Практический семинар с воспитателями: "Формирование валеологических знаний у детей о собственном здоровье и способах его укрепления"
консультация на тему

Ким Елена Алексеевна

Данный семинар поможет педагогам:1)воспринять особенности дошкольного периода, как периода формирования основных ценностных установок о здоровье;

2)раскрыть сущность понятия "валеологические знания";

3)помочь использовать методы и приемы с детьми дошкольного возраста для формирования валеологических представлений,знаний у детей о собственном здоровье и способах его укрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар по валеологии151.36 КБ

Предварительный просмотр:

Практический семинар с воспитателями: «Формирование валеологических знаний у детей о собственном здоровье и способах его укрепления»

Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня у нас –практический семинар, тема – «Формирование валеологических знаний у детей о собственном здоровье и способах его укрепления».

Повестка семинара

  1. Особенности дошкольного периода, как периода формирования основных ценностных установок о здоровье.
  2. Сущность понятия «валеологические знания».
  3. Использование методов и приемов с детьми дошкольного возраста для формирования валеологических представлений знаний у детей о собственном здоровье и способах его укрепления.

Сегодня актуальной проблемой в дошкольной педагогике является здоровье детей и поиск способов его укрепления. Существуют как традиционные средства укрепления здоровья, таки нетрадиционные.

Предлагаю вам выполнить задание: перед вами два листа бумаги. Первая команда расписывает  «Традиционные средства укрепления здоровья», вторая команда- «Нетрадиционные средства укрепления здоровья».

Дошкольный период-это период, когда закладываются основные понятия и знания о собственном здоровье и его ценности. Конечно, формирование таких представлений складывается постепенно и под влиянием взрослого.

1) У ребенка возникают образно-словесные ассоциации, имеющие отношение к здоровью;

2) Ребенок воспринимает оценку взрослых и использует как критерий определения собственного мнения, позиции, действий, связанных со здоровьем;

3) Для ребенка взрослый является  субъектом общения и носителем определенных физических и психических качеств.

Таким образом, отношение ребенка к здоровью во многом определяется его взаимоотношениями со взрослыми и, как следствие, представляет результат педагогического общения. Следовательно, профессиональная компетентность педагогов и уровень просвещения родителей воспитанников детского сада в рассматриваемой области знаний выступают одними из основных факторов формирования у детей положительного, а значит, ценностного отношения к здоровью.

Педагоги и родители формируют у детей «валеологические знания» о собственном здоровье и его ценности.

Валеологические знания — знания, направленные на формирование у людей здорового образа жизни (ЗОЖ), понимания собственной и общественной необходимости сохранения собственного здоровья и здоровья своих близких…

.

Выстраивать работу по формированию формирования ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста необходимо в направлениях:

  1. Формирование представлений, умений через изучение и усвоение:

— особенностей внешнего строения человека, индивидуального своеобразия внешнего вида каждого человека, половой дифференциации, особенностей внутреннего строения человека, функций основных органов и систем; условий, обеспечивающих их работоспособность;

  • сущности здоровья и факторов его определяющих, резервных возможностей здорового организма;
  • правил безопасного поведения в различных ситуациях.

Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму. Педагог, работающий в этом направлении, должен рассказать детям, как устроен организм человека, как работают основные системы и органы (опорно-двигательная, мышечная, пищеварительная, выделительная и др.). Важно при этом сформировать у ребенка умение прислушиваться к своему организму, помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы, говорящие о состоянии всех органов и систем.

  1.  Развитие потребности в здоровье через формирование и закрепление навыков:
  • культурно-гигиенических;
  • закаливания;
  • физической культуры;
  • безопасной жизнедеятельности на улице, в детском саду, дома;
  • оказания первой помощи в необходимых случаях (ожоги, обморожения, травмы, ранения).

Педагог должен рассказать, какова роль закаливающих мероприятий в жизни человека, физической культуры. Что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих, соблюдая правила гигиены. Педагог должен также познакомить детей с правилами первой медицинской помощи при травмах (порезах, ожогах, ссадинах и др.), объяснить, что при этом необходимо делать. Должен сформировать знания о разных видах опасностях (дорожной, пожарной, террористической) и методах их профилактики.

  1. Воспитание ценностного отношения к здоровью.

Педагог должен сформировать знания о ценности здоровья, о необходимости его поддержки, сохранения и укрепления.

Формирование знаний о собственном здоровье и ценностного отношения к нему у детей дошкольного возраста, осуществляется посредством использования методов и приемов:

Наглядные методы

  • Наблюдение: распознающее, преобразовательное, репродуктивное.    Использование данного метода способствовало формированию у дошкольников представлений об особенностях внешнего строения человека, об индивидуальном своеобразии его внешнего вида, о социальной роли каждого ребенка согласно его половой дифференциации, представлений о зависимости здоровья от факторов его формирующих.
  • Рассматривание картин, схем, муляжей; демонстрация диапозитивов, диафильмов, компьютерных программ. Применение данных методов способствует расширению представлений детей о здоровье, а также формированию наглядных образов внутренних органов и систем организма человека, их функций и условий, обеспечивающих их работоспособность, т.е. наглядных образов таких объектов, восприятие которых непосредственно в жизни обеспечить невозможно.

Практические методы

  • Упражнение: подражательно-исполнительское, конструктивное, творческое. Организация данного метода способствует овладению детьми разнообразными способами умственной деятельности, формированию и закреплению навыков: культурно-гигиенических, закаливания, физической культуры, безопасной жизнедеятельности, оказания первой помощи.

 — Игровой метод. Использование данного метода содействовало закреплению и систематизации представлений и умений детей, обозначенных в программном содержании.

— Моделирование: предметное, предметно-схематическое, графическое. Применение данного метода способствовало формированию у детей представлений о строении, функциях органов и систем организма человека, обеспечивая тем самым наглядные образы та- ких объектов, восприятие которых непосредственно в жизни обеспечить невозможно.

Словесные методы

  • Рассказ воспитателя и рассказы детей. Использование приема — рассказ воспитателя — способствует формированию у детей представлений о злоровье; тогда как применение метода — рассказы детей — их закреплению и переходу умственного действия и его содержания во внутренний план, т.е. интериоризации.
  • Чтение художественной литературы. Организация данного метода обеспечивало расширение и обогащение представлений детей в области здоровья, формирование способности детей к восприятию и пониманию содержания, основных связей и действий героев художественного произведения относительно сохранения и укрепления здоровья.
  • Беседа: предварительная, итоговая (обобщающая). Применение данного метода способствует обобщению и систематизации представлений дошкольников,
  • Чтение сказок- в сказке присутствует «функция воспитания здорового об- раза жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий, поведенческих актов», иначе сказка имеет здоровьесберегающее направление, «цель которого — сохранение и развитие индивидуального здоровья личности, утверждение здорового образа жизни»

Использование перечисленных методов и приемов способствует формированию у детей дошкольного возраста представлений о здоровье.

А сейчас предлагаю вам выполнить задание. Используя разнообразные методы и приемы, формы и виды деятельности, сформируйте валеологические представления у детей согласно теме и возрасту:

1 группа педагогов- тема: «Зачем человеку ухо?» (младший возраст).

2 группа педагогов-тема: «Что укрепляет здоровье?» (средний возраст).

3 группа педагогов-тема: «Зачем нужно заниматься физкультурой и спортом?» (старший возраст).

Педагоги представляют отрывки своих мероприятий.

Таким образом, формирование знаний о здоровье и ценностного отношения к нему, в образовательном учреждении будет происходить более успешным если определены направления работы, формы, методы и приемы работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ №3 Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)

Тема: «Оптимизация  процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)Цел...

Формирование элементарных валеологических знаний у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

В данной работе представлены материалы из педагогического опыта по формированию у детей дошкольного возраста элементарных валеологических знаний через различные виды деятельности (занятия, празд...

Семинар для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

·     «ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энцикл...

Семинар для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.

Современная  ситуация  в  образовании  предполагает  активное  участие  родителей  в  педагогическом  процессе.  Сегодня  они  выступаю...

Методические рекомендации к дидактическому пособию по формированию валеологических знаний у детей младшего возраста посредством многофункциональной ширмы «Здоровый малыш»

Пособие  направлено на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми младшего и старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье....