Практический семинар для воспитателей
методическая разработка

Оксана Сабурова

Данный семинар разработан с целью повышения качества работы педагогов с родителями через осознание принципов выстраивания доверитьельных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskiy_seminar_dlya_vospitateley.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для воспитателей

«Выстраивание доверительных отношений с родителями»

Цель семинара:

- повышение качества работы педагогов с родителями через осознание принципов выстраивания доверительных отношений с родителями.

Ход семинара

  1. Вступление

Педагог-психолог:

- « Скажи, когда ты ко мне придёшь, и я буду готовить своё сердце, чтобы встретить тебя» - так говорил Лис Маленькому Принцу в одноименной сказочной повести Антуана де Сент - Экзюпери. Мне кажется, эти слова очень хорошо выражают цель нашего цикла психолого-педагогических семинаров, посвящённых взаимодействию «педагог – родитель». Всего семинаров будет три. Годовой план их проведения перед вами. Итак, начнём  готовить свои сердца к встречам с родителями.

  1. Теоретическое обоснование педагогического общения и рекомендации по организации работы с родителями.

Педагог-психолог:

-  Способность к общению – профессиональное качество педагога. Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.

Вопрос аудитории.

  1. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Зачем нужны доверительные отношения с родителями?».

Ответы воспитателей.

Педагог-психолог, подводит итог:

- Все высказывания можно объединить в одно:

«доверительные отношения с родителями нужны для установления ситуации сотрудничества в воспитании детей».

Вопрос аудитории

  1. Что необходимо для выстраивания доверительных отношений?

Обсуждаются и вырабатываются основные принципы создания таких отношений.

Педагог-психолог, подводит итог:

- Используя все высказывания, можно вывести некоторый свод рекомендаций по организации конструктивного общения с родителями (Приложение 1).  Я буду зачитывать

рекомендации, а вы внимательно слушайте. И, если суть какой-либо из рекомендаций вам не ясна, то остановите меня  для пояснения.

 

  1. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
  2. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
  3. Не забывайте, что людям нравится ощущать собственное значение.
  4. Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребёнку.
  5. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
  6. Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка.
  7. Учитывайте личные интересы родителей.
  8. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
  9. Ищите новые формы сотрудничества с родителями.

  1.  Правила симпатичного собеседника, которому всегда рады и всегда готовы помочь.

Педагог-психолог:

- Каждый человек предпочитает общаться только с симпатичными для себя людьми, но так, чтобы и о себе оставить у собеседника приятное впечатление. В каждой стране, конечно, есть свои правила ведения беседы в рамках национальных традиций, но существуют и общечеловеческие. Некоторые из них я предлагаю вам  огласить самим. Каждый из присутствующих сейчас вытянет листочек с правилом симпатичного собеседника и постарается, осмыслив его, произнести убедительно и с соответствующей приятной для слуха интонацией (Приложение 2).

Упражнение выполняется участниками семинара.

  1.  Заключение.
  1. Педагог – психолог:

- Мы сегодня очень слаженно и продуктивно поработали. Пришло время закрепить приятное впечатление о нашей встрече хорошей расслабляющей психотерапевтической  игрой.

Перед каждой парой участников ставится мини-песочница с яркими разноцветными стеклянными  шариками. Проводится игра «Найди клад».

  1. Рефлексия. Участники семинара делятся впечатлениями о работе семинара.

В заключении семинара  педагоги получают на руки памятки с рекомендациями по организации конструктивного общения с родителями и правилами симпатичного собеседника.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Шитова Е.В.. Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. – Волгоград: «Панорама», 2006 г.
  2. Справочник педагога-психолога/ 02.2011/Комплект журналов «Образцовый детский сад». Ж.В. Мартынова. Статья «Обучающие семинары для воспитателей».  

                                                                                                                                Приложение 1

Рекомендации по организации

конструктивного общения с родителями

  1. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.

Нередко педагог видит в родителях людей изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предотвратить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя – вы только оттолкнёте собеседника. Постарайтесь понять чувства родителя воспитанника, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.

  1. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

Воспитание ребёнка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог.

  1. Не забывайте, что людям нравится ощущать собственное значение.

Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчёркивание их значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребёнка.

В каком-то случае покажите  несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом – постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В третьем – укрепить уверенность родителей в самих себе, в том, что они, безусловно, могут быть и терпеливыми, и настойчивыми, что они могу наладить жизнь своего чада.

  1. Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребёнку.

Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребёнка, симпатизирует ему. Когда родители видят дружелюбные глаза педагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребёнка, психологическая защита становится ненужной. Тут же можно переходить к сотрудничеству.

  1. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.

Часто бывает так. Что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять своё собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребёнка.

  1. Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка.

Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребёнка, обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

  1. Учитывайте личные интересы родителей.

Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко активизировали своё участие в воспитании ребёнка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребёнка. Или предлагается, отцу забросить своё хобби и занятся только ребёнком. Вряд ли можно всерьёз надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся только своими ледами, после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они этого хотят, но считают, что время уже упущено и у них ничего не получится.

Гораздо лучше, если педагог признает права родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребёнка. Вообще лучше посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.

  1. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пойдёт более успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упрёков и обвинений. В третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в четвёртых, если вы обсудили ваши совместные действия.

  1. Будьте всегда в поиске,  ищите новые формы сотрудничества с родителями.

Приложение 2

Правила симпатичного собеседника.

  1. Прочисти уши, закрой рот и распахни глаза.
  2. Стань параболической антенной – настройся на волну собеседника.
  3. Давай обратную связь – произноси междометия: так-так, ага, ух, ты! Сорадуйся, сопереживай, сострадай, хвали и восхищайся.
  4. Кое о чём спрашивай и выясняй – это подбадривает собеседника.
  5. Не критикуй и не давай советов, если тебя об этом не просят.
  6. Пересказывай последнюю фразу партнёра своими словами. Это лучший способ показать, что его понимают. А раз понимают, значит и любят.
  7. Будь терпелив, не делай шагов по направлению к двери.
  8. Не спорь. В споре ты можешь выиграть, но в беседе проиграть.
  9. Не читай, не перекидывай бумаги, не постукивай карандашом, когда с тобой говорят, пытайся понять мысль собеседника.
  10.  Совет Дю Карнеги: «Говори о том, что интересует твоего собеседника».
  11.  Совет Любрайера: «Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой… значит, он вполне доволен вами».
  12. Не пытайся переложить свои проблемы на плечи собеседника, знай чувство меры, помни: многих пугает откровенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар для воспитателей «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»

Цель:   Познакомить  и заинтересовать педагогов  русскими народными играми, показать доступность их для детей дошкольного возраста, рекомендовать использовать их в работе с д...

Практический семинар для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

Проблемно-практический семинар для воспитателей

Развитие звуковой культуры речи в системе работы с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация»...

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практический семинар для воспитателей

Каждый год большое число детей впервые приходят в детские учреждения. Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими, изменение условий жизни, привычек. Травма, наносимая нервной сис...

Практический семинар с воспитателями: "Формирование валеологических знаний у детей о собственном здоровье и способах его укрепления"

Данный семинар поможет педагогам:1)воспринять особенности дошкольного периода, как периода формирования основных ценностных установок о здоровье;2)раскрыть сущность понятия "валеологические знани...

Практический семинар для воспитателей "Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями"

Причины и способы разрешения конфликтных ситуаций между воспитателями и родителями...

Практический семинар для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...