Главные вкладки

    Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников"
    консультация

    Химич Светлана Анатольевна

    Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rod._sobranie_2019.docx29.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие речи младших дошкольников

    Время проведения: сентябрь – октябрь.

    Форма проведения: круглый стол.

    Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

    Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка младшего дошкольного возраста и методами и приемами ее развития; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс группы.

    Участники: воспитатели, родители.

    Место проведения: помещение группы.

    План проведения

    1. Вступительный этап
    2. Основная часть:

    - педагогический всеобуч «Совсем немного науки»;

    - работа в микрогруппах;

    - как сделать чтение интересным;

    - игровая мини – программа.

    3. Подведение итогов собрания.

    Ход мероприятия

    1. Подготовительный этап

    - Приглашение родителей на собрание

    - Изготовление памятки для родителей

           2. Организационный этап

    - Выставка художественной литературы, с которой нужно познакомить детей

    - Столы накрыты для чаепития

    - Подготовка музыкального сопровождения.

    3. Вступительный этап

    (Звучит спокойная музыка.Родители знакомятся с выставкой и садятся за столы.)

    Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встречи с вами!

    Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения.

    Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, что я умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада, мы сможем решить проблемы в воспитании и развитии ребенка.

    Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Тема собрания «Развитие речи младших дошкольников». Сегодня вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

    4.Основная часть

    Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»

    Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

    - речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

    -речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

    Основные задачи речевого развития детей:

    -овладение нормами и правилами русского языка, определенными для каждого возраста;

    -развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

    Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

    Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же в речи отражаются на формировании детского характера, так как неисправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

    Необходимо создавать интерес к языку и способствовать творческому отношению к речи.

    Задание: Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребенка и объясните свой выбор.

    1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
    2. Общение ребенка с другими детьми.
    3. Речь взрослого – образец для подражания.
    4. Развитие мелкой моторики рук.
    5. Чтение детской художественной литературы.
    6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

    (Обсуждение.)

    Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка не только свидетельствуют о владении богатства языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

    С помощью речи взрослые определяют  и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т.д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

    Таким образом, овладение языком необходимо для формирования личности ребенка.

    - Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему мы должны учит ребенка?

    • Формирование звуковой культуры речи.
    • Обогащение словарного запаса.
    • Формирование грамматического строя речи.
    • Обучение рассказыванию, связной речи.
    • Развитие выразительности речи.

         Ребенок к 4 годам:

    • Правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;
    • Накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;
    • Активно осознает обобщающую функцию слов;
    • Через слово овладевает основными грамматическими формами речи (появляются множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно – ласкательные суффиксы);
    • Начинает использовать в речи сложные формы предложений;
    • Осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными предложениями.

    В речи детей этого возраста отмечаются некоторые особенности.

    • Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»), сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а некоторые их пропускают.
    • Дети  не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета, части тела.
    • Требует совершенствования интонационная сторона речи.
    • Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а так же над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
    • Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
    • При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений.
    • Существует проблема словообразования.
    • Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств языка.
    • Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.
    • Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

    Вы познакомились с требованиями к речи ребенка четырехлетнего возраста. К четырем годам ребенок занимает инициативную позицию в общении со взрослыми, использует распространенные предложения и практически все части речи, по сути, становится полноценным собеседником.

    Работа по развитию речи  в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а так же на всех других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

    Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

    Отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем:

    • Поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;
    • В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками;
    • Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;
    • Загадать загадку и найти отгадку;
    • Поискать приметы времени года;
    • Познакомить ребенка с народными пословицами и приметами;
    • Прочитать стихотворение, вспомнить песенку;
    • Поиграть с ними игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» ;

    Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

    Работа в микрогруппах

    (Воспитатель предлагает родителям объединиться в небольшие группы.)

    Задания:

    1. Подберите по пять эпитетов к словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.
    2. Какими ласковыми словами вы называете своего малыша? Назовите их.
    3. Знает ли ваш ребенок, в каком городе живет, свой домашний адрес, свою фамилию ткак зовут вас – родителей? Знакомите ли вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

    Общаясь с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких, об увлекательных прогулках на природу и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

    (Далее воспитатель продолжает беседу о развитии речи детей, рассказывает о том, как развивается речь ребенка вовремя ознакомления с художественной литературой, театрализованной деятельности, как нужно организовать эту деятельность и что для этого необходимо. Обращает внимание на такой прием как рассказы родителей из личного опыта, которые дети очень любят и с удовольствием слушают. Можно предложить родителям привести пример из личного опыта.)

    Сказка нужна всем – и большим, и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать путь, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребенка и родителя, разрешить конфликт, взяться за дело. Рассказывайте, читайте детям сказки. А в хорошо знакомые сказки можно еще и играть.

    Вариант 1. Придумайте продолжение сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».

    Вариант 2. Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать мяч. Каждый, кто получит мяч, продолжают сказку.

    Вариант 3. Загадайте детям загадку и предложите догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать.

    Загадка 1. Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все вокруг такие же добрые, как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут еще злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть.

    Загадка 2. Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

    Загадка 3. Так и знал, что все бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Столько лет в поле стою! Мечтал я, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

    Как сделать чтение интересным?

    Как сделать чтение книжек ребенку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе. Как это можно сделать?

    Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умение понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Аленушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как девятиэтажный дом или маленькая, как муравейник?», «Какого цвета у них было ведерко?»

    Озвучьте рассказ. Подумайте вместе с ребенком, какие звуки присутствуют в рассказе, и воспроизведите их. Представьте как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают звери и птицы.

    Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребенку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трех медведях или как дед тащил репку.

    Отступайте от текста. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребенку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать предложение, тем самым вы стимулируете воображение ребенка, а так же помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

    Игровая мини программа

    Вариант 1. Совместная инсценировка сказки «Теремок».

    Вариант 2. Совместная игротека «Давайте поиграем» (речевые игры с детьми).

    5.Подведение итогов собрания

    Примерный вариант решения собрания

    1. Уделять должное внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и заучивать их.
    2. Поощрять в семье занятия лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой.
    3. Посетить с ребенком зоопарк, театр, выставку.
    4. Больше бывать на природе, знакомить детей с ее красотой и многообразием.
    5. Принимать активное участие в работе детского сада.
    6. Сшить костюмы для героев сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Изготовить разные виды театров.

    К 4 годам ребенок становится инициативным и компетентным собеседником, он стремится к расширению контактов с людьми, его речевые успехи очевидны близким взрослым и посторонним людям. На этом фоне трудности в развитии речи у детей с речевыми нарушениями становятся особенно заметны и требуют внимательного и чуткого отношения со стороны окружающих.

    В заключении хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

    Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....

    Родительское собрание "Здоровый образ жизни младших дошкольников".

    В данном материале  рассказывается о компонентах здорового образа жизни: режим дня, свежий вохдух, двигательная активность детей, физическая культура, водные процедуры, питание, комфортная психол...

    Родительское собрание «Формирование представлений у младших дошкольников о малой родине»

    Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка....

    родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

    Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

    Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного обучения в школе"

    Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного  обучения в школе"...

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

    Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....