Особенности игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития
статья

Кравцова Марина Сергеевна

Особенности игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития

Кравцова М. С., Тимохина Н. В., Писаренко В.А.

МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов, solnce.ds@yandex.ru

Игра - наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на складывание, психического облика детей с интеллектуальными нарушениями. Должна, но, как показывают специальное изучение и педагогический опыт, становится таковой лишь в том случае, когда обучение является объектом специальной педагогики.

Среди множества причин, тормозящих самостоятельное последовательное становление игры у детей с интеллектуальными нарушениями, следует, прежде всего, выделить главную проблему нарушения работы центральной нервной системы, приводящее к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально-деловым общением с взрослым в ходе ориентировочной и предметной деятельности.

Дошкольники с ЗПР имеют определенные особенности познавательной сферы среди которых:

  • недостаточная концентрация и устойчивость внимания;
  • низкая работоспособность, недостаточно развита способность к произвольной регуляции поведения;
  • трудности в процессе восприятия (слухового, зрительного, тактильного);
  • память детей - ограничен объем памяти, снижена точность запоминания, страдает вербальная память;
  • затруднена мыслительная деятельность (классификация предметов, обобщении предметов и признаков сравнения);
  • замедленный процесс формирования мыслительных операций;
  • низкий уровень развития познавательной потребности;
  • незрелость эмоционально-волевой сферы (обуславливает своеобразие их поведения).

Отклонения от нормы у таких детей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Одни дети быстро отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать; другие напротив сидят тихо, спокойно, но задания не воспринимают и могут отвечать невпопад. В процессе общения между собой одни дети возбудимы, другие наоборот вялые, плохая дисциплина, неумение самостоятельно работать.

Становление игры у детей с ЗПР имеет ряд особенностей и идет значительно медленнее, чем у ребенка с нормальным развитием. У дошкольника с ЗПР к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста, в то время как у нормально развивающихся детей в этом возрасте уже сформирована сюжетно-ролевая игра.

У детей данной категории отмечаются хаотичность и неорганизованность деятельности, торопливость и неуравновешенность поведения, а также, отсутствие чувства ответственности. У них наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, слабость волевых усилий, недостаточность отдельных психических функций, как следствие, снижение работоспособности.

Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ её построения и частое повторение. Чаще всего игры у детей с задержкой психического развития различной степени выраженности носят неречевой характер, крайне редко используются предметы-заменители. Игровое поведение у детей с ЗПР носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.

Чтобы научить ребенка с ЗПР играть для этого необходимо организовать поэтапную работу. Нужно дать ребенку представление о содержании игры.

Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые игры. Своеобразным игровым элементом в обучении является игрушка - герой из сказки, мультфильма.

Таким образом, игровые приемы выступают основными приемами работы с детьми с ЗПР. Данные приемы способствуют повышению активности детей данной категории, поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации. Игра важна при организации занятия с воспитанником. Т.к. благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в обучении, формируется интерес к познавательной деятельности, снижается утомляемость, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Литература

1. Гаджимагомедова Татьяна Гаирбековна Проблемы познавательной деятельности детей с ЗПР // Сибирский педагогический журнал. 2007. №13.

2. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 2005 г.- 272 с

3. Слепович Е. С.  Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990. - 96 с.

4. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990.-184