Проект по экологическому и патриотическому воспитанию «Люблю берёзку русскую…»
проект (старшая группа)

Кавитова Виктория Ивановна
Участники: воспитанники старшей - подготовительной группы, педагоги. Цель: познакомить детей с берёзой, как экологическим объектом. Приобщить дошкольников к истории русского народа. Этапы работы 1. Подготовительный: - определение объекта изучения; - приобретение берестяного туеска, короба; - подбор пословиц и поговорок, загадок о берёзке, дереве, растениях; - подбор стихов, рассказов, иллюстраций. 2. Исследовательский: - знакомство с изделиями из коры и древесины; - ведение наблюдений за деревом и фиксация их в альбоме; 3. Этап создания продукта по проекту: - разучивание русских танцев; - создание альбома наблюдений (рисунки дерева в разные временные периоды). 4. Заключительный: - обобщение результатов работы; - оформление выставки детского рисунка. 5. Защита проекта: - проводится в мае. - в виде собеседования с участниками проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-lyublyu_beryozku_russkuyu.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект по экологическому и патриотическому воспитанию

«Люблю берёзку русскую…»

Участники:

воспитанники  

 старшей - подготовительной группы, педагоги.

Цель:

познакомить детей с берёзой, как экологическим объектом.

Приобщить дошкольников к истории русского народа.

 

Задачи:

1.

Воспитательные

1.1. Воспитывать любовь к Родине, родному краю.

1.2. Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.

1.3. Помочь увидеть необыкновенное в обычном.

1.4. Воспитать уважение к труду работников лесного хозяйства.

1.5. Привить любовь к фольклору.

2.

Образовательные

2.1. Установить характер влияния факторов внешней среды на рост и развитие дерева.

2.2. Расширить представления детей о мире растений.

2.3. Показать связь мира растений и мира животных (пищевые цепи, «дом»).

2.4. Обогатить кругозор детей.

2.5. Обучить движениям русского танца, хоровода.

3.

Развивающие

3.1. Развивать сенсорные навыки.

3.2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

3.3. Направлять естественный интерес и любознательность детей.

3.4. Развивать художественные навыки.

4.

Практические

4.1. Закрепить навыки по посадке и уходу за растениями на примере цветочной рассады.

4.2. Подготовить фольклорный праздник.

4.3. Подготовить выставку детского рисунка «Берёза кудрявая».

Этапы работы

1. Подготовительный:

- определение объекта изучения;

- приобретение  берестяного туеска, короба;

- подбор пословиц и поговорок, загадок о берёзке, дереве, растениях;

- подбор стихов, рассказов, иллюстраций.

2. Исследовательский:

- знакомство с изделиями из коры и древесины;

- ведение наблюдений за деревом и фиксация их в альбоме;

3. Этап создания продукта по проекту:

- разучивание русских танцев;

- создание альбома наблюдений (рисунки дерева в разные временные периоды).

4.  Заключительный:

- обобщение результатов работы;

- оформление выставки детского рисунка.

 

5. Защита проекта:

- проводится в мае.

- в виде собеседования с участниками проекта.

Способы организации работы:

- принцип добровольности участия;

- работа проводится в организованное время и во  второй половине дня;

- воспитанники работают под руководством педагога.

Работа по проекту оценивается:

- творческой группой;

- родителями и  воспитанниками.

Практический выход:

- приобретение детьми простейших агротехнических навыков;

- выставка детского рисунка «Берёза кудрявая»;

- проведение фольклорного праздника «Люблю берёзку русскую…»

Программное содержание по проекту

1. Наблюдения:

- знакомство с деревом,  его строение;

- изучение коры, почек, листьев;

- вид дерева в разную погоду, время года;

- «кто рядом живёт» (почва,  животный и растительный мир, насекомые, мир грибов – друзья и враги (подберёзовик и трутовик);

- семена;

- осенняя смена наряда, листопад;
- зимний «сон» дерева, весеннее пробуждение, набухание почек, развёртывание листочков.

2. Рассматривание репродукций картин.

3. Рассказ о том, что делали из дерева в прошлом и изготавливают в настоящее время (жильё и др. постройки, средства передвижения, домашняя утварь, топливо, уголь древесный и медицинский, бумага и картон, мебель, игрушки, берёзовый сок, лекарственные препараты и народная медицина).

4. Правила поведения с деревом и в природе. Знакомство с запрещающими знаками. Отношение к изделиям из дерева.

5. Обогащение словаря: «берёзовая каша», берёзовый веник (метла, банный веник), берёзовый сок, туесок, короб, сундук,  люлька, терем.

6. Выучить стихи, пословицы, песни.

7. Разучить танцы.

8. Моделирование: цепи питания, «Дерево – дом».

9. Игровая деятельность (подвижные и дид. игры).

Литература

1. Д/в  № 3/02, с.        38; № 7/02 г., с.37; № 9, 10/02 с.50. («Здравствуй, дерево!»).

2. Д/в № 7/06 г., с. 51 («Белая берёза под моим окном…» - перспектив. план работы с детьми мл. и старшего дошк. возраста).

3. Д/в № 6/03 г., с.126 (Развлечение «Ой, да берёзка»).

4. Д/в № 8/03, с.85 (костюм берёзки).

5. «Реб. в д/с»  № 3/05 г., с. 7.

6. Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми», стр. 12, 14, 77, 92,102, 108, 112.

7. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» с. 22, 33, 38.

8. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» , стр. 195 (С.Воронин, рассказ «Моя берёза (летом, осенью, зимой, весной)»; с. 80 – знакомство с деревянными игрушками, с. 167 – досуг «Люблю берёзку русскую», с. 168 – занятие «Береги деревянные предметы»; с. 141- стих С.Есенина.

9. Справочная литература.

Рабочая программа к проекту «Люблю берёзку русскую…»

Тема занятия

Краткое содержание.

1

Знакомство с берёзкой, как представителем мира растений.

Показать отличие дерева от кустарника. Рассмотреть кору, форму кроны, ветви, листья. Отметить сходства и  отличия у различных деревьев.

2

Берёзка в осеннем наряде.

Наблюдение за деревом в разную погоду. Рисование карандашами, красками, восковыми мелками.

3

Кто лес сажает?

Рассказ о работниках лесхоза, лесниках. Показ иллюстраций. День работника лесного хозяйства (третье воскресенье сентября).

4

Что нужно дереву для жизни?

Показать влияние факторов внешней среды на рост и развитие растений (свет, тепло, вода, воздух).  Постановка опытов, фиксация в альбоме.

5

Кто с деревом дружит?

Рассмотреть дерево, как «дом» для насекомых, птиц, гриба-трутовика, жителей почвы.

6

Тема «берёзки» в фольклоре и творчестве композиторов.

Знакомство с песнями о берёзке. «Во поле берёза стояла»- русская народная песня в обработке Н.Римского – Корсакова.

7

Поэтический и художественный образ берёзки.

Знакомство со стихотворениями С.Есенина, А.Блока, др., рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень».

8

Как дерево служило людям в старину.

Рассказ об использовании дерева (строительный материал, средства передвижения, домашняя утварь, игрушки, народная медицина).

9

Что нам берёзка подарила.

Экскурсия в «Музей дерева» в ДОУ, рассматривание изделий из древесины.

10

«Приглашаем в хоровод».

Разучивание движений русского танца, хороводов. Знакомство с элементами русского костюма.

11

Чтение и обсуждение рассказа.

С.Воронин, рассказ «Моя берёза (летом, осенью, зимой, весной)» из книги С.Н.Николаевой «Методика экологического воспитания в детском саду» стр. 195.

12

Вокруг берёзки.

Разыгрывание пластических этюдов. Слушание народной музыки в исполнении оркестра русских народных инструментов.

13

Для чего нужно дерево сегодня.

Уточнить свойства дерева, как материала. Дерево – это: топливо, уголь древесный и медицинский, бумага и картон, мебель, игрушки, берёзовый сок, лекарственные препараты и народная медицина). Воспитывать бережное отношение к изделиям из дерева.

14

Берёзка – дом для животных.

Показать связь мира растений и мира животных (пищевые цепи).

15

«В зимнем уборе»

Рисование красками. Чтение стихотворения С.Есенина «Белая берёза под моим окном…»

16

Правила поведения с деревом и в природе.

Знакомство с запрещающими знаками, правилами поведения в природе.

17

«Эй, дружок, становись в кружок!».

Разучивание движений русского танца, хороводов. Слушание народной музыки в исполнении оркестра русских народных инструментов (аудио- видеозапись).

18

Сочинение рассказов о дереве.

Развитие фантазии. Использование принципа эмпатии. («Я – деревце, что мне нравится, с кем дружу, что не нравится, когда мне плохо и т.д.»).

19

Красота родного края.

Рассматривание картин И. Левитана «Берёзовая роща»  и А. Куинджи «Берёзовая роща», К.Юона «Русская зима». Слушание П.И.Чайковский «Времена года».

20

Уход за цветочной рассадой.

Закрепление навыков по посадке и уходу за растениями.

21

«Берёза кудрявая» (весна).

Выставка детского рисунка и работ, выполненных совместно с родителями.

22

 «Люблю берёзку русскую…»

Фольклорный праздник для детей и родителей

(заклички, стихи, конкурсы, загадки, песни и пляски).

                   «БЕЛАЯ БЕРЕЗА

                              ПОД МОИМ

                                         ОКНОМ…»

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

ОСЕНЬ.

Наблюдение 1.        « Что есть у березы?»

Программное содержание.

       Выяснить, что дети знают о деревья вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми.

       Можно задать следующие вопросы.

  1. Чем деревья отличаются от других растений?
  2. Какие деревья вы знаете?
  3. Деревья -  живые? Почему вы так считаете?
  4. Много ли деревьев растет около детского сада? Как они называются?
  5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
  6. Кто сажает деревья в городе? Для чего?
  7. Кто из вас видел деревья в лесу? А там кто их сажает?
  8. Где деревьям лучше – в лесу или в городе? Почему?
  9. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?
  10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
  11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдет на Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? В вашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть

После беседы обратить внимание детей на листву березы: она день ото дня тускнеет, вянет.

Наблюдение 2.      «Кора березы»

Программное содержание.

       Учить определять возраст березы по коре. Дать представление о том, что старое дерево тоже растет, т.е. появляются молодые веточки, кора у которых молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева.

       1. Как вы думаете: кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.)

       2. По коре можно определить возраст дерева: чем оно старше, тем кора толще, тверже.

       3. Как определить, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.)

       4. От чего деревья болеют? (На дереве поселились вредные насекомые.) Посмотрите

           на обратную сторону коры, найдите ходы, проделанные вредителями.

На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья.

Наблюдение 3.      «Падают-падают листья…»

Программное содержание.    Показать связь деревьев с окружающей средой.

       Осенью дни становятся короче и холоднее – происходят изменения в жизни дерева: желтеют листья, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер, налетая на дерево, гнет его, треплет ветви, срывает листья (золотыми монетками блестят на голых сучьях последние листья берез.)

Наблюдение 4.     «Чем питается береза?»

Программное содержание.  

         Дать представление о том, что в природе все взаимосвязано.

        Листья растут на дереве, которое «добывает еду» из почвы. Осенью листья опадают, снова возвращаются в почву и уже сами «кормят» ее: листья перегнивают, почва становится богаче и весной снова может кормить растения, на которых появляются новые листья, и т.д. Помогают превращению листьев в почву подземные жители, например, дождевые черви. В группе сделать модель дерева.

Наблюдение 5.      «Как береза готовится к зиме?»

Программное содержание.  

        Углублять представление о природе как системе, где «все продумано до мелочей».

  1. Как вы думаете, у березы могут быть тайны?
  2. Какое у нее сегодня настроение? Наверно ей грустно, ведь скоро зима. Давайте обнимем ее, погладим и скажем: «Не грусти, Беляночка! Мы тебе сказку расскажем». Помните, в известной вам сказке «Как коза избушку построила» березка качнула веткой и сказала: «Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождичка спрячу, от ветра укрою, строй подо мной избушку». (Дети по аналогии сочиняют сказку)

Наблюдение 6.      «Из истории использования березы»

Программное содержание.

        Познакомить с тем, как березу использовали в древности.

        Воспитатель рассказывает о том, что наши предки березовой лучиной освещали дома, соком березы лечили больных, колеса телеги смазывали дегтем, который делали из березы. Из березы мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты – туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов, на бересте писали.

        В наше время березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи. Из листьев – желтую и зеленую краску, из почек – лекарства.  

ЗИМА

Наблюдение 1.       «Первый снег»

Программное содержание.

        Учить видеть красоту в засыпанных снегом березах.

         Бывают зимой такие дни: выйдешь на улицу и замрешь от восхищения – березки в белоснежных шубах, ветви под их тяжестью гнуться, стволы напоминают сказочных животных, человечков… Настоящая снежная сказка! В такие мгновения вспоминаются стихи  С. Есенина:

         Белая береза под моим окном

         Принакрылась снегом словно серебром.

         На пушистых ветках снежною каймой

         Распустились кисти белой бахромой.

         И стоит береза в сонной тишине,

         И горят снежинки в золотом огне.

         А заря лениво, обходя кругом,

         Обсыпает ветки новым серебром.

         В снежных уборах можно увидеть медведя, черепаху, гнома, сказочных птиц. Нарисуйте их, расскажите о них маме, папе, бабушке. Внести изменения в модели березы.

Наблюдение 2.            «Новый год»

Программное содержание.

         Продолжать воспитывать чувство ответственности за «тех, кого приручили», в нашем случае – за березу, учить передавать свои впечатления о природе в рассказах и рисунках.

         Предложить детям придумать рассказ и нарисовать в альбоме наблюдений «портрет» Беляночки зимой.

Наблюдение 3.           «Оттепель»

Программное содержание.

         Продолжать учить определять настроение березы, развивать воображение.

         Какое настроение у березки? Она шепчет: «Как бы мне хотелось станцевать для вас». Как вы думаете: как могла бы ходить березка – тяжелой поступью или легким шагом? (Дети изображают и объясняют).

Наблюдение 4.            «Ясная солнечная погода»

Программное содержание.

         Показать детям, что художники широко используют образ березы в своем творчестве.

         Показать детям картины И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень»;

К. Юона «Мартовское солнце; И. Грабаря «Февральская лазурь»; И. Шишкина «Лесная глушь» и др. Обратить их внимание на то, что «героем» многих пейзажей является береза.

Наблюдение 5.             «Почему нет листьев зимой?».

Программное содержание.

         Дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы: воздухом, водой, светом, теплом, почвой, ночными животными, птицами.

         Зимой деревья не питаются, не растут – они погружаются в глубокий сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань – она не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.

         Летом деревья откладывают слой пробки под кожицей ствола и веток: чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Наблюдение 6.            «Метель».

Программное содержание.

         Углублять представление о взаимосязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц.

         Вместе с детьми сделать кормушку и повесить на березу. К ней будут подлетать птицы: зимой им голодно, а весной и летом они помогут дереву спастись от вредителей. После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать кормушку и прилетевших к ней птиц, а также изобразить березу в метель. Детей можно спросить: что помогает дереву устоять во время сильного ветра? Корни. Они находятся в земле и удерживают дерево от падения.

ВЕСНА

Наблюдение 1.            «Что нужно нашему дереву?»

Программное содержание.

        Углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.

         В беседах с детьми уточнить следующее.

         - Дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет. Любит ли наша береза свет? Она растет на открытом или затененном месте?

         - Дерево не может жить без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на дереве. Зимой холодно, поэтому листьев нет.

         - Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, «пьет» ее из земли – почвы.

         - Деревья, как и мы, должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.

         - Деревьям нужен чистый воздух: от грязного воздуха они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

         -Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.

         - Ветер переносит семена березы.

         - Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Наблюдение 2.           «Еще в полях белеет снег».

Программное содержание.

        Учить замечать малейшие изменения в природе и их влияние на состояние березы.

         Рассказать историю Беляночки и предложить детям сочинить рассказ о том, какие изменения происходят с ней в начале весны. В альбоме наблюдений нарисовать инструменты ухода за деревом: лопату, лейку, грабли.

Наблюдение 3.            «Березовые почки»

Программное содержание.

        Дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются от других.

 

        Оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У одних деревьев они круглые, у других – продолговатые; у одних – мелкие, у других крупные. У всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые (сравнить березовые почки с почками других деревьев).

Наблюдение 4.            «Березовый сок»

Программное содержание.

       Формировать представления о сходстве процессов в организме человека и растения. Углублять бережное отношение к растительному миру. Продолжать учить делать простейшие умозаключения, имитировать характерные движения деревьев.

       У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть сок, который движется по стволу, и помогает дереву расти, быть здоровым.

Приходилось ли детям наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Значит, нельзя отбирать у дерева весь сок: оно может погибнуть. Летом, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро- быстро. (Предложить детям быстро подвигаться и почувствовать, как участилось сердцебиение.) Так же быстро течет и кровь по венам.

         Осенью деревья меняют наряд, а люди одежду. Солнышко греет все меньше и меньше – сок движется по стволу все медленнее и медленнее.

         С наступлением зимы береза сбрасывает листья и засыпает. (Под спокойную музыку дети 1 – 2 минуты сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно – сердце бьется тихо, спокойно.) И сок в березе течет медленно.

Наблюдение 5            «Береза цветет»

Программное содержание.

        Дать представление о том, что такое семена: показать, как береза цветет.

        В мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других – зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена. Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молодые березки.

Наблюдение 6.           «Лист зеленеет молодой»

Программное содержание.

        Обратить внимание на весенние ароматы (пахнет корою березы), на яркое солнечное освещение, на свежую зелень молодой листвы.

        Светло и празднично весной около берез. Они нарядились в белые атласные сарафаны: сбросили потрескавшийся за зиму верхний слой бересты, побелели, а кора их стала гладкой, шелковистой. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням. Старые березы – высокие, стволы у них внизу темные, покрытые толстой, грубой, морщинистой корой, а  вверху более светлые, серебристо-белые. Зеленые ветви струятся по ветру, словно девичьи косы. Едва повеет теплом, как береза окутается легким, прозрачным изумрудно-зеленым облачком.

ЛЕТО

Наблюдение 1            «Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду?

Программное содержание.

        Побудить детей найти ответ на вопрос: «Почему ствол березы не нагревается в жаркую погоду?».

        В коре березы есть особое вещество – бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет и отражает солнечные лучи. Поэтому и остается ствол березы прохладным.

Наблюдение 2.   «Какие животные и насекомые живут рядом с березой?».

Программное содержание.

        Обсудить с детьми, кто живет под березой и на березе.

        Лесные обитатели с удовольствием пьют березовый сок. Дятел, пробив отверстие в коре крепким клювом, лакомится живительной влагой. Улетит дятел – слетятся к березе другие птицы. Любят сладкий березовый сок медведь, муравьи, бабочки.

Наблюдение 3.           «Какие грибы растут под березой?»

Программное содержание.

        Дать представление о березовой роще и подберезовике, об их взаимосвязи.

        Спросить у детей.

        - Как называется место, где много берез? (Березовая роща).

        - Как вы думаете, как может называться гриб, растущий под березой? (Подберезовик)          Этот гриб может расти не только под березами, но чаще всего его можно найти  рядом или под этим деревом.

Наблюдение 4.           «Развитие семейных традиций»

Программное содержание.

        Развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и родителей.

        Поздоровавшись и поговорив с березкой, дети делятся с родителями своими знаниями о березе, о том, что она нуждается в уходе. Родители рассказывают о том, что у них тоже есть деревья, которые имеют большое значение в их жизни (например, посадили в честь каких-то семейных событий). Можно подготовить семейные альбомы наблюдений за деревом.

Наблюдение 5.           «Семена»

Программное содержание.

        Рассказать о взаимосвязи всех процессов, происходящих с березой.

        Обобщить имеющиеся у детей знания о жизненном цикле дерева. Побудить к разговору о березе, используя ласковые слова.

Наблюдение 6.           «Листья начинают желтеть»

Программное содержание.

        Полюбоваться красотой березы после дождя; понаблюдать за цветом листьев (начинают желтеть).

Приложение.

(прочитать детям)

         «Выходишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое: чуть покачиваются, будто дышат… А вершины гудят то грозно, то ласково. Листья лопочут зелеными язычками. К стволу прислонишься как к плечу друга, плечо гладкое, скользкое – молодая березка… А то, все в пупырышках – это осина. Или изборожденное, морщинистое, как кожа слона – это кора дуба.

        Всю жизнь с деревьями плечо к плечу и хочется стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать» (Н. Сладков).

         

          «Когда старые березы цветут и золотистые сережки скрывают от нас наверху уже раскрытые маленькие листья, внизу на молодых везде видишь ярко-зеленые листики величиной с дождевую каплю, но все-таки весь лес еще серый или шоколадный- вот тогда встречается черемуха, и поражает: до чего же листья ее на сером кажутся большими и яркими» (М. Пришвин).