Статья "Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
статья
Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательная математика как средство познавательного развития
детей дошкольного возраста
Автор: Гуламова Галина Александровна
Организация: МБДОУ № 46 «Снегири»
Населенный пункт: Красноярский край, г. Канск
Важно не количество знаний, а качество их.
Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
Л.Н. Толстой
Приоритетное направление своей педагогической деятельности я определила в теме «Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста». Вы спросите, почему именно математика? Все очень просто! Еще в школе этот предмет всегда был для меня интересен. И сейчас работая с дошкольниками, данной теме решила уделить особое внимание.
Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Формирование элементарных математических представлений осуществляю в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. В своей работе я использую:
1. Развивающие (дидактические) игры и упражнения. Игры и упражнения я применяю в определённой системе. Постепенно игры усложняю как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
2. Математические игры и задачи. Игра есть средство познания ребёнком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. В своей работе я применяю следующие этапы при ознакомлении с новой игрой.
1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.
3 этап – это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
3. Математические сказки. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.
Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единицу. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.
Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?
Сказка «Три медведя» - это математическая супер сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести медведей с соответствующими стульями, тарелками.
В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.
Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, я организую педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. В групповой комнате мной организовано специально оборудованное место, где концентрируются все игры и пособия – «Уголок занимательной математики».
«Уголок» - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребёнок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Включая математические упражнения и игры в жизнь детей своей группы, одновременно организую работу с родителями, тем самым обеспечивая разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к занимательным задачам, обучения их способам поиска ответа, решения.
Прежде всего, я направила внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей в период дошкольного детства в связи с возросшими требованиями школы, осуществлением постепенного перехода к обучению детей в школе с шестилетнего возраста. С этой целью знакомлю родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, методикой руководства соответствующей детской деятельностью.
Уверена, что занимательный математический материал является хорошим средством формирования у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, умения сосредоточить внимание на проблемных ситуациях. При использовании такого материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, потому что эмоционально вовлечены в процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии, как одно из средств познавательного развития детей дошкольного возраста»
Система работы со всеми участниками образовательного процесса....
Проектная деятельность как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Рекомендации для педагогов ДОУ....
Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может бы...
Театр как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Ознакомить родителей с театральными играми как средством познавательного развития детей дошкольного возраста.Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомлен...
«Мини-музей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Мини-музеи ДОУ соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, а также задачи отдельных разделов программы. Внедрение музейно-пед...
Лэпбук - инновационное средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Использование лэпбука в работе с детьми...
Описание опыта работы по теме "Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Это объясняется тем, что результатами обучения математике является не только знания, но и определенный стиль мышления....