План - занятия по окружающему миру с детьми подготовительной группы Тема: «Обрядовый праздник «Жаворонки» Печем жаворонков»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Господарец Елена Павловна

Знакомить детей с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны, выпечкой жаворонков. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhavoronki.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Приволжская железная дорога – филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 111 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект

План - занятия

по окружающему миру с  детьми подготовительной группы

Тема:

«Обрядовый праздник «Жаворонки» Печем жаворонков»

Автор (или составитель)

воспитатель

Господарец Елена Павловна

2021 год

Цель:  знакомство детей с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны, выпечкой жаворонков. 

Задачи занятия:

Образовательные: 

- Формировать представление о праздниках на Руси (Сорок святых) об обычаях и традициях нашего народа, истории появления;

- Формировать умение лепить из теста силуэты птиц – жаворонков.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа;

- Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы;

- Развивать речь детей;

- Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество; 

- Развивать мелкую моторику рук посредством работы с тестом.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться;

- Воспитывать аккуратность при работе с тестом.

Словарная работа: "Сороки", "жаворонки", заклички, закликать.

Планируемый результат занятия: Дети освоят навык изготовления традиционной выпечки. Больше узнают о старых традициях встречи весны. Разучат новую подвижную народную игру «Жаворонок».

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Предварительная работа:  Беседа на тему перелётные птицы,  разучивание закличек, песенок, пословиц, поговорок, народных игр.

 Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: Картинки с изображением весны, жаворонков, рецепта теста, схема лепки из теста жаворонка на интерактивной доске.

Раздаточный материал: форма под тесто, разделочная доска, изюм, одноразовые ножи для украшения, фартук и шапочка на голову.

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель:

 Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте поздороваемся все вместе! Вставайте в круг, возьмите друг друга за руки и повторяйте все  за мной:

 «Здравствуй, Солнце,

Здравствуй, Земля,

Здравствуйте все мои друзья»!

Воспитатель:

Занимайте свои места. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое. А для начала послушайте загадку: 

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень - листьям, нам - тепло,

Волшебство - чтоб всё цвело.

Вслед ей прилетели птицы,

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица – весна.

Воспитатель:

Да, в загадке говорится о весне. После холодной суровой зимы всегда приходит долгожданная весна, и мы ее очень ждем.

По народным представлениям весна сама не придёт, её нужно пригласить. Вот и зазывали весну, исполняя «заклички».

Вот послушайте какие:

«Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью.

С льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями, ливнями,

С хлебами обильными».

(Показ иллюстрации весны на интерактивной доске).

Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают, начинают петь по-весеннему. Второй раз весну звали,  закликали 22 марта в день весеннего равноденствия (длина светового времени суток равна длине тёмного времени суток). Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходят.

Поскольку в марте начинали возвращаться из тёплых краёв перелётные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну.

Воспитатель:

А каких птиц мы называем перелётными? Ответы детей.

Воспитатель:

 В давние времена считалось, что весна наступает с прилетом жаворонка.

Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.

Воспитатель:

Вот так, ребята, выглядит жаворонок в природе.  (Показ на интерактивной доске).

Послушайте, как он поет (Аудиозапись пения жаворонка).

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Воспитатель:

Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в поваров.

Когда я пришла рано утром в детский сад, я сама замесила тесто. Вот мой рецепт. Показ на интерактивной доске.
Компоненты:
800 г муки,
1 яйцо,
5 столовых ложек сахарного песка,
1 чайная ложка соли,
50 – 70 г размягчённого сливочного масла,
500 г теплого молока,
30 – 40 г дрожжей,
1 пачка ванилина
Приготовление теста:
Дрожжи развела теплым молоком с сахаром.
Муку просеяла  2 раза.
Добавила  в муку соль, сахар, ванилин. Размешала.
Добавила  постепенно, в муку молоко, яйцо, масло, дрожжи.
Всё,  как следует,  перемешала  до получения однородной массы.
Поставить опару в тёплое место.

Примерно через 1 час,  я ещё раз вымесила тесто  и помогли мне  в этом Дарина и Даша. Потом я поставила тесто снова в теплое место. И сейчас оно готово.

 Поэтому, вы, ребята, вымоете руки, наденете фартуки и шапочки и приступите к работе с тестом. С тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились «жаворонки».

Чтобы тесто не прилипало надо стол посыпать немного мукой, затем раскатать колбаску из теста. Затем завязать узелок, так чтобы один конец был длиннее (хвостик). Ножом сделайте пёрышки. Сверху на голове вытянете  клюв и сделаете  глазки из изюма. Вот и получились у птички «жаворонки».

(Показ схемы лепки жаворонка на интерактивной доске).

Воспитатель:

 А теперь смажем яйцом, положим на противень и отнесём птичек на кухню.

 А пока повара нам их испекут в духовом шкафу, мы поиграем в игру «Жаворонок». 

Дети становятся в круг и поют:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

«Жаворонок» (водящий) с колокольчиком двигается подскоком внутри круга. С концом песни останавливается и кладёт колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первый схватит колокольчик, становится «жаворонком».

Воспитатель:

Мы с вами поиграли, нам пора возвращаться из прошлого в детский сад! Занимайте свои места.

Рефлексия.

Воспитатель:

Попало ваше тесто в горячее место.

Попало – не пропало! Жаворонками стало.

А теперь мы можем с удовольствием съесть тех жаворонков, которых мы испекли. Они все разные и чтобы никому не было обидно, мы их разыграем: я отвернусь, буду спрашивать «кому», а вы, не видя птичку, будете называть имя.

Мы старались.

Мы лепили,

Чудо птичек сотворили.

Хвостик, крылышки и глазки

Получились, как из сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе " Какая она вода?"

Создать условия для уточнения и расширения знаний детей о воде, роли воды в жизни человека. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, правилах бережн...

План-конспект занятия по окружающему миру(старшая, подготовительная группа) на тему"Все работы хороши, выбирай на вкус!"

Занятие рекомендовано для детей старшей и подготовительной группы. У детей формируются и закрепляются  знания  о разных профессиях. К детям приходит Незнайка. У него озадаченный вид: не знае...

конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...

НОД "Помощники золотой рыбки" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Цель:Формирование творческого самовыражения детей. Задачи:Используя взаимосвязь работы с воспитателем, закрепить знания детей по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Развитие м...

План-конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Бумага и ее свойства»

Программное содержание:- расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;- пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышл...

План-конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Мир природы вокруг нас» в форме викторины.

Развитие творческого воображения,смекалки,речи,внимания,обобщение и уточнение знаний у детей о животных,растениях,птицах,воспитывать у детей умение работать сообща,оказывать помощь....

План - занятия по окружающему миру с детьми подготовительной группы Тема: «Народный праздник на Руси – Рождество. Рождественский пряник»

Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа. Доброжелательное и активное взаимодействие детей с педагогом и сверс...