«Жаворонки или веселый перезвон»
план-конспект занятия по развитию речи

Мотина Оксана Николаевна

Конспект разновозрастного взаимодействия дошкольников на тему: фольклорная композиция «Жаворонки или веселый перезвон»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zhavoronki_ili_veselyy_perezvon.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект разновозрастного взаимодействия дошкольников на тему: фольклорная композиция «Жаворонки или веселый перезвон»

Тема недели: «Пернатые хозяева неба».

Возраст участников: дети младшего и старшего дошкольного возраста.

Форма проведения: литературная гостиная - фольклорный досуг.

Цель: развивать речь детей посредствам игровой, музыкальной деятельности и приобщения к устному народному творчеству.

Задачи:

Старший возраст: 

  1. Сформировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, заклички, загадки, приметы, пословицы, веснянки).
  2. Пробудить у детей интерес к русскому фольклору.
  3. Пробудить у детей интерес к русским народным играм.
  4. Расширять представления о жизни людей в старину.
  5. Воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству, традициям и обычаям народа.
  6. Сформировать у детей умение взаимодействовать с детьми младшего дошкольного возраста, оказывать им помощь и поддержку.

Младший возраст: 

  1. Знакомить детей со значением и содержанием потешек - закличек.
  2. Развивать умение выразительно и ритмично рассказывать наизусть   заклички.
  3. Расширить представления детей о весенних изменениях в природе.
  4. Пробудить у детей интерес к русским народным играм.
  5. Стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях.
  6. Обеспечение развития представлений о способах и формах разновозрастного общения.

Модель сотрудничества: совместно-взаимодействующая.

Предварительная работа:

Старший дошкольный возраст:   

- беседа о весне;

- беседа о перелётных птицах о празднике День птиц, с рассматриванием слайдов;

- составление рассказов о весне по схеме;

- заучивание закличек, потешек,   пословиц, поговорок, примет;

- разучивание песен, игр, хороводов;

- рисование и составление рассказов по пословицам;

- чтение книг о птицах разных авторов;

- разучивание народных игр «Дятел» и «Жаворонок»;

- знакомство с речевым этикетом (употребление слов вежливости, любезных услуг, формы обращения к младшим детям);

- оформление пригласительных для младших детей;

- изготовление бумажных птичек для младших детей;

- подготовка к украшению гостиной.

Младший дошкольный возраст:

-беседы о весне, птицах;

- прослушивание песен,   потешек, загадок, стихов о птицах;

- разучивание закличек;

- разучивание народных игр «Дятел» и «Жаворонок».

Организация среды:

Схема расстановки оборудования:

Литературная гостиная украшена весенней тематикой, на стене висит ковер «Фиолетовый лес».

 Стимульный материал:

– Выставка книг различных авторов о птицах;

– Приглашение на праздник «Жаворонки или веселый перезвон».

Дидактический материал:

-Подборка стихотворений, закличек, народных примет, загадок о птицах;

- Красная шапочка – дятла;

- Колокольчик;

- Птицы (Фиолетовый лес).

Оборудование (техническое обеспечение):

– Музыкальный центр

– Ноутбук.

Логика образовательной деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

младший возраст

старший возраст

старший возраст

младший возраст

Мотивация к образовательной деятельности

- Мотивирует на осуществление деятельности, создаёт положительный эмоциональный настрой.

Кто не слышал пение птиц? Давайте закроем глаза, сядем поудобнее, представим себе весенний лес и послушаем птичий концерт, записанный в лесу.

Звучит запись голосов птиц. 

- Вносит предложение  начать праздник «Жаворонки или веселый перезвон».

Сегодня двадцать второе марта - день необычный, день прилёта птиц. В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольётся,
Когда лес зазеленится,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.

 Мы сегодня с вами жавороночков пекли, а теперь будем весну закликать, праздник отмечать «Жаворонки или веселый перезвон».

- Принимают предложение вместе с малышами послушать птичий концерт,  начать праздник «Жаворонки или веселый перезвон».

Читают закличку.

1.Жавороночки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб поела.

Проявляют интерес к совместной деятельности, соглашаются с предложением  послушать птичий концерт,  начать праздник «Жаворонки или веселый перезвон».

Слушают закличку.

Творческое создание обстановки

Моделирование игровой ситуации

Решение образовательной задачи (основная часть)

Приглашает детей к участию в  перекличке.

Слушают младших

Читают заклички о птицах

1.Жаворонушки прилетали,
Весну-красну окликали,
Серы снеги покатились,
В речке воды появились.

 2.Солнышко, солнышко,
Выгляни на брёвнышко,
Там детки сидят,
Там детки сидят.

 3.Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.

Похвала

Поддержка

 Предлагает  отгадать загадки о птицах   всем ребятам. Найти картинку с изображением загаданной птички и прикрепить её «Фиолетовый лес»

Над вешним привольем,

Над широким полем

Раздаются его трели,

Словно нежный звук свирели. (Жаворонок)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем. (Скворцы)

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)

Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной! (Соловей)

Враг личинок, друг полей,

Всех перелётных птиц черней,

Взад-вперёд по пашне вскачь

Гордо ходит птица… (Грач).

Кто по тропочке идет

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясет?

Догадайтесь сами! (Трясогузка)

Кто летает темной ночью

И схватить мышонка хочет? (Сова)

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел)

Предлагает посмотреть, сколько птиц прилетело сегодня к нам на праздник.

 Отгадывают загадки, если младшие затрудняются - помогают им. Находят картинку с изображением загаданной птички и прикрепляют её «Фиолетовый лес»

 Отгадывают загадки, если затрудняются, то слушают   старших ребят, помогают найти картинку с изображением загаданной птички и прикрепляют её «Фиолетовый лес»

Похвала

Похвала

 Предлагает поиграть в русскую народную игру «Дятел» 

Выбирается ведущий- дятел, одевает красную шапочку. Все встают в пары, образуют  круг, дятел встает посередине. Играющие ходят по кругу, говорят cлова : Ходит дятел у житницы, ищет зернышко пшеницы,

Дятел отвечает: «Мне не скучно одному, кого хочу, того возьму».

С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары берёт шапочку у дятла, встает в середину круга – он дятел. Игра повторяется, садятся.

 Принимают предложение, выбирают себе пару из младших детей и вместе с ними играют в игру «Дятел», помогают произносить слова

 Принимают приглашение старших детей поиграть в игру

Приглашение к участию

Помощь

 О птицах написано много книг.

 Предлагает вспомнить сказки, рассказы о птицах и сказать полностью название.

➢ Повесть А. Погорельского «Черная...» (Курица)

➢ Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая...» (Шейка)

➢ А. Поповкин «Черные...» (Лебеди)

➢ В. Флинт «Где живет белый...» (Журавль)

➢ В. Суров «Путешествие к...» (Пеликанам)

➢ Сказка С. Лагерлефа «Чудесное путешествие

Нильса с дикими...»(Гусями)

➢ Сказка А.С. Пушкина «Золотой...» (Петушок)

➢ Сказки Г. X. Андерсена «Гадкий...» (Утенок), «Дикие...» (Лебеди)

➢ Русские народные сказки «Курочка...» (Ряба), «Гуси-...» (лебеди), «Лиса и ...» (журавль), «Жар-...» (Птица)

 Принимают предложение, вспоминают и называют сказки, рассказы о птицах  

 Слушают старших

Поддержка

Похвала

Предлагает вспомнить народные приметы 

связанные с
птицами

  • Птица залетела в дом через открытое окно и вылетела – по примете придет послание.
  • Если птица в дом залетела, к новостям
  • Птицы летят перед вами слева направо - примета к удаче.
  • Птицы летят перед вами справа налево - примета к неудаче.
  • Птицы летят на вас – к удаче.
  • Птицы летят от вас - дурной знак.
  • Птицы летят высоко - примета к удаче.
  • Птицы летят низко - к неудаче.

Принимают предложение, вспоминают и называют народные приметы 

связанные с
птицами, помогают младшим.

Принимают предложение, вспоминают и называют народные приметы 

связанные с
птицами

Похвала

Похвала

Предлагает встать в хоровод и спеть   песню о весне.

Исполняется русская народная песня“Веснянка,  

музыка Г.Н. Носовой

Дети 

исполняют песню-хоровод «Веснянка» вместе с младшими ребятам

Дети 

исполняют песню-хоровод «Веснянка»

Похвала

Похвала

Игра «Жаворонок»

Все в кругу, держатся за руки, идут по кругу. Один ребёнок - жаворонок с колокольчиком за хороводом идёт противоходом, звенит.

Все поют (на любую мелодию): «В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел. Порезвился в вышине, спрятал песенку в траве».

После этих слов все останавливаются, поворачиваются лицом в круг, а Жаворонок ставит колокольчик между двух детей из хоровода. Они поворачиваются друг к другу спиной и все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!  Раз, два, три БЕГИ!»

Двое бегут вокруг всех детей в противоположные стороны и тот, кто первым успеет взять колокольчик, будет теперь Жаворонок.

Принимают предложение и играют в русскую народную игру «Жаворонок» вместе с младшими ребятам

Играют в русскую народную игру «Жаворонок»

Похвала

Моделирование игровой ситуации

Предлагает старшим детям подарить бумажных птичек малышам.

Мы всех поздравляем с праздником весны с «Днем прилета птиц»! На память мы вам дарим птичек, пусть они вам напоминают о народных традициях.

Дети дарят бумажных птичек младшим

Принимают подарки от старших детей

Благодарности

Похвала

Рефлексия образовательной деятельности

Подводит к пониманию важности совместной деятельности

Вносит предложение по дальнейшему взаимодействию младших и старших детей

Понимают и принимают необходимость дальнейшего общения, оценивают деятельность

Делятся впечатлениями о процессе выполнения заданий

Прямая оценка

Поощрение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пасхальный перезвон" Факультативное занятие

    Составляя данное занятие по теме "Пасхальный перезвон", преследовала цель: продолжать знакомить детей с праздниками, обычаями русского народа, воспитывать любовь к блюзким людям.В...

Конспект православного праздника Пасхальный перезвон

Праздник открывает священник, приветствуя гостей и поздравляя всех с днем Светлого Христова Воскресения!Ведущая 1:(обращаясь к детям):Христос воскресе, дорогие дети!Христос воскресе, дорогие гос...

Пасхальный перезвон

Выставка рисунков и аппликации детей на пасхальную тему. Рисунки выполнени в нетрадиционной технике рисования - отпечатки разными предметами....

Жаворонок, жаворонок!

Зелень нивы, рощи лепет,В небе жаворонка трепет,Теплый дождь, сверканье вод,-Вас назвавши, что прибавить?Чем иным тебя прославить,Жизнь души, весны приход?...

План - занятия по окружающему миру с детьми подготовительной группы Тема: «Обрядовый праздник «Жаворонки» Печем жаворонков»

Знакомить детей с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны, выпечкой жаворонков. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться....

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «ЖАВОРОНКИ» (изготовление жаворонков из соленого теста к 22 марта – Дню птиц)

МАСТЕР-КЛАССдля педагогов«ЖАВОРОНКИ»(изготовление жаворонков из соленого теста к 22 марта – Дню птиц)...