Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
методическая разработка (средняя группа)

КРЫЛОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА

2019-2020гг.

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей был разработан проект, направленная на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.

Изучив методическую литературу по детской познавательно-исследовательской деятельности, мы решили адаптировать практический материал к условиям нашей группы №16 «ПОЧЕМУЧКИ» и создали свою модифицированную программу.

Цель:  Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.

Срок реализации проекта: октябрь 2019г. – апрель 2020г.

СОД: 2 раза в неделю по 10-15 минут.

Возраст воспитанников: 4-5 лет, средняя группа.

Ожидаемый результат:

Стимулирование в детях интереса к поисково-исследовательской деятельности, обогащение представление детей о свойствах неживой природы: снеге, песке, воде; развитие наблюдательности, любознательности; мыслительных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики; обогащение словаря.

Оснащение мини-лаборатории:

Ø Приборы: емкости для игр с водой разных объемов и форм, лупы, мерные ложки, пипетки.

Ø Природный материал: песок, ракушки, семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов, яичная скорлупа.

Ø Утилизированный материал: проволока, ткани, пробки,

Ø  Разные виды бумаги: бархатная, глянцевая, гофрированная, плотная.

Ø  Красители: гуашь, акварельные краски;

Ø Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, Вата.

 

        

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_issl.-eksp._deyat.2.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ «Детский сад №17 «СКАЗКА» комбинированного вида

ПРОЕКТ

по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

«Юный исследователь»

Разработал воспитатель

Группы №16 «ПОЧЕМУЧКИ»

Крылова Мария Викторовна

Г. Новая Ладога

2019-2020гг.


Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей был разработан проект, направленная на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.

Изучив методическую литературу по детской познавательно-исследовательской деятельности, мы решили адаптировать практический материал к условиям нашей группы №16 «ПОЧЕМУЧКИ» и создали свою модифицированную программу.

Цель:  Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
  • Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
  • Формировать познавательные действия, становление сознания

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей.
  • Развивать воображение и творческую активность.
  • Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Воспитательные:  

  • воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе;

Срок реализации проекта: октябрь 2019г. – апрель 2020г.

СОД: 2 раза в неделю по 10-15 минут.

Возраст воспитанников: 4-5 лет, средняя группа.

Ожидаемый результат:

Стимулирование в детях интереса к поисково-исследовательской деятельности, обогащение представление детей о свойствах неживой природы: снеге, песке, воде; развитие наблюдательности, любознательности; мыслительных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики; обогащение словаря.

Оснащение мини-лаборатории:

  • Приборы: емкости для игр с водой разных объемов и форм, лупы, мерные ложки, пипетки.
  • Природный материал: песок, ракушки, семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов, яичная скорлупа.
  • Утилизированный материал: проволока, ткани, пробки,
  •  Разные виды бумаги: бархатная, глянцевая, гофрированная, плотная.
  •  Красители: гуашь, акварельные краски;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, Вата.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап
  1. Подготовительный этап:
  • Формирование цели, задач
  • создание необходимых условий для реализации проекта
  • перспективное планирование проекта
  •    
  1. Основной этап:
  • Консультация для родителей - "Природа вокруг нас";
  • совместная работа по созданию картотеки опытов - экспериментов для детей среднего дошкольного возраста;
  • проведение цикла наблюдений с детьми по ознакомлению с объектами неживой и живой природы;
  • художественное творчество детей: лепка на тему "Отпечатки интересных предметов", рисование на тему "Рыбки в пруду". Чтение стихотворений о природе;
  • проведение цикла опытов - экспериментов по изучению объектов не живой  и живой природы:  

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Источник

Октябрь

Опыты с воздухом

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас.

Дать представление, что воздух:

невидим, легкий, не имеет запаха, ветер – это движение воздуха.

Полиэтиленовые пакеты

Стаканчики с водой

Коктейльные палочки

Мыльные пузыри

Резиновые игрушки

Подносы

Тазик с водой

3, с.44

Консультация для родителей  "Природа вокруг нас"

Формировать представление у родителей об экспериментальной деятельности с детьми.

Развивать интерес и любознательность.

Материал для опытов

Папка консультаций

«Человек. Звук и слух»(«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»)

Закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык  - определять на вкус).

Ширма

Газета

Колокольчик

Молоток

два камня

погремушка

свисток

футляры от киндер-сюрпризов с дырочками чеснок

кусочек

апельсина, поролон с духами

лимон

сахар

3, с. 54

«Человек. Звук и слух»

(Беседа- игра: «Почему все звучит?»)

подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета

Бубен

Стеклянный

Стакан

Газета

Гитара

Деревянная линейка

металлофон

Опыт: «Какая бывает земля?»

Формирование представления  о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая

Совочки

Формочки

Вода

Ноябрь

Бумажные кораблики

Формирование представлений о свойствах бумаги

Бумага, бумажные кораблики, лужа или ручей

1, с. 29

Свойства песка

Наблюдение за мокрым песком в сухом помещении

Песок

Вода

Батарея

1, с. 28

Лед--вода

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

Кусочки льда

Прозрачная емкость

1, с. 30

Вода

Формирование представлений о некоторых свойствах воды (жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, разливается, ее можно вылить, налить, перелить, разлить), значение воды для всего живого.

Стеклянная банка с водой

Пустой стакан

Банка с молоком

Лист чистой белой бумаги

Поднос с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпич)

Баночки

1, с.37

Путешествие за витаминами

Познакомить с витаминами А, В, С.

Рассмотреть продукты, которые содержат в себе витамины.

Самостоятельно приготовить сок из овощей и фруктов

Ручная соковыжималка

Терка

Овощи

Фрукты

Миски

Одноразовые стаканчики

3, с. 54

Декабрь

Снег

Формирование представлений о свойствах снега(рассыпчатый, белый, холодный, пушистый и др.)

Снег

Вылепить снежки на прогулке

1, с.30

Что в шарике?

Формировать представление о свойствах воды и воздуха

2 воздушных шарика( один наполнить водой, другой – воздухом)

1, с.32

Мыльные пузыри

Формировать культурно-гигиенические навыки.

Закреплять представления о свойствах воды.

Знакомить со способом получения теплой воды путем смешивания холодной воды с горячей.

Познакомить со способом создания мыльных пузырей

Игрушка Колобок

Емкость

Ковшики

Горячая и холодная вода

Полотенце

Мыло

Трубочки

Ложки

Стаканы

3, с. 65

Опыты со снегом на прогулке

Продолжать знакомить с особенностями снега.

Закреплять понятия: снег легкий, снег пушистый и др.

Две одинаковые формочки

3, с. 49

Январь

Капельки

Закреплять представления о свойствах воды.

Знакомить со способом получения теплой воды путем смешивания холодной воды с горячей

Пипетка

Горячая и холодная вода

3, с. 66

Опыты с воздухом (продолжение)

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас.

Дать представление, что воздух:

невидим, легкий, не имеет запаха, ветер – это движение воздуха

Полиэтиленовые пакеты

Стаканчики с водой

Коктейльные палочки

Мыльные пузыри

Резиновые игрушки

Подносы

Тазик с водой

3, с. 44

Таяние снега

Формирование представлений о свойствах снега ( снег под действием температуры – тает, обратить внимание, что вода грязная)

Снег

Стеклянная банка

1, с.31

Потребность растений в воде

Формировать представление о важности воды для жизни и роста растений

Цветы

Вода

1, с.35

Февраль

Мыло-фокусник

Познакомить со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое).

Мыло

Банки с водой

3, с. 74

Тонет – не тонет

Познакомить со свойствами некоторых предметов

Ванночки с водой

Кораблики

Камешки

5, с. 30

Чистая и грязная вода

Дать представление о том, что вода нужна всем

2 стакана с водой

Несколько игрушечных рыбок

2 большие прозрачные емкости

5, с. 40

Март

Уголок экспериментирования «Юный исследователь»

Пополнить уголок экспериментирования

Привлечь родителей в создании уголка

Новые атрибуты

-

У кого пена выше и пышнее?

Познакомить со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое).

Мыло

Вода

Трубочки

Одноразовые прозрачные стаканчики

3, с. 77

Электричество

Формировать представление о статическом электричестве

Воздушный шарик

Перья

Соль и вода

Формировать представление о том, что соль легко растворяется в воде.

Формировать представление об изменениях соли при контакте с водой.

Знакомить с понятием – выпаивание соли.

Свеча

Соль

Вода

Ложка

Всем нужна вода!

Формирование представлений о некоторых свойствах воды(жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, разливается, ее можно вылить, налить, перелить, разлить), значение воды для всего живого.

Вода

4-5 одноразовых стаканчика, прозрачные

Краски пищевые

Ложка

Китайская капуста

Уксус и яйцо

Формировать представление об изменении продукта при контакте с другим продуктом

Уксус

Миска

Яйцо

Апрель

Дождь и солнце

Расширять представления об окружающем мире через знакомство с основными физическими явлениями.

Мерные ложки

Бумажные салфетки

Тряпочки

Зонтик от дождя

Зонтик от солнца

Миски с водой

3, с. 92

Семена и плоды

Продолжать формировать знания детей о семенах и плодах.

Учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений.

Закреплять знания о том, что из семян вырастают растения.

Семена укропа, лука, огурцов, томатов, кабачки

Вода

Земля

Емкости для посадки

4, с. 41

Почему на тропинке не растут растения?

Формирование представления о свойствах почвы на прогулке

Почва

Лопатки

1, с. 34

Камни

Рассмотреть камни, определить из свойства.

Учить классифицировать по видам

камни

4, с. 126

Глина

Рассмотреть глину, определить ее свойства.

  1. Заключительный этап:
  • оформление результата проекта в виде презентации;
  • создание уголка экспериментирования «Юный исследователь»;
  • изготовление альбома с иллюстрациями: «Юные исследователь»

Список литературы:

  1. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Нищина Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
  2. Экспериментальная деятельность в ДОУ.- М.: ТЦ СФЕРА, 2012.
  3. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
  4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост. Нищева Н.В. - – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
  5. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Нищева Н.В. - – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир бумаги»

   Тип проекта:творчески-экспериментальный, познавательно-исследовательский, информационно-творческий.     Вид проекта: групповой.Формы работы: образовательная дея...

Проект Познавательно-исследовательский «Воздух-невидимка» в средней группе

Тип  проекта: Познавательно-исследовательский.Вид проекта: ГрупповойСрок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).Состав проектной группы: воспитатели Копцева Н.В., Пугачева Е.В., воспитанник...

Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....

проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....