ВАЖНОСТЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Филина Светлана Федоровна

Статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filina_s.f.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

 ВАЖНОСТЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С.Ф.Филина

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли»,  часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка и  снятия зажатости обучения  – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.  Большие возможности в этом направлении принадлежат театрализованным играм, театральной педагогике. По мнению В.А.Сухомлинского чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные не только с художественным и нравственным воспитанием, но и с развитием речи, памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра как вида искусства. Воздействие на сознание и чувства ребенка художественным словом несомненно велико. Оно возрастает, если слово сочетается с восприятием ярких зримых образов, с музыкой и живописью, когда жизнь предстает перед ребенком в непосредственном действии на сцене.

Маленький ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры.

Однако, для детей дошкольного возраста характерна недостаточная  сформированность адекватной оценки своего места в мире взрослых и,  соответственно, недостаточное развитие коммуникативных  способностей и возможностей. Небольшой объем мимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики и, наконец, довольно распространенные в настоящее время проблемы в развитии речевых функций также снижают коммуникативные возможности детей. Одним из этапов в развитии речи  является работа над её выразительностью. Выразительность речи совершенствуется   в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей - к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой  - у детей старшего дошкольного возраста. Все это необычайно актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных навыков дошкольников.  Решением опять же является театрализованная деятельность, которая  способствует совершенствованию диалогической и монологической речи,  грамматического строя, активизации словаря.

В обучении и воспитании средствами театрализованной игры важно ориентироваться на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, создание психологической комфортности, которая предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о широких возможностях  театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии детей  дошкольного возраста.. Для успешной реализации  этих возможностей необходимо:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

- приобщать к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в непосредственную образовательную деятельность, а также запланирована в недельном расписании по развитию речи  и ознакомлению с окружающим миром.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его социального опыта. При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

- особенности его эмоционально-личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

Педагогу  при организации театрализованной и педагогической деятельности следует помнить, что человек рождается для того, чтобы приобрести положительный опыт развития своего духовного потенциала. Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи - эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому. А это так важно в нашей жизни! Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.

Cписок литературы

1. Гайворовская Т.А Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности/ Т. А. Гайворонская, В.А. Деркунская, М.: Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.

2. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду/ Е.В. Мигунова. - М.: Сфера, 2009.-128 с.

3. Улашенко Н.Б. Организация театрализованной деятельности в детском саду, сборник/ Н.Б. Улашенко.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 448 с.

Филина Светлана Фёдоровна – воспитатель, МБДОУ – детский сад №41, г. Орёл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАЖНОСТЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Публикация  для 11 выпуска сборника статей  "Актуальные проблемы педагогики и психологии" - Орёл: ООО "Горизонт", 2015. - 252с....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Коммуникативные танцы - игры как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

В статье описывается значимость коммуникативных танцев-игр в работе с детьми дошкольного возраста, направления, компоненты коммуникативных танцев-игр при построении танцевальных композиций.  В пр...

Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством коммуникативных танцев – игр».

Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством коммуникативных танцев – игр»....

Выступление – презентация «Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через включение в систему социальных отношений (в соответствии с ФГОС)».

В данной презентации раскрываются аспекты социально-культурного воспитания детей В ДОУ: задачи, направления работы, требования к компетенциям педагога в области социально-культурного воспитания дошкол...