Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.
учебно-методический материал

Гомзякова Евгения Игоревна

Творчество детей невозможно без практической работы, поэтому необходимо развивать умения и навыки, закреплять формообразующие движения руки, эмоционально-личностное отношение к искусству, организовать самостоятельную изобразительную деятельность детей. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников

Кафедра «Дошкольного образования»

 

РЕФЕРАТ

Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста

через нетрадиционные формы

изобразительной деятельности.

                                                         Выполнила:

слушательница курсов по программе

«Педагогика и психология дошкольного образования»

Тарнопольская Евгения Игоревна,

МБДОУ ЦРР детский сад № 15  «Золотая рыбка» г. Озёры

Проверила: 

                                                                                                       к.п.н., доцент

Соломенникова О.А.

Москва, 2013 г.

Содержание.

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Введение.

И в десять лет, и в семь, и в пять

                                                             Все дети любят рисовать.

                                                            И каждый смело нарисует

                                                         Все, что его интересует.

                                                      Все вызывает интерес:

                                                                Далекий космос, ближний лес,

                                                                     Цветы, машины, сказки, пляски...

                                                              Все нарисуем: были б краски,

                                                       Да лист бумаги на столе,

                                                       Да мир в семье и на земле.

                                                                                                        В. Берестов

      С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам».

     На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

      Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.                                                                                              Формирование творческой личности  - одна из важных задач педагогической и психологической теории и практики на современном этапе. Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

     Творчество детей невозможно без практической работы, поэтому необходимо развивать умения и навыки, закреплять формообразующие движения руки, эмоционально-личностное отношение к искусству, организовать самостоятельную изобразительную деятельность детей. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. [5]

    В нашем дошкольном учреждении реализуется программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению (нетрадиционное рисование) «Цветной мир».

     Задача педагога — научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники.                      

     В тот момент педагог должен сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое.        

       Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.[5]

     Конечно, занятия нетрадиционными техниками рисования не заменяет обучение детей технике рисования и не преобладают над ним: они должны гармонично сочетаться.

     Но обучение как традиционным способам рисования, так и использование нетрадиционных техник, невозможно без знания психологических и педагогических основ изобразительной деятельности и возрастных особенностей дошкольников.

     Творческое развитие личности в условиях целостного педагогического процесса - актуальная проблема современной науки и практики. В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста - дошкольного детства.

     Объектом реферативного исследования является художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

     Предметом исследования является активизация детского изобразительного творчества посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности.

   

Основная часть.

     Наличие художественно-творческих способностей у детей 5–7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. 

     Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид; снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого созидания. Профессионально грамотное руководство эстетическим воспитанием детей может осуществляться только в результате изучения их возрастных и индивидуальных особенностей. Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития детей и способствуют их умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию[7].

     В дошкольной педагогике проблема развития художественно-творческих способностей продолжает оставаться актуальной. Это явление обусловлено сложностью и скрытостью своих механизмов. Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно неоднозначные споры среди ученых. Реформирование современной системы образования ориентирует педагогов на развивающее обучение, реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании детей, предполагает создание условий для развития способностей, их творческого самовыражения в разных видах деятельности. Известно, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития художественно-творческих способностей ребенка. Е.В. Гончарова, рассматривая культурологический подход в образовании, обращает внимание на особенности ребенка-дошкольника: «он более чувствителен к космическим и природным явлениям, а возможности его вмешательства в земную и космическую природу минимальны. В то же время ребенок максимально активен в освоении окружающего и созидании внутреннего мира, себя самого. Поскольку организм ребенка более хаотичен и пластичен, он обладает наивысшим уровнем способности к изменению, то есть он наиболее динамичен. Преобладание в детстве тех психических процессов, связанных не с корой больших полушарий, а с другими структурами мозга, обеспечивает большую впечатлительность, непосредственность, эмоциональность, неспособность ребенка к самоанализу в начале жизни и стремительное его развертывание по мере созревания мозга. В силу психических особенностей и отсутствия жизненного опыта, научных знаний, ребенок больше, чем взрослый, привержен к воображаемому миру, игре.

Но это не означает, что взрослый умнее ребенка или что внутренний мир взрослого гораздо беднее детского. Просто психика ребенка иная, чем психика взрослого» [1].

Одной из значимых тенденций в области художественно-эстетического развития дошкольников является использование разнообразных изобразительных техник. Под изобразительной техникой, мы, вслед за А.М. Вербенец, Н.Н. Гусаровой, Г.Н. Давыдовой, Н.В. Дубровской, И.А. Лыковой и другими, понимаем совокупность методов и приемов использования изобразительных материалов и инструментов с целью создания выразительного изображения.

     В современном дошкольном образовании широко используются нетрадиционные изобразительные техники. Термин «нетрадиционные изобразительные техники» подчеркивает их отличие и противопоставление традиционно применяемым в дошкольном возрасте способам создания изображения и материалам, так как предполагает использование различных, в том числе не только изобразительных, материалов и средств (например, рисование декоративной косметикой, воском, соком растений и ягод), вариативное их сочетание, а также использование «необычных» приемов работы с ними (выдувание из трубочки, прокатывание окрашенного пред-

мета, набрызг из пульверизатора и другое). Результаты исследования И.Л. Головановой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельностью приводят к активизации их творческих способностей [2].

Изобразительная деятельность представляет собой отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительских действий деятельность, следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности [4]. Художественно-творческие способности — это проявление индивидом художественно-творческой активности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления [6].

Структура способностей к изобразительной деятельности – явление сложное. В каждой конкретной деятельности роль составляющих структуру свойств различна. Разные подходы и различия в контексте структуры художественно-творческих способностей (В.И. Кириенко, А.Г. Ковалева, В.С. Кузина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и другие) позволили выделить две группы способностей: способность к изображению (художественная способность), способность к художественно-творческому выражению (творческая способность). Они представляют собой сложное сочетание различных более частных способностей, свойств психики с конкретными операционными механизмами.

Способности:

Художественные

Восприятие и связанное с ним представление.

Овладение графическими средствами.

Овладение техникой рисунка.

Творческие

Эстетическое восприятие явлений реального мира.

Интеллектуальная активность.

Создание нового оригинального образа, экспериментирование.

     В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

     Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Далее обратимся к рассмотрению различных способов рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия воспитателей с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада[5].

НЕТРАДИЦИОННЫЕ  ТЕХНИКИ  РИСОВАНИЯ:

СПОСОБЫ  ПОЛУЧЕНИЯ  ИЗОБРАЖЕНИЯ

№ п/п

Техника

Способ получения изображения

1.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска одного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2.

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ

Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. К отпечатку подрисовывают детали, чтобы получилось изображение предмета (рыбка, солнце, петушок и т.д.). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3.

РИСОВАНИЕ

РЕБРОМ ЛАДОНИ

Ребёнок опускает в гуашь ребро ладони или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. К отпечатку подрисовывают детали, чтобы получилось изображение предмета. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4.

ОТТИСК

ПРОБКОЙ

Ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

5.

ОТТИСК

ПЕЧАТКАМИ

ИЗ  КАРТОФЕЛЯ

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

6.

ОТТИСК  

ПОРОЛОНОМ

Ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и поролон.

7.

ОТТИСК  ПЕНОПЛАСТОМ

Ребёнок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пенопласт.

8.

ОТТИСК

ПЕЧАТКАМИ

ИЗ ЛАСТИКА

Ребёнок прижимает печатку  к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и поролон.

9.

ОТТИСК

СМЯТОЙ  БУМАГОЙ

Ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и смятая бумага.

10.

РИСОВАНИЕ

НА СКОМКАННОЙ БУМАГЕ

Предварительно бумагу комкают, затем распрямляют. Нанесённый на скомканную бумагу рисунок имеет характерную фактуру.

11.

ПЕЧАТЬ ПО ТРАФАРЕТУ

Ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

12.

ШАБЛОНОГРАФИЯ

Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов – геометрических фигур – с целью составления и изображения отдельного объекта или сюжета.

13.

ОТПЕЧАТКИ

ЛИСТЬЕВ

Ребёнок покрывает листок дерева краской одного или нескольких цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок и нарисовать предмет,

15.

СВЕЧА +

АКВАРЕЛЬ

Ребёнок рисует свечой на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

16.

КЛЕЕВЫЕ КАРТИНКИ  - ВИТРАЖИ

Клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для высыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашиваются яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

17.

МОНОТОПИЯ

Используется для оформления фона. Краска в различном порядке наносится на лист бумаги, а сверху накладывается второй лист. Потом он убирается, получается узор.

18.

МОНОТИПИЯ ПРЕДМЕТНАЯ

Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений на одной половине.

19.

МОНОТИПИЯ ПЕЙЗАЖНАЯ

Ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается изображение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделали оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать кафельную плитку. На неё наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

20.

КЛЯКСОГРАФИЯ ОБЫЧНАЯ

Ребёнок зачёрпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

21.

КЛЯКСОГРАФИЯ

С ТРУБОЧКОЙ

Ребёнок зачёрпывает пластиковой ложкой гуашь, выливает её на лист, делает небольшое пятно (капельку). Заем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При  необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

22.

КЛЯКСОГРАФИЯ

С НИТОЧКОЙ

Ребёнок опускает нитку в краску, снимает лишнюю краску. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист бумаги, прижимает, придерживая рукой, вытягивая нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

23.

КАРАКУЛЕГРАФИЯ

Ребёнок на листе бумаги изображает какие-нибудь каракули или недорисованный контур предмета. Рассматривает и пытается увидеть в них какие-то объекты, дорисовывает, дополняет необходимыми элементами, доводя до восприятия целостности объекта.

24.

ЧЁРНО-БЕЛЫЙ

ГРАТТАЖ

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом (несколько капель) либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

25.

ЦВЕТНОЙ ГРАТТАЖ

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее дорисовываются недостающие детали гуашью. Или предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета.

26.

НАБРЫЗГ

Ребёнок набирает краску на жёсткую кисть и ударяет кисть о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Или старая зубная щётка обмакивается в краску, направляется на лист бумаги, резко проводится по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе ( в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не одежду).

27.

ТИСНЕНИЕ

Ребёнок рисует простым карандашом то, что захочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок закрашивается карандашами.

28.

АКВАРЕЛЬНЫЕ МЕЛКИ

Ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на неё мелками. Можно использовать приёмы рисование торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

29.

ТЫЧОК  

ЖЁСТКОЙ  ПОЛУСУХОЙ   КИСТЬЮ

Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

30.

ЗНАКОМАЯ ФОРМА – НОВЫЙ ОБРАЗ

Ребёнок обводит карандашом выбранный предмет (например, ножницы). Затем превращает его во что-то другое путём дорисовывания.

31.

ТЫЧОК

ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ  

Ребёнок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу, ударяя ею по листу сверху вниз. Для получения другого цвета меняются и мисочка и ватная палочка.

32.

РАСЧЁСЫВАНИЕ КРАСКИ

Ребёнок специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводит по мокрой краске и процарапывает на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие.

33.

РИСОВАНИЕ

ШТРИХОМ

Этот приём рисования называется «чиркать» - ребёнок прижимает карандаш к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нём видимый след, так называемый штрих. Штрих – это линия, черта, проведённая одним движением руки, короткая или длинная, толстая или тонкая и т.д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, т.е. чёрным или серым.

34.

РИСОВАНИЕ

МУЗЫКИ

Если представить, что звукам соответствуют определённые цвета, а сочетание звуков – определённые пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят ребёнка к миру музыки и научат его воспринимать и ощущать искусство изнутри.

35.

РИСОВАНИЕ НАСТРОЕНИЯ

Психорисование развивает фантазию, воображение, передаёт настроение в цвете. Ребёнок простым карандашом  (можно под музыку) передаёт с закрытыми глазами впечатления, настроение. Затем цветными карандашами, всматриваясь в переплетение линий, формирует сюжет.

36.

РИСОВАНИЕ

СОЛЬЮ

Ребёнок посыпает рисунок солью, соль пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придаёт объёмность изображению.

37.

БАТИК

(РИСОВАНИЕ ПО ТКАНИ)

Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или на коробку из-под конфет, или делается паспарту любой формы. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

38.

РИСОВАНИЕ

ПО СЫРОМУ

Ребёнок смачивает лист бумаги водой (толстой кистью или поролоном) и наносит краску разных цветов. Получается размытый рисунок. Если краску нанести без просветов -  с плавным переходом из одного цвета в другой. Можно рисовать мелом по влажному фону.

39.

РИСОВАНИЕ

ГУСТОЙ ГУАШЬЮ

Ребёнок рисует густой гуашью или наносит элементы на рисунок, выполненный в традиционной технике, получая выпуклый фактурный объект.

40.

ДОЖДЕВЫЕ ФАНТАЗИИ

Во время дождя или снегопада открыть окно и выставить менее, чем на минуту, лист бумаги, держа его горизонтально. Капли дождя или снега останутся на листе. Следы непогоды нужно обвести и превратить в сказочных существ.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Заключение.

     Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для его всестороннего развития детей. Являясь одной из самых интересных, она позволяет им передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх). 
    Изобразительное детское творчество раньше других видов самодеятельности стало предметом научно-педагогических исследований. Художественные достоинства детского рисунка и его значение как документа, отражающего возрастные особенности детской психики, ещё с конца 19 в. привлекли внимание учёных. 

     Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

- изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

- формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

- развивается умение создавать и воплощать замыслы;

- осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.[8]

     Таким образом, изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

     Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

     Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

     Таким образом, успешность творческого процесса будет зависеть от того,

насколько органично (соразмерно этапам развития) осуществляется включение ребенка в творческую деятельность и насколько формы,

средства и методы этой деятельности адекватны творческим целям и задачам.

Список литературы.

1. Гончарова Е.В. Социально-культурологический подход как методологическая основа современного дошкольного образования / Под ред. А.Ф. Аменд и др.// Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Центр личностно-ориентированного развивающего обучения. Серия 3. Актуальные проблемы образования. Научный журнал. Челябинск: ЧГПУ, 2004. № 22. С. 99–106.

2. Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. С. 22.

3. Теплов Б.М. Проблема одаренности // Советская педагогика. 1940. № 4–5. С. 146–156.

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 1999. 344 с.

5.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В 2 частях. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М., 1990. С. 142.

7. Соломенникова О.А.   Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. М.: Мозаика-Синтез,  -  2005. – 168 с.

Оценочный лист на реферат слушателя Педагогической академии

ФИО ____________________________________________________________

Тема работы _____________________________________________________

Оценка работы

да

нет

частично

Соответствие темы содержания учебной программы

Изложение общего плана работы

Логичность, продуманность пунктов плана

Полнота и глубина раскрытия пункта плана

Рассмотрение и обоснование основных понятий и способов анализа

Адекватность отбора источников информации

Выявление практической значимости работы

Соответствие оформления требованиям ГОСТа

Наличие обоснованного заключения реферата

Рекомендации _____________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Заключение _______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ФИО преподавателя ________________ /________________/______________

Дата ______________________

Рецензия

на реферат  слушателя  факультета профессиональной переподготовки по курсу «Педагогика и психология дошкольного образования»  на тему: « Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

Ф.И.О. слушателя: Тарнопольская Евгения Игоревна

Объем реферата – 23 стр.

Список использованной литературы состоит из 7 источников. 

Автор опирается на исследования ученых – Григорьева Г.Г. , Давыдова Г.Н., Комарова Т.С.,  Соломенникова О.А.  

Уровень и оценка теоретической подготовки, умения отбора и  анализа литературных источников, логика изложения материала, оригинальность        работы:   

Структура  и  содержание  реферата  соответствует необходимым требованиям, предъявляемым к работам такого типа.  

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Соломенникова О.А.                                               _____________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

   На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие ребен...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Данная технология способна решать следующий комплекс задач:- развитие художественного восприятия и формирование эстетических чувств и эмоций дошкольников;- приобщение детей к художественной культуре и...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности....

Консультация "ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

МАДОУ д/с № 125 Консультация на тему:ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"

quot;Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"...