Технология "Развитие певческих навыков детей среднего возраста"
материал (средняя группа)

Каргальская Надежда Константиновна

За основу взята книга Л.Абелян "Как Рыжик научился петь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_2019g_kak_ryzhik_pet_nauchilsya.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №1387»

Управление делами Президента Российской Федерации

Технология

музыкального руководителя

-высшей квалификационной категории

Каргальской Надежды Константиновны

на 2019-2020 учебный год

Тема: «Развитие певческих навыков у детей среднего возраста»

Как дети и Рыжик петь научились

Москва 2019г

Актуальность выбранной темы

 

Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через содержание песен, дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами отечественной истории, расширяют детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувство дружбы и товарищества, такие свойства личности как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива. Совместное пение охватывает детей переживаниями и требует от них единых усилий. А самое главное пение способствует умственному развитию ребенка в целом.

Цель

 

Развитие музыкальных способностей, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры. А сказать по-другому моя главная цель, научить детей не только хорошо петь, чётко, внятно, с любовью и настроением, красиво и с большой самоотдачей. А научить детей разбираться в музыке.

                                                           

Задачи

-воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

- развитие эмоциональной отзывчивости у детей;

- формирование певческих навыков;

- развитие исполнительского мастерства;

- расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;

- усвоение навыков ансамблевого пения;

- развитие детского песенного творчества.

                 

План работы на 2019-2020 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь- май

 

 Л.Абелян Учебное пособие для детей младшего возраста «Как рыжик научился петь»

И. Каплунова

Программа «Ладушки»

С.И. Мерзлякова

«Учим петь детей 5-6 лет.» Песни и упражнения для развития голоса.

О.В.Замуруева

«Развиваем музыкальный и ритмический слух»2013.-93.

Л.В.Гаврючина

Т.С.Овчинникова

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

М.Анисемова

 «Музыка здоровье»

О.Н.Арсеневская

«Система музыкально-оздоровительной работы в Дестком саду»

О.Н.Арсеневская

«Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности»  

Н.А.Ветлугина 

«Музыкальный букварь» –

Использование полученных знаний на музыкальных занятиях в работе с детьми.  

Работа с родителями и педагогами.

Работа с детьми

Месяц

Темы:

Репертуар и программное содержание:

Сентябрь

Тема 1: Вокально-певческая установка.

Знакомство детей с правилами певческой установки:

 (правила пения):

-сидеть (стоять) ровно;

-не сутулиться;

-корпус и шею не напрягать;

-голову держать прямо, не

 запрокидывая её и не опуская,            но без напряжения;

-дыхание брать свободно (не  брать в середине слова);

-петь естественным голосом, избегая резкого звучания;  

-рот надо открывать  вертикально, а не растягивать  в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;

-нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Разучивание песни* «Петь приятно и удобно» (Л.Абелян «Как рыжик научился петь»)

Упражнение «Берёзка» Учить детей правильной певческой установке.

Разучивание упражнения «Лесенка» (С.И. Мерзлякова «учим петь детей 5-6 лет)

Учить детей чисто интонировать. Научить петь поступенное движение мелодии вверх и вниз. Следить за чистотой интонирования.

Распевание гласных под музыку.

Приучать детей перед пением распеваться (работать над голосом), пропевая гласные буквы под аккомпанемент (отдельно и вместе)

Музыкальное задание (прослушав песню, суметь определить лад (мажор или минор), темп (быстрый, меленный, средний), динамику (громко-тихо), характер песни и пр.

Знакомство детей с частями песни: вступление, запев, припев, проигрыш, заключение (практические навыки)

Октябрь

Тема 2: Дыхание.

Работа с детьми над дыханием сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание, без участия плеч. Очень важно запомнить что, дыхание берём ровно столько, сколько требует фраза, которую надо спеть. Если надо спеть отрывисто одно слово, то дыхание берём коротко, а если предстоит спеть длинную фразу, то рассчитывать  свой вдох нужно так, чтобы хватило дыхания на всю фразу.

Разучивание песни* «Как дыханием владеть» (Л.Абелян «Как рыжик научился петь»)

Дыхательная гимнастика «Цветочек» О.Н.Арсеневская

«Система музыкально-оздоровительной работы в Дестком саду»

Учимся правильно брать дыхание (через нос) и плавно выдыхать (через рот).

Дыхательное упражнение «Шарик» (О.Н.Арсеневская

«Система музыкально-оздоровительной работы в Дестком саду»)

Учить детей рассчитывать силу вдоха и научиться контролировать выдох.

Работа над песнями* «Как дыханием владеть» и «Петь приятно и удобно» (Л.Абелян «Как рыжик научился петь»)

Музыкальное задание (прослушав песню, суметь определить лад (мажор или минор), темп (быстрый, меленный, средний), динамику (громко-тихо), характер песни и пр.

Ноябрь

Тема 3: Звукообразование и звуковедение.

Научить детей петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). В этом нам помогают различные распевания. А так же пение гласных букв под музыку.

Очень важно научить детей отличать красивое пение от некрасивого. Научить контролировать себя.

Распевание «Гласные буквы»

Пропевание гласных букв под аккомпанемент (отдельно и вместе)

Распевание «Весёлая разминка» (под аккомпанемент дети делают артикуляционную разминку вместе с музыкальным руководителем)

Распевание «Ква, ква, ква»

Задача этого упражнения научить детей петь на legato(слитно) и staccato (отрывисто), петь громко и тихо чётко проговаривая слова.

Упражнение «Берёзка» Учить детей правильной певческой установке.

Работа над песнями* «Как дыханием владеть» и «Петь приятно и удобно» (Л.Абелян «Как рыжик научился петь»)

Музыкальное задание (прослушав песню, суметь определить лад (мажор или минор), темп (быстрый, меленный, средний), динамику (громко-тихо) и пр.

Декабрь

Тема 4: Дикция. Артикуляция.

Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Важно запомнить, что слышимость отдельных слов, фраз зависит не от громкости, а от чёткости произношения. Следует научиться не «глотать» буквы.

Улучшаем дикцию с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр.

 

Разучивание песни* «Два телёнка на лугу» (Л.Абелян «Как рыжик научился петь»)

Упражнение «Идёт коза» О.Н.Арсеневская («Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности»)  

Научить детей чётко проговаривать слова. Активно работать ртом. Слушать друг друга.

Игра: «Звериный разговор»

(О.Н.Арсеневская

«Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности») Способствовать укреплению артикуляционного аппарата и развитию дикции.  

Научить детей концентрировать своё внимание. Вовремя вступать и одновременно заканчивать. Закреплять умение самостоятельно начинать пение.

Музыкальное задание (прослушав песню, суметь определить лад (мажор или минор), темп (быстрый, меленный, средний), динамику (громко-тихо), характер и пр.

Январь

Тема 5: Чистотой интонирования. Формирование качества звука.

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинть с понятия высоты звука. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Это использование различных упражнений на звукоподражание. Повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, различных упражнений.

 

Песенка «Эхо, отзовись» 

Учить детей петь вместе и сольно. Научить точно интонировать, внимательно слушать и чётко передавать динамику, мелодию. Следить за правильностью открытия рта.

Попевка «Андрей-воробей» (видео)

Учить детей петь попевку на одной ноте чётко проговаривая слова.

Игра с голосом «Музыкальный узор»

(Используется карточка «Высокий, низкий, средний»

Музыкальный руководитель пропевает все голоса с помощью карточки. Дети должны точно повторить (Дети поют как группой так и по одному)

Упражнение «Весёлые нотки»

Выучить с детьми название нот.

Ребёнок играя на металлофоне, пропевает нотки.

Повторение выученных песен

Февраль

Тема 6: Выразительное исполнение

Самое главное научиться понимать содержание песен. Понять о чём она.

Следить за тем как произносятся слова в песне,  чтобы они всегда были чёткими и выразительными. От этого напрямую зависит качество восприятия песни слушателем. Научиться делать правильную фразировки песни.

Работа над песнями:

-  «Петь приятно и удобно» (Л.Абелян «Как рыжик научился петь»)

- «Как дыханием владеть» (Л.Абелян «Как рыжик научился петь»)

-  «Два телёнка на лугу» (Л.Абелян «Как рыжик научился петь»)

Работаем над умением самостоятельно вступать и заканчивать пение. Уметь правильно передавать характер. Петь выразительно, не отставая и не опережая друг друга. Продолжаем правильно брать дыхание. Следим за чёткостью произношения и артикуляцией. Учим сольному исполнению.

Учим по вступлению узнавать песню, уметь сказать её название и содержание.

Игра с голосом «Музыкальный узор»

(Используется карточка «Реченька»)

Музыкальный руководитель пропевает карточку. Дети должны точно повторить (Дети поют как группой так и по одному)

Упражнение «Идёт коза»

Научить детей чётко проговаривать слова. Активно работать ртом. Слушать друг друга.

О.Н.Арсеневская («Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности»)  

 

Музыкальное задание (прослушав песню, суметь определить лад (мажор или минор), темп (быстрый, меленный, средний), динамику (громко-тихо) и пр.

Март

Тема 7: Ансамбль

В пении ансамблем, постараться приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начатии и окончании певческой фразы. Единой динамикой и выразительностью.

Разучивание песни* «Прекрасный мир поющий» (Л.Абелян «Как рыжик научился  научился петь» научился петь»)

Игра с голосом «Музыкальный узор»

Научить детей петь в унисон, петь низким, средним и высоким голосом. Расширить певческий диапазон. Научить детей петь на legato (слитно) и stokatto (отрывисто), в различной динамике.

Научить детей петь по схемам «музыкальным узорам».

Песенка «Эхо, отзовись» (ансамблем и соло)

Музыкальное задание (прослушав песню, суметь определить лад (мажор или минор), темп (быстрый, меленный, средний), динамику (громко-тихо) и пр.

Игра: «Звериный разговор»

(О.Н.Арсеневская

«Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности») Способствовать укреплению артикуляционного аппарата и развитию дикции.  

Научить детей концентрировать своё внимание. Вовремя вступать и одновременно заканчивать. Закреплять умение самостоятельно начинать пение.

Попевка «Андрей-воробей» (видео)

Учить детей петь попевку на одной ноте чётко проговаривая слова.

Апрель

Тема 8: Как беречь голос.

Повторение и закрепление пройденных тем.

Объяснить детям, что человеческий голос очень хрупкий и нуждается в бережном к нему отношению. Рассказать детям что такое голос,

как его беречь, как можно закалять свой голос.

Разучивание песни* «Я красиво петь могу» (Л.Абелян «Как рыжик научился петь»)

Музыкальное задание (прослушав песню, суметь определить лад (мажор или минор), темп (быстрый, меленный, средний), динамику (громко-тихо) и пр.

Повторение выученных песен.

Упражнение «Весёлые нотки»

Ребёнок играя на металлофоне, пропевает нотки.

Песенка «Эхо, отзовись» 

Учить детей петь вместе и сольно. Научить точно интонировать, внимательно слушать и чётко передавать динамику, мелодию. Следить за правильностью открытия рта.

Попевка «Андрей-воробей»(видео)

Учить детей петь попевку на одной ноте чётко проговаривая слова.

Май

Подготовка к открытому занятию

Открытое занятие для родителей «Как дети и Рыжик петь научились»

Работа с родителями

Сентябрь-май

-Составление памятки для родителей  на тему: «Охрана детского голоса»

-Проведение семинара-практикума для родителей на тему: «Колыбельные песни-лирика материнства»

-Проведение открытое занятие для родителей «Как дети и Рыжик петь научились»

-Индивидуальные беседы с родителями

-Посещение праздников и развлечений.

-Посещение родителями музыкальных занятий.

-Электронная рассылка музыкальных памяток.

*Работа над песнями

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:

  • краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
  • пояснение непонятных слов;
  • чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
  • разгадывание загадок, ребусов;
  • вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

2 этап – разучивание песни.

Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

 После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

 На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.

 Для того, чтобы дети быстро запомнили песню, помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»).

 Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.

3 этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

Песни и упражнения:

Песня «Петь приятно и удобно» (текст В. Степанова)

I Если хочешь сидя петь,

Не садись ты, как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Припев:

Раз! Вдох! И запел.

Птицей звук полетел.

Руки, плечи-всё свободно,

Петь приятно и удобно.

II Если хочешь стоя петь

Головою не вертеть.

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

Припев:

Песня «Как дыханием владеть» (текст В. Степанова)

I Это очень интересно

Научиться песни петь.

Но не каждому известно,

Как дыханием владеть.

II Мягким делать вдох старайся,

Вдыхай носом, а не ртом.

Да, смотри не отвлекайся,

Сделай вдох-замри потом.

III Выдох делай тихим, плавным,

Как кружение листа-

Вот и выйдет песня славной,

И свободна и чиста.

Песня Рыжика «Я красиво петь могу» (текст В. Степанова)

I (поём в мажоре)

Однажды я, разгорячась,

Воды холодной выпил всласть,

Потом мороженое съел

И…засипел, и засипел….

II (поём в миноре)

Стал голос тихим и больным,

Как будто вовсе не моим,

И представляете три дня

Никто не мог понять меня.

Песенка «Два телёнка» (текст В. Степанова)

Ма, ма, мэ, мэ, ми, мо, му, два телёнка на лугу,

Ра, ра, рэ, рэ, ри, ро, ру, щиплют сочную траву.

Гра, гра, грэ, грэ, гри, гро, гру, волки прячутся в лесу.

Да, да, дэ, дэ, ди, до, ду, я к телятам подбегу,

За, за, зэ, зэ, зи, зо, зу, от волков постерегу,

На, на, нэ, нэ, ни, но, ну, очень я тебя люблю,

Ля, ля, ле, ле, ли, лё, лю, их водичкой напою.

Песня: «Прекраснен мир поющий» (текст В. Степанова)

I У каждого на свете

Есть песенка своя:

Поёт счастливый ветер,

Деревья и поля.

II То радостно, то грустно.

То громче, то нежней

Поёт скворец искусный

И маленький ручей.

III Шумит ли сад цветущий,

Идёт ли снег зимой

Прекрасен мир поющий,

И ты с ним вместе пой.

Песня-распевка «Эхо, отзовись»

Эхо…

Отзовись!!!

Чисто петь!!!

Научись.

Слушай…

Не зевай!!!

Всё за мной!!!

Повторяй.

Упражнение «Лесенка»

Вот иду я вверх

И спускаюсь вниз.

Упражнение «Берёзка»

Описание: Данное упражнение делается стоя. Для начала надо согнуться. Тело должно быть максимально расслабленным. Можно поболтать руками и головой, они должны висеть как «плети».  И как только вы почувствовали полное расслабления своего тела, можно очень медленно выпрямляться,  «идут позвонок за позвонком», затем плечи  и последней будет голова. Упражнение нужно проделать несколько раз перед началом пения.

Игра с голосом: Музыкальные узоры

(для данных игр нужны карточки со схемами)

Описание: Дети сидят на стульчиках. На против стоит мольберт с карточками для игр («музыкальными узорами»). Педагог пропевает детям каждую карточку ведя по ней указкой. Второй раз вместе с педагогом поют дети.

(По желанию любой ребёнок может выйти и про солировать «музыкальный узор» самостоятельно.)

Упражнение «Весёлые нотки»

Описание: Дети сидят на стульчиках. Для этого упражнения нужен металлофон. Музыкальный руководитель играет диатонику на металлофоне, дети пропевают ноты называя их. Поют то вверх, то вниз. (играть на металлофоне может и ребёнок)

Игра: Звериный разговор

Описание: Звучит песня в записи «Звериный разговор»

Дети должны вторить припев на языке зверей.

Распевание: «Андрей-воробей» (видео)

(Дети встают около ТВ смотрят видео и поют попевку).

Андрей-воробей не гоняй голубей,

Гоняй галочек из под палочек

Не клюй песок, не тупи носок

Пригодится носок клевать колосок.

Распевание: Ква, ква, ква

Описание: Дети поют поочереди попевку «Ква, ква, ква» (по мажорному или минорному трезвучию вниз) поднимаясь по тональностям вверх и спускаясь вниз.

Поют то слитно, то отрывисто.

Упражнение: «Шарик»

Описание: Дети стоят в кругу, делают вдох через нос и произносят звук «С» или «Ф» идя в центр круга маленькими ножками «сдувают шарик». Затем сделав вдох через нос «надувают шарик» сделав губы трубочкой - дуя в приоткрытый рот.

Заключение

Я хочу, чтобы  данная технология научила детей не просто петь, а разбираться в пении. Научила понимать, хорошо поют или плохо, выразительно или нет. Если песня не нравится, то объяснить почему? (быть может, причина вовсе не в песне, а в её исполнении). Важно понимать, что художественный вкус сам не рождается, он появляется тогда, когда ты слушаешь хорошие песни, наполненные смыслом.

Я надеюсь, что данная тема научит детей понимать и любить музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по развитию певческих навыков детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Формирование певческих навыков детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях...

Консультация для воспитателей "Формирование певческих навыков детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий "

        Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального...

«Привлечение родителей к развитию певческих навыков детей дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара...

Консультация для родителей: "Развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста посредством песенного народного творчества"

Народный фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, творчества, музыкального фольклора находит отклик в д...

Упражнения на развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста

Данные упражнения, обьединенные единым сюжетом представляют большой интерес для детей дошкольного возраста....