проект Азбука здоровья
проект (подготовительная группа)

проект по здоровьесбережению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azbuka_zdorovya.docx208.22 КБ

Предварительный просмотр:

 

.

           В настоящее время с введением ФГОС ДО взаимодействие с семьей является одним из направлений деятельности дошкольных образовательных организаций. Работа воспитателя по взаимодействию с семьей подразумевает и формирование здорового образа жизни. Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от многих факторов: от состояния окружающей среды, от здоровья родителей, от наследственности, от условий жизни, воспитания ребенка в семье и образовательном учреждении. Проблема здоровья и его сохранения наиболее остро стоит и в младшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте при адаптации детей к детскому саду учащаются случаи заболеваний простудными заболеваниями. Культура здоровья ребенка раннего и дошкольного возраста - это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения во взаимодействии с родителями, целью, которой является созданий условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка. Дошкольное образовательное как универсальная образовательная среда помогает ребенку в самом начале жизни обрести элементарную культуру здоровья, определяя тем самым здоровый путь его развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача каждого дошкольного учреждения. Для решения проблемы с посещаемостью детей младшей группы, в связи с заболеваемостью простудными заболеваниями нами проведен мониторинг состояния здоровья в группе в течение осеннего периода, анализ которого показывает, что за период наблюдений число заболевших детей увеличивается. По состоянию здоровья дети были распределены на 2 группы: основная, профилактическая (болеющие 2 и более раз в месяц). В связи с этим совместно с медицинским работником, воспитателем физической культуры, педагогами и родителями разработан проект «Азбука здоровья».

Очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей о необходимости профилактических мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребенка.

Целью нашей работы является приобщение детей к здоровому образу жизни, формированию осознанного отношения к своему здоровью.

Исходя из поставленной цели, можно вывести три направления:

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Одним из видов современных игр, которые могут быть использованы в процессе воспитания культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста, становятся игры-эксперименты и игры-путешествия на предметной основе. Игры-эксперименты основаны на экспериментировании с предметом (предметами). Основное действие для ребенка в них – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков здорового образа жизни. Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.

Ежедневно проводятся в игровой форме физкультурно-оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, прогулка, подвижные и игровые упражнения, а также оздоровительно-профилактические мероприятия: полоскание рта после еды, массаж стоп на массажных дорожках, хождение по «следам», гимнастика после сна. Мы предлагаем разнообразные логоритмические упражнения с танцевальными элементами. В заключение несколько упражнений на восстановление дыхания.

Во время занятий проводятся физкультминутки, упражнения с предметами: «Кошкины повадки», «Через ручеек», пальчиковые игры с сопровождением.

Во время чтения художественной литературы используются такие произведения Г.Зайцева «Уроки Мойдодыра», К.Чуковского «Мойдодыр»,  Е.Алябьевой «Поучительные сказки», А.Барто «Девочка чумазая», С.Михалкова «Прививка», статьи из энциклопедии для детей «Почемучка». Проводятся тематические занятия «Здоровый образ жизни»: «Сон - лучшее лекарство»; «Чистота - залог здоровья»; «Мой режим дня»; «Питание – необходимое условие для жизни человека»; беседы на тему: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»; «Откуда берутся болезни?»; «Что делать, если человек заболел?»; беседа о пользе спорта для здоровья. Можно организовать экскурсию в медицинский кабинет детского сада, узнать значимость профессии медицинского работника.

Правильная организация питания детей в дошкольных учреждениях предусматривает обеспечение их потребности в таких пищевых веществах, как белки, углеводы и витамины. Особенно большое значение имеет витамин С. Доказано, что витамин С способствует оптимальному развитию детей, повышает их сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды, к инфекционным заболеваниям. Даже при правильно составленном меню, включении в него достаточного количества овощей и фруктов не всегда удается обеспечить необходимое содержание в рационах детей витамина С. Особенно остро ощущается  недостаток этого витамина в зимне-весеннее время. В целях улучшения нормализации обмена веществ, снижения заболеваемости, укрепления здоровья подрастающего поколения, в организованных детских учреждениях, согласно требованиям нормативных документов (СанПиН, СП) проводится круглогодичная или сезонная С-витаминизация. Ежедневно витаминизируются первые или третьи блюда обеда или молоко, чай. Витаминизация проводится на пищеблоке медицинскими работниками непосредственно перед раздачей.

Родители активно участвуют в этом проекте, помогают воспитателю определить интересы ребенка, предпочтительные для него воспитательные приемы, информируют воспитателя о том, как ребенок воспитывался раньше и чем любит заниматься. Кроме помощи в планировании развивающего воздействия на ребенка, родители получают педагогическое просвещение в вопросах формировании основ ведения здорового образа жизни. С родителями проводятся консультации по темам: «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости», «Режим дня», «Быть здоровым я хочу!», анкетирование. Одновременно оформляется стенд «Безопасность ребенка», папка-передвижка «Профилактика гриппа», папка-передвижка «Берегите своих детей» (детский травматизм). Материалы консультаций для родителей разработаны в формате фотографий, стендов, памяток и буклетов. В таких формах работы, родитель включается непосредственно в образовательный процесс детского сада, основной целью такого включения является формирование деятельностного компонента здоровьесберегающей компетентности родителей.

В настоящее время проект находится на завершающем этапе. Разработаны методические рекомендации по оздоровлению детей, накоплен материал по системе закаливания и оздоровления детей, совместные с родителями физкультурные праздники и досуги, подвижные игры и сюжетно-ролевые игры и т.д. Таким образом, наш опыт свидетельствует о том, что при реализации данного проекта не только идет тенденция к снижению числа заболеваемости у детей простудными заболеваниями, но и улучшается их самочувствие; важным является повышение педагогической культуры родителей по формированию здорового образа жизни детей.

Список литературы:

  1. Полтавцева Н.В. Физическая литература в дошкольном детстве. Пособие для инструктора физкультуры и воспитателей, работающих с детьми. – М.: Просвещение, 2008, с.272.
  2. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие техноглогии в образовательном процессе. //Научно-практический сборник. -Москва: Илекса, Народное образование, 2003,с.145.
  3. Волкова О.Д. //Дошкольное образование в современном изменяющем мире: теория и практика. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. ООО «Читинская городская типография», 2013, с.337.
  4. Косова Т.В. //Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015, с.337.
  5. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.//Медицина, 1991г, с75.

Приложение 1

«Сон - лучшее лекарство»

Чтение стихотворения

Вечером поздним тихая Дрема                    

В гости приходит к ребятам знакомым.      

Ну, а к тому, кто кричит и буянит,               

Дрема и вовсе порой не заглянет,               

И стороной его дом обойдет,                      

Снов ему сказочных не принесет.                                                                    

Все потому, что пугливая Дрема

Очень боится и шума и грома…

Долго придется бедняге не спать

Ждать своих снов и овечек считать.

Угадайте правила, соблюдение которых обеспечит спокойный сон. (Поднимите флажок, если я говорю правильно).

  • Шумные игры перед сном;
  • Сон с громкой музыкой;
  • Сон в душной комнате, с включенным светом;
  • Спокойные игры перед сном;
  • Сон в тишине, без света, в хорошо проветренной комнате;
  • Чтение книг и просмотр телепередач о страшных событиях;
  • Поздний отход ко сну;

Игра «Плохо - хорошо».

(Поднимите флажок, если я говорю правильно).

  • Мыть ноги;
  • Мыть руки;
  • Принимать душ;
  • Принимать пищу;
  • Чистить зубы;
  • Смотреть страшные фильмы;
  • Проветривать комнату;
  • Слушать громкую музыку;
  • Физически напрягаться;
  • Гулять на свежем воздухе;
  • Играть в шумные игры.

Приложение 2

«Чистота – залог здоровья»

1.Чтение стихотворения

Если ты весь день трудился,  

Бегал, прыгал, веселился,         

Надо телу отдохнуть –               

Надо тело сполоснуть!               

Чтоб росло и крепло тело         

Нужен здесь подход умелый -

Тренируй и закаляй

На ночь в душе поливай.

Если день твой перегружен-

Душ как воздух телу нужен!

 

2.Для кого чистота - залог здоровья? Кто поступает правильно

alt

3.Выучи наизусть:

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

4.Подними флажок, если я сказала правильно:

1.      Я всегда мою руки, придя с улицы, после туалета и перед едой. 

2.      Перед сном я мою ноги.                                                   

3.      Каждый день я меняю носки и нижнее белье.

4.      Минимум раз в неделю я мою все тело горячей  водой с мылом.

5. Где изображены предметы личной гигиены?

alt

Приложение 3

«Мой режим дня»

1.  Чтение стихотворения

Умный пес по кличке Стет,   

Мне раскрыл один секрет:     

Чтобы в жизни преуспеть,      

Чтобы многое успеть,             

Погулять и почитать,              

И в игрушки поиграть,           

И с друзьями поиграть,

И мультфильмы посмотреть

Как вещам твоим порядок

Дню положен РАСПОРЯДОК

День распишешь по часам

И везде успеешь сам.

2. Как ты думаешь, что такое режим дня?

( Подними флажок, если я сказала правильно):

  • Начало дня в одно и то же время;
  • Прогулка на улице;
  • Порядок дел и действий, которые ты должен совершить в течение дня;

 3.Какой вид отдыха, на твой взгляд, наилучший?

 (Подними флажок)

  • Просмотр телевизора;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Занятия спортом;
  • Чтение книг;
  • Сон в хорошо проветренной комнате;
  • Игры на компьютере;
  • Игры на свежем воздухе

4. Расположи картинки в правильном порядке

alt

Приложение 4

«Питание – необходимое условие для жизни человека»

1.Чтение стихотворения

Рано утром просыпайся,      

Себе, людям улыбайся,

Ты зарядкой занимайся       

Обливайся, вытирайся        

Всегда правильно питайся

Аккуратно одевайся,

в школу смело отправляйся!

2.Какие правила гигиены питания нужно соблюдать?(Подними флажок)

  • Фрукты и овощи перед едой надо тщательно мыть;
  • После еды на столе полезно оставлять остатки пищи и использованную посуду;
  • После еды надо хорошо вымыть посуду;
  • Руки перед едой мыть не обязательно;
  • Продукты питания надо хранить на холоде.

    3.  Органы пищеварения

alt

4. Правила еды:

1.     Не торопись во время приема пищи.

2.     Не ешь на ходу.

3.     Не переедай.

4.     Воздерживайся от жирной, острой, соленой пищи.

5.     Не ешь много сладкого.

6.  Ешьте в одно и тоже время простую свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

7.     Тщательно пережевывай пищу, не спеши глотать.

8.    Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища

5. Продолжи сказку:

«Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда...»

6. Подними флажок, когда я назову полезные продукты

Рыба, жирное мясо, шоколадные конфеты, кефир, фанта, пепси, геркулес, подсолнечное масло, чипсы, морковь, торты, лук, сало, капуста, «Сникерс», яблоки, груши.    

7.«Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть». Нарисуй продукты, полезные для здоровья.

Приложения 5

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» .

Цель:

Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Беседа о витаминах:

- Вчера Кукла–мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень  нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины очень полезные.

- А вы, ребята, пробовали витамины?

Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах. А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

В каких продуктах они содержатся и для чего нужны?

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка  (для зрения).

Витамин В -  мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С -  цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д -  солнце, рыбий жир (для косточек).

- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов,

пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь

очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть,

надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис,

строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться,

 вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом,

рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов –

 вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине

всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела

 и ужасно растолстела.

 Хочет в гости к нам прийти,

в дверь не может проползти.

6.Если хочешь быть здоровым,

правильно питайся,

Ешь побольше витаминов,

 с болезнями не знайся.

- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево.

(на столе карточки с продуктами, дети выбирают,  вешают их на дерево).

- Почему на дереве выросла морковь?

- Чем полезно молоко?

- Какой витамин в свекле?

- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

 

Приложение 6

Конспект интегрированного занятия «Откуда берутся болезни и где прячется здоровье?»

 Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника.

Роль диктора TV исполняет родитель.

Ход занятия

В:- Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово «здоровье» похоже на слово «здравствуй». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы.

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

 Коммуникативная игра «Здравствуй!»

В:  - “Хочешь себе здоровья – здоровайся со всеми” - так говорил Порфирий Иванов – учитель здоровья в своей книге “Детка”. Кому бы вы хотели пожелать здоровья? (Ответы детей).

В:  - А как это сделать без слов, при помощи рук?

Дети показывают (рукопожатием, объятиями, похлопыванием по плечу)

Дети встают в круг и поочерёдно припевают фразу, называя имя ребёнка, которому передают мячик: «Здравствуй, Серёжа!» и т.д. (включается телевизор)

Д: - Внимание! Внимание! В эфире экстренный выпуск программа «Здоровье».

 Срочное сообщение. Расскажу я вам старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек.

Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать? (в самого человека)». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов.

- Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит быть здоровым? А как ты считаешь? А ты здоров? Почему? Я приглашаю вас принять в передаче «Здоровье» участие чтобы разобраться в этом вопросе. Открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. Первый лучик вашего здоровья – это сила. ( Открываю лучик)

 - Каких людей вы считаете сильными? А твой папа сильный? А где находится ваша сила? (Моя сила в мышцах.)

В: - Давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Какие у вас крепкие мышцы. Самые сильные мышцы у (…), посмотрите, ребята! Расскажи нам, пожалуйста, что ты делаешь, чтобы твои руки были сильными?

 - Ребята, а теперь вы все вместе покажите, как вы тренируете мышцы своего тела (вставайте в круг).

Кто зарядкой занимается,

Тот здоровья набирается!

Дети выполняют комплекс ритмической гимнастики по показу воспитателя под весёлую мелодию.

 - Добавилось силы у вас после зарядки? Сразу видно, « силушка по жилушкам огнем бежит». Какие мышцы стали у тебя?

 - Ребята! А вот и ответ на вопрос: почему человек должен быть сильным? Сила укрепляет здоровье человека!

Игра «Льдинка – Путешественница»

Воспитатель предлагает детям попарно, по их желанию, взяться за руки. Пары подходят к столам, на которых лежат рукавички-муфты с вложенными в них заранее геометрическими формами. Каждая пара детей надевает одну рукавичку-муфту, и, не вынимая рук, обсуждают найденный предмет. Высказывается каждый ребёнок. Ребёнку, оставшемуся без пары, воспитатель предлагает свою муфту, в которую незаметно кладет льдинку.

Ребенок описывает предмет, найденный в рукавице.

В: - Ваши руки чуткие, умные. И вы прекрасно справились с заданием. Но это не последняя загадка, которую я для вас приготовила.

Дети садятся полукругом на стулья и надевают повязки на глаза.

В: - Сейчас с вами будет играть льдинка-путешественница. Назовите часть лица или тела, к которой она прикоснется. (воспитатель с помощью салфетки прикасается льдинкой к детям.) Ответы детей.

Крепится человек – крепче камня.

Ослабнет – слабее воды!

Д: - Чтобы узнать, как зовут второй лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус.
- Что там лежит? Сейчас мы увидим, кто там прячется! «Один, два, три невидимка из стаканчика беги» - опускайте стаканчики в воду.

 - Что за невидимка сидел в стаканчике?

В:  - Мы увидели воздух, который был в стаканчике. Этот фокус вы можете показать дома. Ребята, все мы знаем:

Без дыханья жизни нет, без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы, дышим он, и я, и ты.

Давайте проверим, так ли это.

Опыт. Попробуйте глубоко вздохнуть, закройте ладошкой рот и нос.

 - Что вы чувствуете? Почему не смогли долго находиться без воздуха? А ты что чувствовал?

В:  - Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась – пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.

В:  - Скажите, пожалуйста, почему мы на зарядке выполняем дыхательные упражнения? Давайте вспомним, какие упражнения на дыхание мы знаем.

Упражнения для развития дыхания

1.Наклоны вперед и назад (по принципу маятника) – при наклоне назад руки обхватывают плечи, вдох; при наклоне вперед – выдох; 2.Темповые наклоны вперед – вдох при каждом наклоне.

В:- Воздух богатый кислородом – чистый воздух! Когда воздух свеж и чист – дышится легко, появляется бодрость, хорошее настроение.

 Д: - Как же зовут второй лучик здоровья? (Открываю лучик)

В: - Чтобы быть здоровым нужен чистый свежий воздух. А вот после следующей игры вы сможете сказать, как зовут ещё один лучик.

В: - В магазинах продают много разных продуктов, если бы мама попросила вас сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты. Давайте поиграем в игру и узнаем, можно ли вам доверять домашнее хозяйство.

Игра «Садовники здоровья».

 - Ребята, я предлагаю вам стать садовниками и вырастить чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево). Почему на дереве выросла морковь? Чем полезно молоко? Какой витамин в свекле? Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

Диктор TV: - Вы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда. (Открываю лучик).

Диктор TV:  - Так что надо делать, чтобы стать здоровым? (Открываю лучик)

Воспитатель: - А теперь внимательно посмотрите друг на друга, почему у (…) сверкают глаза? Почему у (…) добрая улыбка?

Почему вы все весело улыбаетесь?

 Какое у вас настроение? Хорошее настроение.

Диктор TV: - Вот имя последнего лучика. (Открываю лучик). Посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас, потому что мы нашли, куда боги спрятали наше здоровье. А вы сможете беречь его? А что вы для этого будете делать?

Воспитатель:  - Значит здоровье - оказывается спрятано и во мне, и в тебе в каждом из нас. Молодцы, я была уверена, что вы сможете найти место, где спрятано Здоровье!

Диктор TV: - Молодцы дети вы нашли бесценный дар - это здоровье! Спасибо что вы помогли разобраться нашей передаче в этом вопросе.

Воспитатель:  - Дети посмотрите, что стало с нашими разноцветными льдинками. (Дети делают вывод: они растаяли и превратились в жидкость). Это не просто жидкость, это – сок. Угощайтесь! Он очень полезен для нашего здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»

Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный:  с 01.09.2012г.- ...

ПРОЕКТ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономи...

Проект «Азбука здоровья»

 Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию  к ухудшению. И речь идёт не только о физиче...

проект "Азбука здоровья"

Проект для подготовительной группы "Азбука здоровья"...

Разработка и реализация проекта «Азбука здоровья»

Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему физического развития детей и укрепления их здоровья – проектная деятельность. Эта деятельность помогает д...

Проект "Азбука здоровья"

В публикации представлены материалы проекта "Азбука здоровья" для детей старшего дошкольного возраста.  Разработан план реализации проекта, реализуемые мероприятия с детьми и родителями....

Проект " Азбука здоровья"

Цель проекта.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здорового образа жизни и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и з...