Стратегии и приемы педагогического взаимодействии
статья на тему

Мищенко Мария Валерьевна

. Важнейшей задачей современного дошкольного образования является переход к гибкой, многофункциональной системе воспитания, которая осуществляется благодаря личностно-ориентированной модели вариативного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Стратегии и приемы педагогического взаимодействии

Актуальность темы. Важнейшей задачей современного дошкольного образования является переход к гибкой, многофункциональной системе воспитания, которая осуществляется благодаря личностно-ориентированной модели вариативного образования. В современной системе дошкольного образования Н.В. Жиганова и Т.А. Колесникова выделяют следующие проблемы:

  • разнообразие содержания, вариативность форм и методов, характеризующих развитие системы на современном этапе;
  • уход от познавательного диктата в содержании дошкольного образования;
  • повышение внимания к социально-личностному развитию ребенка;
  • повышение профессионального мастерства педагогических кадров.

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание.

        Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них не осознают этой потребности. Воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать своего ребёнка, необходимо единство воспитательных  воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты – педагоги  дошкольных учреждений.

         В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречия между воспитательным потенциалом семьи и его использованием.        Родители часто допускают типичные ошибки  в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Основной задачей детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку.

Проблема семьи нашла свое отражение в государственных документах:    Законе РФ «Об образовании», Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в РФ»,   Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения» и др.

Культура традиций семьи рассматривалась в работах Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. Методологические основы изучения семьи, ее взаимоотношений с государством и обществом, культуры семейных отношений изучались А. И. Антоновым, И. В. Бестужевым-Лада, А. Г. Волковым, З. А. Янковой и др.  

Целью данного вопроса стало выявление особенностей стратегии педагогического взаимодействия в дошкольном учреждении.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Тип взаимодействия

Характеристика

Сотрудничество

Совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач

Диалог

Равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями.

Соглашение

Договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог

Опека

Забота одной стороны о другой. Одни - передатчики, а другие - активные потребители готового опыта.

Подавление

Пассивное подчинение одной стороны другой. Открытые, жесткие указания, требования, предписания, что и как сделать. Приводит к напряженности во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, неприязнь к педагогу.

Индифферентность

Равнодушие, безучастность друг к другу. Характерно для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров

Конфронтация

Скрытая (открытая) неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Противоборство, противопоставление, столкновение.

Конфликт

Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. Вызывает недоверие и тревожность.

 

В последние годы практически в каждом нормативно - правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьёй, психолого-педагогического просвещения родителей.