Педагогическая стратегия
методическая разработка

Оксана Сабурова

В данной стратегии описывается поэтапная модель развития одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategiya.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая стратегия развития одаренности

Сабурова О.С., педагог-психолог

МАДОУ «Улыбка», г.Лабытнанги

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

 Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»

В.А. Сухомлинский

Одаренность – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен ребенок. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда ребенок настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.

Ключевые слова: одаренные дети, способности, развитие одаренности, выявление одаренности.

В современное время интерес к одаренным детям возрастает день ото дня. Ведь талантливая, всесторонне развитая молодежь – это будущая национальная элита, и не удивительно, что в нашей стране таланты у детей стараются выявлять еще в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день работа с одаренными детьми является одним из важных аспектов деятельности дошкольных учреждений. Заботясь об одаренных детях сегодня – мы заботимся о развитии науки, культуры и социальной жизни нашей страны завтра. Ведь именно на этих воспитанников будет опираться наука, именно они смогут внести свой наибольший вклад в развитие общества. Учеными доказано, что в дошкольном возрасте детям легче всего развить свои интеллектуальные способности. По сути дела, все люди рождаются примерно с одинаковыми возможностями и способностями, но вот реализовать и показать их может не каждый. Задача родителей, воспитателей и педагогов состоит именно в том, чтобы помочь дошкольникам развить свои способности и научиться их применять.

Собственный опыт и анализ деятельности коллег,  помогли разработать стратегию работы  с одаренными детьми. Ее можно представить в виде следующей модели. 

Модель развития одаренных детей

Работа с одаренными воспитанниками осуществляется по двум направлениям, диагностическое и развивающее.

Первым этапом организации деятельности с одаренными детьми, как известно, является работа по выявлению таких воспитанников. Ежегодно проводится мониторинг по методике «Определения склонностей ребенка» (автором которой является Савенков А.И.) Данная методика основана на нетрадиционном сочетании двух диагностических приемов: «карты интересов» и «метода независимых экспертов».  В качестве экспертов выступают родители и воспитатели. В данном исследовании я привлекаю родителей и воспитателей для того, чтобы всесторонне оценить особенности и таланты ребенка. На основе психолого-педагогических диагностик и других исследований я выявляю детей, склонности которых делятся на шесть сфер:

1.Интеллектуальная;

2. Академические достижения;

3. Творчество, продуктивное мышление;

4. Общение и лидерство;

5. Художественная

6. Двигательная.

Специфика дошкольного возраста такова, что дети находятся в начале формирования личности. Их способности и возможная одаренность могут быть скрыты не только от окружающих, но и от них самих. На данном этапе можно говорить о приоритетных видах деятельности, стремлении ребенка выполнять те или иные функции, желании чему-то научиться. Следующим шагом в работе, становится ранее выявление творческих возможностей, личных особенностей, специальных интересов и способностей детей.

Сначала- это наблюдение за детьми в игровой деятельности и в непосредственно в образовательной деятельности (при помощи создания диагностических ситуаций), беседы с родителями, педагогами дошкольного учреждения. Далее анкетирование родителей и педагогов (независимых экспертов) которое дает возможность определить область способностей ребенка. Эти действия позволяют не только уточнить круг интересов, но и степень их выраженности.

Вторым этапом в работе является углубленная диагностика психических процессов у воспитанников. Далее свою работу с детьми, которые при обследовании показали высокие результаты познавательной активности, я осуществляю в соответствии с разработанной программой «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет с предпосылками одаренности». Данная программа составлена на основе «Курса развития творческого мышления» для детей 5(6) – 8 лет (программа «Умное поколение», ГП «ИМАТОН»), разработанная Ю.Б. Гатановым по методу ДЖ. Гилфорда и ДЖ. Рензулли. Работа с детьми осуществляется как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме.

В сегодняшний день человечество признало необходимость развития творческого потенциала подрастающего поколения. Однако, возникает ряд проблем.

Прежде всего, отсутствует единство мнений по поводу того, что такое творческое мышление  и  чем оно отличается от интеллекта. Тем не менее, множество исследований в области творчества привели ученое сообщество к следующим выводам:

  1. Высокотворческие люди, в целом, имеют интеллект выше среднего, но высокоинтеллектуальные – не обязательно обладают высокой креативностью.
  2. Творчество представляется достаточно сложным процессом или даже совокупностью процессов, объединенных под единым названием. Эти процессы могут отличаться друг от друга как совершенно различные психологические феномены. Например, творческий подход к делу в бизнесе значительно отличается от творчества в искусстве.
  3. Все люди в той или иной степени обладают способностью творчески мыслить.

Во-вторых, даже сегодня, когда разработаны и функционируют новые развивающие образовательные программы для детей дошкольного возраста, все же медленно меняется сам стиль обучения детей. По прежнему детям предлагаются задачи, ответы к которым уже сформулированы в сознании самих педагогов. И стиль учения предполагает наведение на «правильный ответ». И таким образом, упор опять делается на развитие конвергентного (стереотипного) мышления, а творческое дивергентное мышление, более востребованное в действительности, остается несформированным, или в силу природной одаренности, недостаточно развитым для полноценной реализации.

При реализации программы используются различные технологии, например такие как:

  1. технологии проектного  обучения;
  2.  игровые технологии;
  3. Технологии интегрированного обучения
  4. Песочная терапия;
  5. изотерапия

 Помимо этого включены занятия в сенсорной комнате с использованием такой технологии как сказкотерапия, музыкотеоапия направленные на развитие регуляторных функций организма и эмоциональной сферы ребенка, а так же когнитивных процессов (память, внимание, воображение, мышление). В работе с одаренными детьми эти технологии приобретают особенный характер, так как помогает развить у детей способности к творчеству, фантазии. Для получения более высоких результатов развития одаренных детей используются методы творческого характера – исследовательские, проблемные, проектные, поисковые, сочетая при этом самостоятельную индивидуальную, групповую формы работы. Сказкотерапия способствует активизации различных сторон мыслительных процессов ребенка, помогает ему самосовершенствоваться и одновременно создает благоприятную психологическую атмосферу, способную обогатить эмоционально-чувственную сферу ребенка. Органичной составляющей сказкотерапии является музыка. Музыкотерапия – один из важнейших компонентов психолингводидактичного процесса, способная глубоко влиять на чувства, эмоции ребенка, усиливая производительность речевых процессов, активизируя детскую интеллектуальную-речевую деятельность. Музыкотерапия сопровождающая сказкотерапевтическое занятие, является прекрасным фоном для чтения и сочинения стихов, рассказывания, рассуждения, описания. Данные технологии помогают ребенку более ярко проявлять творческое воображение, фантазию в самостоятельном создании сказок. С помощью используемых форм работы каждый ребенок способен накапливать положительный эмоциональный фон, а так же ярко проявлять свои творческие и интеллектуальные способности. Выделяться коммуникативными способностями приобретая статус «успешного» говорящего ребенка, способного к вербальному самовыражению.   Творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей к обнаружению проблем и поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению.

 Структура творческой одаренности в качестве компонентов включает: а) доминирующую роль познавательной мотивации, б)исследовательскую творческую активность, выражающегося в обнаружении нового, в постановке и решении проблем, в) возможности достижения оригинальных решений, г) возможности прогнозирования, д) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

   Исходя из приведенных выше выводов ,основная задача работы, на его основе заключается в том, чтобы научить ребенка генерировать идеи, которые будут являться творческими для ребенка на данном этапе его развития. Наряду с ростом креативности мышления программа должна способствовать и росту интеллекту в целом.

Психологические исследования подтверждают, что люди, которые систематически занимаются творческими упражнениями, могут использовать свои творческие способности для решения проблем в самых различных сферах жизни.  И потому опыт творческого подхода к решению различных проблем поможет воспитанникам в и будущей жизни и в дальнейшем может привести к созданию таких идей, которые обогатят человеческую культуру.

Так же уделяю внимание работе с родителями. Проводятся родительские собрания и тематические семинары для родителей по таким темам, как «Значение раннего выявления одарённости», «Кто он – одарённый ребёнок?», «Восприятие и воспитание одарённых детей».

Вся работа по развитию одарённости детей поставлена так, чтоб максимально реализовать потенциальные возможности нашего воспитанника, развить его склонности, способности, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.

        Не подлежит сомнению, что важную роль в создании образовательной среды, способствующей, развитию творческого потенциала одаренного ребенка является воспитатель. Моя работа предусматривает тесное взаимодействие с  педагогами дополнительного образования и воспитателями. В течение учебного года  провожу  различные мероприятия в форме мастер классов, тренингов, круглых столов, обучающих семинаров целью которых является  повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов, осуществление общей стратегии воспитания и обучения одаренных детей.

В связи с этимработа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство. Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ, в которые должны включаться разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Каждый одаренный ребенок является индивидуальностью, требующей особого подхода. На вопрос о том, какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности ребенка могут указать педагогу на одаренность ребенка, не существует однозначного ответа.

Но за всем этим кроется напряжённый, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическую конференцию "Сбережение здоровья каждого ребёнка- одно из важных направлений национальной стратегии".

Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня мы с вами собрались на традиционную августовскую конференцию, которая остается долгожданным привычным событием в жизни каждого педагогическог...

Стратегии и приемы педагогического взаимодействии

. Важнейшей задачей современного дошкольного образования является переход к гибкой, многофункциональной системе воспитания, которая осуществляется благодаря личностно-ориентированной модели вариативно...

«Основные стратегии психолого-педагогической помощи непопуляпным детям"

«Основные стратегии психолого-педагогической помощинепопулярным детям»...

"Переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии её педагогического сопровождения"

Освоение педагогами ДОО принципа ФГОС ДО: «Игра- ведущая деятельность дошкольников». Как направить педагогов на переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии е...

«Моя педагогическая стратегия развития одаренности»

laquo;Моя педагогическая стратегия развития одаренности»...

Методическая разработка на тему: «Моя педагогическая стратегия развития одаренности»

Одаренный в двигательной сфере ребенок успешно реализует себя в различных видах деятельности. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что одаренность - это «...взятая в ее единстве совокупность всех данных...

Модель работы с одарёнными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одарённости»

Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка проявляются и начинают интенсивно развиваться  способности, которые помогают выявить степень его одарённости. Они не даются ребенку в готовом виде...