так я спасу зайчиков» (Ксения Ч.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

   Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...