Конспект совместной деятельности по формированию начальных представлений о истории возникновения вещей для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект совместной деятельности по формированию начальных представлений о истории возникновения вещей для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Данный конспект поможет рассказать дошкольникам путь развития от лучины до современных осветительных приборов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_istoriyu_lampochki.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ДЕТСКИЙ САД № 72"

"МИР ДЕТСТВА"

Конспект совместной деятельности

по формированию начальных представлений

о истории возникновения вещей

для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Выполнила воспитатель гр. № 5

Полунина Ю.Ю.

        г.Новосибирск, 2018г.

 «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Цель занятия:

  • знакомство детей с историей возникновения электрической лампочки,

Задачи:

  • познакомить с историей электрической лампочки;
  • уточнить и расширить представления детей об источниках света: показать роль взрослых в преобразовании предметов;
  • развивать у детей интерес к развитию цивилизации ,к  жизни  людей в прошлом;
  • активизировать словарь детей;
  • воспитывать коммуникативность.

Оборудование:

- стол, для демонстрационного материала: факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, энергосберегающая лампочка;

- иллюстрации огня;

- коробка с предметами (спичечный коробок, свечка, игрушки "утюг", "чайник").

- демонстрационный материал: огонь, свеча, факел, керосиновая лампа, электрическая лампочка, лучина;

- предметные картинки

- мольберт;

- столы, по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А куда? Вы узнаете, если отгадаете загадку.

«Дом – стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжется».

Дети: Лампочка.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадку. Это электрическая лампочка.  А вот и она! А давайте  мы сейчас с вами отправимся  в прошлое электрической лампочки.

        Но сначала закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.

Раз, два, три – все открыли глаза!

Ребята, а что это за предметы лежат на столе?

Дети: (перечисляют предметы, лежащие на столе).

Воспитатель: А скажите мне, что общего у всех этих предметов?

Дети: Они зажигаются, и дают свет.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

        А теперь, ребята, прошли и сели за столы.

Дети проходят на свои места.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет.

        Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно, нет.

        Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры?

Показ детям иллюстрации.

Дети: ……..

Воспитатель: Верно ребята, они разжигали огонь, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее.

        Подумайте и скажите, какую пользу принёс огонь людям?

Дети: Тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных.

Воспитатель: А почему огонь не очень удобен в применении?

Дети: Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя: он очень опасен, его нельзя перенести на другое место.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью?

Дети: Страшно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Ничего не видно, темно.

Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?

Дети: Фонарики.

Воспитатель: Да, но они появились позже.

        А до них люди придумали факелы.

Факел  - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение.

        Затем люди стали использовать лучину. Как вы думаете, что это такое ребята?

Дети: ……..

Воспитатель: Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. (Показ детям лучины).

        Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила.

Воспитатель: Ребята. Скажите, какое освещение удобно, факел или лучина?

А почему вы так думаете?

Дети: Факел удобнее. Потому что от лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.

Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала.

Воспитатель показывает свечу, обращает внимание детей на то, что свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Показывает, как горит свеча.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, чем неудобна свеча?

Дети: Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь мы с вами немножко отдохнём.

Физминутка:

1. Если свет погаснет вдруг,             - шаги на месте, руки на поясе

    У меня есть верный друг.             -  руки на поясе, повороты влево и вправо

2. Мне с фонариком не страшно      - руки держим в фонариках

    Я иду вперёд отважно

3. Шаг на месте раз, два, три             - ходьба на месте, руки на поясе

    Плечи шире разверни.

4. Проведём одну игру:                      - присели, руки на поясе

    Все присядем, скажем «у».

5. Быстро встанем                               - встали, руки на поясе

    Скажем «а».

6. Нам пора уж за дела.                       – сели на свои места.

Воспитатель: Ребята давайте продолжим наше интересное путешествие.

        Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.

Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети: Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин.

Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Керосиновая лампа, ребята, ещё была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.

        Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилища.

        Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Ладыгин придумал электрическую лампочку.

Воспитатель показывает Электрическую лампочку.

Воспитатель: Ребята, что изобрёл русский изобретатель?

Дети: Электрическую лампочку.

Воспитатель: Молодцы. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных, красивых светильников.

        Я покажу вам картинки, а вы внимательно посмотрите, и назовите предметы быта в которых используется электрическая лампочка. Кто знает?

Показ картинок: люстры, бра, торшеры, настольные лампы.

Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь были в темной комнате? Легко ли найти знакомый предмет, когда темно? Предлагаю вам поиграть. Представьте, что вы оказались в темной комнате.

Воспитатель показывает коробку и ставит на стол перед детьми. В ней спичечный коробок ,свечка, игрушки "утюг"и "чайник".

Воспитатель: Вот эта коробка для ваших рук и будет темной комнатой. Там находятся разные предметы. Вы должны на ощупь найти и описать предмет, а мы проверим ,хорошо ли вы умеете ориентироваться в темной комнате.

Игра "Найди предмет в темной комнате"

Воспитатель: Ребята, удобно ли искать предметы без света? Вот как важна электрическая лампочка.  Ребята. посмотрите, наша гостья что-то загрустила.

Наверное она скучает  о своих предках огне, лучине, свече, керосиновой лампе

Воспитатель: Не огорчайся, сейчас мы это исправим. Наши ребята расскажут тебе стихи о них, и тебе станет веселее.

Выходят дети с иллюстрациями и читают стихи.

Огонь

Я огонь, мой дом очаг
Живу в каминах и печах
В старину меня любили
В лес ходили, разводили

Чтоб согреться и поесть
И от зверя уберечься
Что не мог, кого — то съесть.

Лучина

Я древний огонечек
Дарящий людям свет
Я тонкая лучинка
Березоньке привет.

В светелках я девицам
Подружкою была
Со мною пряли пряжу
Да самого утра.

Свечка:

Основа вся из воска,
Есть фитилек внутри
Горю не очень ярко
Но помогу в пути.

Я людям помогаю
Горю из века в век.
Жилище освещаю
Полезна я для всех.

Керосиновая лампа
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная, я холодная!

Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему — я не пойму -

Воспитатель: А сейчас ребята появилась новая энергосберегающая лампочка. Вот она какая (показ лампочки). Она даёт много света, а расходует электроэнергию мало. Дома у вас, наверное, у многих такая есть.

        Ребята, мы с вами сейчас узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки. Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки.

        У нас на доске предметные картинки, нужно расположить их в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Вспоминайте, мы сейчас с вами об этом говорили. Кто хочет выполнить это задание?

        Молодцы, все справились с заданием.

        Сегодня мы с вами узнали историю электрической лампочки, как она развивалась, совершенствовалась. Но лампочка не безопасна, она работает от электричества. Поэтому детям её нельзя откручивать, разбирать, вставлять в розетку посторонние предметы.

Помните: это опасно для жизни.

        Также нельзя брать самостоятельно спички и зажигать свечу.

        Ребята, что нового вы сегодня узнали.

Дети:…….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в прошлое пылесоса"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в прошлое пылесоса"...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое родителей».

Цель: Способствовать формированию творческих способностей, смекалки, быстроты реакции.Способствовать формированию знаний о диапроекторе....

Конспект НОД по экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории возникновения денег, их предназначении....

Доклад из опыта работы на тему: «Привитие интереса к физической культуре через формирование начальных представлений о лыжном виде спорта у детей старшего дошкольного возраста».

Доклад из опыта работы на тему:«Привитие интереса к физической культуре через формирование начальных представлений о лыжном виде спорта у детей старшего дошкольного возраста»....

Конспект занятия «История возникновения одежды» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.Задачи:1. Дать детям представление о происхождении одежды2. ...

ПРОЕКТ «История возникновения одежды» для детей старшего дошкольного возраста

Детям необходимо знать элементарное представление об окружающем мире. Дети не владеют информацией о истории возникновения одежды,  её видах, назначении. Много веков назад, люди жили в пещерах и х...