Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
методическая разработка (средняя группа)
2019-2020гг.
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей был разработан проект, направленная на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.
Изучив методическую литературу по детской познавательно-исследовательской деятельности, мы решили адаптировать практический материал к условиям нашей группы №16 «ПОЧЕМУЧКИ» и создали свою модифицированную программу.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.
Срок реализации проекта: октябрь 2019г. – апрель 2020г.
СОД: 2 раза в неделю по 10-15 минут.
Возраст воспитанников: 4-5 лет, средняя группа.
Ожидаемый результат:
Стимулирование в детях интереса к поисково-исследовательской деятельности, обогащение представление детей о свойствах неживой природы: снеге, песке, воде; развитие наблюдательности, любознательности; мыслительных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики; обогащение словаря.
Оснащение мини-лаборатории:
Ø Приборы: емкости для игр с водой разных объемов и форм, лупы, мерные ложки, пипетки.
Ø Природный материал: песок, ракушки, семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов, яичная скорлупа.
Ø Утилизированный материал: проволока, ткани, пробки,
Ø Разные виды бумаги: бархатная, глянцевая, гофрированная, плотная.
Ø Красители: гуашь, акварельные краски;
Ø Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, Вата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_issl.-eksp._deyat.2.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОБУ «Детский сад №17 «СКАЗКА» комбинированного вида
ПРОЕКТ
по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
«Юный исследователь»
Разработал воспитатель
Группы №16 «ПОЧЕМУЧКИ»
Крылова Мария Викторовна
Г. Новая Ладога
2019-2020гг.
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей был разработан проект, направленная на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.
Изучив методическую литературу по детской познавательно-исследовательской деятельности, мы решили адаптировать практический материал к условиям нашей группы №16 «ПОЧЕМУЧКИ» и создали свою модифицированную программу.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
- Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
- Формировать познавательные действия, становление сознания
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес детей.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе;
Срок реализации проекта: октябрь 2019г. – апрель 2020г.
СОД: 2 раза в неделю по 10-15 минут.
Возраст воспитанников: 4-5 лет, средняя группа.
Ожидаемый результат:
Стимулирование в детях интереса к поисково-исследовательской деятельности, обогащение представление детей о свойствах неживой природы: снеге, песке, воде; развитие наблюдательности, любознательности; мыслительных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики; обогащение словаря.
Оснащение мини-лаборатории:
- Приборы: емкости для игр с водой разных объемов и форм, лупы, мерные ложки, пипетки.
- Природный материал: песок, ракушки, семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов, яичная скорлупа.
- Утилизированный материал: проволока, ткани, пробки,
- Разные виды бумаги: бархатная, глянцевая, гофрированная, плотная.
- Красители: гуашь, акварельные краски;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, Вата.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Заключительный этап
- Подготовительный этап:
- Формирование цели, задач
- создание необходимых условий для реализации проекта
- перспективное планирование проекта
- Основной этап:
- Консультация для родителей - "Природа вокруг нас";
- совместная работа по созданию картотеки опытов - экспериментов для детей среднего дошкольного возраста;
- проведение цикла наблюдений с детьми по ознакомлению с объектами неживой и живой природы;
- художественное творчество детей: лепка на тему "Отпечатки интересных предметов", рисование на тему "Рыбки в пруду". Чтение стихотворений о природе;
- проведение цикла опытов - экспериментов по изучению объектов не живой и живой природы:
Месяц | Тема | Задачи | Материал | Источник |
Октябрь | Опыты с воздухом | Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас. Дать представление, что воздух: невидим, легкий, не имеет запаха, ветер – это движение воздуха. | Полиэтиленовые пакеты Стаканчики с водой Коктейльные палочки Мыльные пузыри Резиновые игрушки Подносы Тазик с водой | 3, с.44 |
Консультация для родителей "Природа вокруг нас" | Формировать представление у родителей об экспериментальной деятельности с детьми. Развивать интерес и любознательность. | Материал для опытов | Папка консультаций | |
«Человек. Звук и слух»(«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем») | Закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). | Ширма Газета Колокольчик Молоток два камня погремушка свисток футляры от киндер-сюрпризов с дырочками чеснок кусочек апельсина, поролон с духами лимон сахар | 3, с. 54 | |
«Человек. Звук и слух» (Беседа- игра: «Почему все звучит?») | подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета | Бубен Стеклянный Стакан Газета Гитара Деревянная линейка металлофон | ||
Опыт: «Какая бывает земля?» | Формирование представления о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая | Совочки Формочки Вода | ||
Ноябрь | Бумажные кораблики | Формирование представлений о свойствах бумаги | Бумага, бумажные кораблики, лужа или ручей | 1, с. 29 |
Свойства песка | Наблюдение за мокрым песком в сухом помещении | Песок Вода Батарея | 1, с. 28 | |
Лед--вода | Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | Кусочки льда Прозрачная емкость | 1, с. 30 | |
Вода | Формирование представлений о некоторых свойствах воды (жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, разливается, ее можно вылить, налить, перелить, разлить), значение воды для всего живого. | Стеклянная банка с водой Пустой стакан Банка с молоком Лист чистой белой бумаги Поднос с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпич) Баночки | 1, с.37 | |
Путешествие за витаминами | Познакомить с витаминами А, В, С. Рассмотреть продукты, которые содержат в себе витамины. Самостоятельно приготовить сок из овощей и фруктов | Ручная соковыжималка Терка Овощи Фрукты Миски Одноразовые стаканчики | 3, с. 54 | |
Декабрь | Снег | Формирование представлений о свойствах снега(рассыпчатый, белый, холодный, пушистый и др.) | Снег Вылепить снежки на прогулке | 1, с.30 |
Что в шарике? | Формировать представление о свойствах воды и воздуха | 2 воздушных шарика( один наполнить водой, другой – воздухом) | 1, с.32 | |
Мыльные пузыри | Формировать культурно-гигиенические навыки. Закреплять представления о свойствах воды. Знакомить со способом получения теплой воды путем смешивания холодной воды с горячей. Познакомить со способом создания мыльных пузырей | Игрушка Колобок Емкость Ковшики Горячая и холодная вода Полотенце Мыло Трубочки Ложки Стаканы | 3, с. 65 | |
Опыты со снегом на прогулке | Продолжать знакомить с особенностями снега. Закреплять понятия: снег легкий, снег пушистый и др. | Две одинаковые формочки | 3, с. 49 | |
Январь | Капельки | Закреплять представления о свойствах воды. Знакомить со способом получения теплой воды путем смешивания холодной воды с горячей | Пипетка Горячая и холодная вода | 3, с. 66 |
Опыты с воздухом (продолжение) | Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас. Дать представление, что воздух: невидим, легкий, не имеет запаха, ветер – это движение воздуха | Полиэтиленовые пакеты Стаканчики с водой Коктейльные палочки Мыльные пузыри Резиновые игрушки Подносы Тазик с водой | 3, с. 44 | |
Таяние снега | Формирование представлений о свойствах снега ( снег под действием температуры – тает, обратить внимание, что вода грязная) | Снег Стеклянная банка | 1, с.31 | |
Потребность растений в воде | Формировать представление о важности воды для жизни и роста растений | Цветы Вода | 1, с.35 | |
Февраль | Мыло-фокусник | Познакомить со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое). | Мыло Банки с водой | 3, с. 74 |
Тонет – не тонет | Познакомить со свойствами некоторых предметов | Ванночки с водой Кораблики Камешки | 5, с. 30 | |
Чистая и грязная вода | Дать представление о том, что вода нужна всем | 2 стакана с водой Несколько игрушечных рыбок 2 большие прозрачные емкости | 5, с. 40 | |
Март | Уголок экспериментирования «Юный исследователь» | Пополнить уголок экспериментирования Привлечь родителей в создании уголка | Новые атрибуты | - |
У кого пена выше и пышнее? | Познакомить со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое). | Мыло Вода Трубочки Одноразовые прозрачные стаканчики | 3, с. 77 | |
Электричество | Формировать представление о статическом электричестве | Воздушный шарик Перья | ||
Соль и вода | Формировать представление о том, что соль легко растворяется в воде. Формировать представление об изменениях соли при контакте с водой. Знакомить с понятием – выпаивание соли. | Свеча Соль Вода Ложка | ||
Всем нужна вода! | Формирование представлений о некоторых свойствах воды(жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, разливается, ее можно вылить, налить, перелить, разлить), значение воды для всего живого. | Вода 4-5 одноразовых стаканчика, прозрачные Краски пищевые Ложка Китайская капуста | ||
Уксус и яйцо | Формировать представление об изменении продукта при контакте с другим продуктом | Уксус Миска Яйцо | ||
Апрель | Дождь и солнце | Расширять представления об окружающем мире через знакомство с основными физическими явлениями. | Мерные ложки Бумажные салфетки Тряпочки Зонтик от дождя Зонтик от солнца Миски с водой | 3, с. 92 |
Семена и плоды | Продолжать формировать знания детей о семенах и плодах. Учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений. Закреплять знания о том, что из семян вырастают растения. | Семена укропа, лука, огурцов, томатов, кабачки Вода Земля Емкости для посадки | 4, с. 41 | |
Почему на тропинке не растут растения? | Формирование представления о свойствах почвы на прогулке | Почва Лопатки | 1, с. 34 | |
Камни | Рассмотреть камни, определить из свойства. Учить классифицировать по видам | камни | 4, с. 126 | |
Глина | Рассмотреть глину, определить ее свойства. |
- Заключительный этап:
- оформление результата проекта в виде презентации;
- создание уголка экспериментирования «Юный исследователь»;
- изготовление альбома с иллюстрациями: «Юные исследователь»
Список литературы:
- Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Нищина Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
- Экспериментальная деятельность в ДОУ.- М.: ТЦ СФЕРА, 2012.
- Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост. Нищева Н.В. - – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Нищева Н.В. - – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир бумаги»
Тип проекта:творчески-экспериментальный, познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Вид проекта: групповой.Формы работы: образовательная дея...
Проект Познавательно-исследовательский «Воздух-невидимка» в средней группе
Тип проекта: Познавательно-исследовательский.Вид проекта: ГрупповойСрок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).Состав проектной группы: воспитатели Копцева Н.В., Пугачева Е.В., воспитанник...
Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...
Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"
Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....
проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....