Публикация "Геоконт"
статья

Жерносекова Елена Александровна

Дидактическая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geokont.doc47.26 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Геоконт» представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем «гвоздиками», на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. каждый «гвоздик» имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый «луч», второй «гвоздик»).
«Геоконт» - оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разноцветные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные несимметричные узоры.
В комплект игры «Геоконт» входит методическая работа «Умелые лапки». это сказочная история о Пауке Юкке и его внучатах – паучатах, игровые задания, схемы.
Методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» открывает цикл сказочных историй Фиолетового Леса. В ней «Геоконт» становится Чудесной Поляной Золотых Плодов. Сказка «оживляет» геометрические понятия, делает их интересными и понятными для дошкольников. Ее сюжет построен таким образом, что ребенок, выполняя задания, помогает сказочным преодолеть возникающие на их пути препятствия.
Развивающая суть игры.
Игра «Геоконт» развивает сенсорные и познавательные способности дошкольников. Самостоятельное конструирование геометрических фигур, когда задействуются зрительный и осязательно – тактильный анализаторы, способствуют формированию представлений об эталонах формы. В игровой деятельности развиваются мелкая моторика пальцев, память, речь, пространственное мышление и творческое воображение, умение согласовывать свои действия, анализировать, сравнивать. Дошкольники знакомятся с таким свойством, как упругость (резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение). Использование схем в игровой деятельности способствует формированию символической функции сознания. Построение фигур на листе бумаги по координатам игрового поля готовит детей к освоению простейшего программирования. С помощью координатной сетки дошкольники могут рисовать план игрового поля и схемы фигур по словесной формуле.
Игра «Геоконт» и сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я , дядя Слава» погружают ребенка в мир геометрии, он осваивает основные геометрические понятия: «луч», «прямая», «точка», «отрезок», «угол», «многоугольник» и т.д.
Методические рекомендации.
Игра «Геоконт» используется для математического развития дошкольников, знакомства их с предметным миром, формирования навыков конструирования и решения творческих задач. Кроме того, сказочная среда помогает опосредованному восприятию дошкольниками основной обучающей задачи. Например, в процессе игры перед детьми возникает «препятствие» (задание, вопрос, задача и т.д.). Олицетворением этого препятствия является натянутая в поле «Геоконта» резинка («паутинка») любого цвета. В случае правильного решения задачи она «исчезает».
Младший дошкольный возраст. Осваивая игру «Геоконт», дети младшего дошкольного возраста просто натягивают резинки на «гвоздики». Затем конструируют простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создают образы объектов по собственному замыслу. Малышей знакомят с персонажами сказки и рассказывают ее упрощенный вариант.
Старший дошкольный возраст. Дети старшего дошкольного возраста не только конструируют геометрические фигуры или предметные формы, но и выполняют более сложные развивающие игровые задания, знакомятся с понятием «луч», «прямая», «кривая», «отрезок». Дошкольники рисуют план игрового поля, запоминают координаты точек, переносят на план придуманные и построенные на «Геоконте» фигуры. Игровая деятельность с «Геоконтом» строится на основе сказочного сюжета.

Тактильные счетные карточки. Очень много о сенсорном развитии написано в трудах Марии Монтессори, которая учила детей различать материалы на ощупь и запоминать прилагательные, которые описывают тактильные ощущения — гладкий, шершавый, шероховатый, скользкий, ребристый и т.п. Такие тактильные карточки легко можно сделать в домашних условиях их подручного материала, не затрачивая денежных средств. ОПИСАНИЕ. «Трогательная игра» (от слова трогать) представляет собой набор из 10 карточек с различными поверхностями и цифрами от 1 до 10. КАКАЯ ПОЛЬЗА. Тактильные карточки развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память, мелкую моторику пальчиков, и как следствие благотворно воздействуют на умственный потенциал малыша, способствуют обучению счета от 1 до 10. МАТЕРИАЛЫ. - картон для основы; - клей «Момент»; - ножницы; - цифры из бархатной бумаги - материалы с различными поверхностями (наждачная бумага, войлок, атласная ленточка, кусочки кожи, дерево, пластмасса, пуговицы, колючая часть липучки и др.) При изготовлении второго комплекта карточек вариации игр могут быть различными,  например: • берем несколько пар карточек, переворачиваем рубашкой вверх, потом по очереди каждый игрок открывает по две карточки, если они совпадают, то игрок забирает карточки себе, а если - нет, то кладет на место; • берем по одной карточке, проводите по руке (ноге), ребенку надо угадать, что за карточка, но прежде, конечно, надо проговорить название каждого материала и потрогать все тщательно; • найти одинаковые карточки; • интересно просто потрогать.  фото 7