Статья "Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческого воображения дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа)

Агеева Елена Геннадьевна

В развитии творческого воображения архиважное значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности, такие как рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из строительных и природных материалов. Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа через призму изображаемых образов

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность.

В развитии творческого воображения архиважное значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности, такие как рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из строительных и природных материалов. Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа через призму изображаемых образов.

Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности будет носить творческий характер, вследствие сформированного у детей эстетического восприятия, образного мышления, воображения, а также, владением детьми необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

В МБДОУ недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения. Воспитанники не имеют представления, что существуют такие нетрадиционные техники рисования как кляксография, монотипия. Нетрадиционные техники рисования минимально задействованы в образовательном процессе, так как являются относительно трудоемкими.

Обучение детей традиционным видам рисования изучены в трудах Т.С. Комаровой, Е. А .Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой, ..Казаковой, Г. Г. Григорьевой. Существуют исследования по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду С. К. Кожохиной, С. Погодиной, А. Ярыгина.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми у разработаны у зарубежных педагогов Мери Энн – Кол,

Исходя из вышесказанного, мы видим, что существует проблема изучения технологии развития творческого воображения посредством обучения нетрадиционной технике рисования.

Развитие творческого воображения будет успешным если:

- в ходе непосредственной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования дети научаться создавать образы, приписывая предметам несвойственные им качества, наделяя их способностью к превращению;

- создавать условия для преобразования полученных изображений с помощью нетрадиционных техник рисования.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интересно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. В общих чертах воображение можно определить какспособность к перекомбинированию образов. Сущность воображения включается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражениях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т. е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливать реальность и приспосабливаться к ней.

Позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно: 1) подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов); 2)направлено на собственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружающей действительности; 3) является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

Достаточно с ложен вопрос обогатстве детского воображения. Существует мнение, что воображения человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют, истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединения и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность.

Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

И все-таки, воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. И главное дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный мире не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых.

Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

Формы проявления воображения дошкольника

Истоки воображения ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрослым. Н. Н. Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый мир.

Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития.

Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психологических механизмов творческого воображения дошкольников.

Воображение ребенка с самого начала его формирование имеет две основные функции – познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого – либо события или явления.

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конченый продукт труда (в как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которое надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол).

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее.

Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же, как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности.

Рассматривания сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные задачи, к примеру, научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законом мышления. Другая картина наблюдается, когда проблемная ситуация отличается неопределенностью исходные данные с механизмы воображения.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предлагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуется в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.

Дошкольные годы являются периодом начала развития творческого воображения.

Каковы особенности творческого воображения дошкольника, механизмы его?

В процессе создания образов воображения ребенок пользуется как комбинированием ранее полученных представлений, так и их преобразованием, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся у него представлений. Так, например, рисуя «самое смешное», один ребенок создал образ «товарища кубика» и «товарища бантика» (путем комбинирования черт игрушечного человечка с кубиком и бантом).

К числу наиболее доступных для дошкольников приемов преобразования действительности относится смещение величин, которое доводится детьми до одной из противоположностей.

В последнее время наблюдается повышение интереса ученых к проблеме развития творческого воображения у детей, все чаще делаются попытка решить ее экспериментальным путем.

Коэффициент оригинальности каждого испытуемого во всех возрастных группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения предложенных задач. При этом чем сложнее был тип решения, способ манипулирования образами воображения, который применял ребенок при выполнении задания, тем выше оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе.

Возникающее в дошкольном возрасте творческое воображение – важный показатель развития не только познавательной сферы ребенка. Его развитие тесно связано с формированием личности ребенка в целом.

Воображения дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания – недостаток детского воображения. Дошкольник легко объединит разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в старшему дошкольном возрасте (Л. С. Выгодский).

До достижения детьми 5 – 6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3 – 4 года) замысел рождается

Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить. Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуаши, темперы и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов. Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет».

Формировать интересы, эстетические потребности дошкольника можно по-разному. В том числе и средствами изобразительного искусства. Но говорить об эффективности воздействия можно лишь тогда, когда ребенок уже способен отображать свои впечатления, представления, передавать свое отношения ко всему, что чего интересует, волнует, занимает в окружающем мире. И тогда способ создания художественно выразительного образа он уже выбирает в соответствии с тем, что умет, какие навыки приобрел. Но вот что примечательно: часто эти умения не удовлетворяют его. В чем кроется причина? Прежде всего, в том, что ребенок недостаточно владеет основами изобразительной грамоты. Именно теми навыками, что дают определенную изобразительную свободу.

Для дошкольного учреждения многие неклассические, или так неназываемые нетрадиционные, техники (монотипия, кляксография, пальцеграфия) уже давно традиционное явление. Однако увеличения ими не должно стать самоцелью. Почему? Потому, что у ребенка постепенно формируется некий изобразительный стереотип. Он приводит к тому, что данную технику, в частности монотипию, малыш соотносить теперь только с одним изображением – бабочкой. Дальше этого образа он уже ничего не видит.

Также не совсем верно связывать не классические техники с желанием достигнуть эффекта. Суть в том, что раскрыть содержание задуманного образа можно любыми выразительными средствами. Важно показать ребенку, что техника, хотя имеет, важное значение, в создании рисунка, все же выступает в качестве «вспомогательного кирпичика» в построении образа.

Техника способствует решению изобразительной задачи, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом. Чтобы не быть голословными, рассмотрим подробнее каждую из неклассических техник. Отметим своеобразие каждой и их изобразительное взаимодействие друг с другом. Это очень важная составляющая педагогического процесса, поскольку ребенок вовлекается в процесс преобразования материала. Иными словами, развивается его творческое мышление, способность экспериментировать. Начнем с самой распространенной техники.

Монотипия (от греч. monos – один, единичный и typos - отпечаток) – разновидность печатной графики, выполняемая с помощью одного прикосновения. Рисунок в технике монотипии отличается причудливой формой, интересными цветовыми сочетаниями. Получить изображение в техники монотипии очень легко: для работы необходим лишь один лист бумаги, который следует сложить по полам. А далее? Краска наносится другой половину, которая прикрывается другой половиной. Сложенный лист проглаживается. Что остается автору? Дорисовать образованное пятно до образа. Выполнять рисунок можно и гуашевыми красками, и акварелью, и тушью. Разную фактуру может иметь и бумага: шероховатая (для акварели), гладкая (глянцевая для графических работ или для черчения), рыхлая (писчая), тонкая (калька) и т.д.

В технике монотипия выделим несколько разновидностей.

Перед тем как нанести краску на одну половинок листа, смочите его водой (если взяли слишком большое количество воды, уберите излишки бумажной салфеткой). Влажная поверхность создает эффект легко растекания. И в этом случае более подходят акварельные краски (см. рис. 1).

Монотипия может быть монохромной. Для ее выполнения нужна краска одного цвета. Это может быть акварель, гуашь, тушь. Получив пятно дорисуйте краской такого цвета, контуром (для рисования по стеклу или ткани), где левой ручкой (см. рис. 2).

Для получения фактурного пятна лучше воспользоваться гуашью. Монотипия в этом контексте получается наиболее яркой, сочной. Данный вариант монотипии позволяет детям наглядно увидеть результат смешения цветов. Самое главное – наносить краски на лист бумаги, не смешивая лаконичные пятна. Смешные произойдет во время проглаживания листа. От этого пятно становится более выразительным.

Интересные сочетания получаются, если совместить несколько материалов, например гуашь и контур. Гуашь передает рисунку фактурность, а контур создает силуэт, который впоследствии станет основой для будущего образа.

Техника монотипии многогранна и разнообразна и тематика ее применения. Самое простое – рисования от пятна, когда автор не продумывает конкретный образ, а руководствуется случайным смешением цветов.

Кляксография. Вид техники, в основе которой – пятно – клякса, содержащее образ. Выполняется очень легко. На лист бумаги ставится клякса, которая слегка раздувается в разных направлениях, после чего образованное пятно дорисовывается образа. В кляксографии можно выделить несколько разновидности:

Монохроматическая кляксография выполняется одним цветом.

Полихромная кляксография – целесообразно использовать сразу несколько цветов.

Лаконичная кляксография, в основе которой – общее пятно.

Линейная кляксография: нанесения кривых линий – хаотичных и формообразующих.

Любой вид кляксографии направлен на развитие воображения, наглядно – образного мышления. С одной стороны, кляксография очень легка в исполнении, поскольку для нанесения пятна – кляксы не нужны специальные усилия, материал, инструменты (движение кляксы чаще всего не предсказуемо); с другой – пятно-клякса требует внимания, ведь его формообразование нуждается в целенаправленном управлении. Каждый силуэт может иметь несколько трактовок.

Кляксография может выполняться разным материалом: акварелью, тушью, гуашью. Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:

Быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;

Содержать изобразительно выразительные средства создания художественного образа;

Знакомить с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т. п.);

Развивать ручную умелость

Соответствовать санитарно – гигиеническим нормам.

Исследователи детского изобразительного творчества (Е. А. Флёрина, Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова и др.) неоднократно указывали на необходимость обучения детей карандашной технике рисования, подчеркивая при этом ее роль не только как вспомогательного, начального этапа живописи, но и как самостоятельного вида графики. А вот педагоги практики утверждали, что цветные карандаши не столь ярки и многоцветны, как краски.

Наиболее интересное в технике акварельных мелков дошкольники развивали тему натюрморта.

Использования акварельных мелков при создании портретных образов дало дошкольникам возможность заострить внимание на интересных деталях.

Большие возможности открывают перед дошкольниками акварельные карандаши зарубежного производства (французские, чешские).

Сначала дети создают обычными цветными карандашами рисунок с преобладанием контурных линий и густого штриха, а затем при помощи кисти и воды (это зависит от задуманного образа) необходимые места размывают – так получается заливки, характерные для акварели.

В дошкольном периоде детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – развитие восприятия, воображения, образного мышления. Передавая информацию в мозг, детские ощущения непосредственно влияют на общий уровень и интеллекта. Малыш говорит руками, не обладая пока возможностью выразить свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становится его рисунок, его умение творить. В раннем возрасте правое полушарие развито больше, и, развивая его дальше, мы закладываем фундамент общего интеллектуального развития. Поэтому очень важно предоставить ребенку свободу действий и богатство выбора изобразительных средств и приемов работы. Зажгите искру творчества у своего малыша.

Далее мы предлагаем серию развивающих упражнений.

Техника №1.

Метод активного воображения. Монотипия. Подготовьте все необходимое для работы: толстое стекло с закругленными гранями (можно использовать старое зеркало), широкие и тонкие кисти, краски «гуашь», баночку для воды, несколько листов плотной бумаги формата А4, клей ПВА, цветную бумагу или старые журналы.

І этап. Создание монотипии.

Обратитесь к своему ребенку со словами: «дорогой мой сегодня мы отправимся в гости в волшебный мир красок и воображения. Нас ждут настоящие чудеса».

Предложите малышу брать любые цвета и наносить их хаотично на стекло. Мазки должны быть густыми, напоминающими консистенцию сметаны. «Дружок, дай возможность своей руке прыгать и веселиться с кистью по стеклу. Играй с красками на стекле. Пусть они сочными пятнами и линиями закроют поверхность стекла». Далее, пока краска еще не высохла, помогите своему ребенку аккуратно накрыть красочные пятна на стекле белой плотной бумагой формата А4. Пусть он своими ладошками тщательно прогладить весь лист.

«А теперь произойдет чудо!» Но для того, чтобы превращение получилось, нужно придумать какое – нибудь волшебное заклинание. Например: «Рекс – мекс -фекс», «Крибли – крабле - бумс».

Скажите заклинание вместе со своим малышом и помогите ему аккуратно, в любом направлении снять бумагу со стекла. «Видишь чудо произошло! Какая удивительная красота получилась! Этот отпечаток на листе называется монотипия».

Важно, чтобы ребенок положительно оценил свою работу. Это момент принятия себе на внутреннем уровне. Поэтому предоставьте возможность малышу сделать новую монотипию, если готовый вариант его не устраивает.

ІІ этап. Конкретизация увиденного образа.

«Внимательно посмотри на полученный отпечаток, можешь покрутить его в руках. В твоей монотипии кто-то скрывается, что-то прячется. И только ты сможешь раскрыть эту тайну. Вглядись в цветные пятна и, как только увидишь и поймешь, на что они похожи, скажи мне об этом».

Предложите ребенку тонкой беличьей кистью уточнить увиденный образ, сделав несколько конкретизирующих линий или маленьких пятнышек.

ІІІ этап. Оформление в рамку.

Когда конкретизация образа будет завершена, подберите вместе со своим малышом подходящий по гамме цвет рамки. Можно использовать цветную бумагу или картон, а также репродукции из старых журналов. Лучше, чтобы форму для рамки ребенок придумал по своему усмотрению, и вырезал по своему усмотрению, и вырезал ее ножницами(или оторвал руками), и приклеил к монотипии.

Хочется отметить важность «одевания» своей работы в рамку. Рамка задает четкие контуры детской работы и является метафорой границ личности ребенка.

4 этап. Придумывание название.

«подумай, как ты хочешь назвать свою работу, а я помогу тебе ее подписать».

Родители на маленькой полоске бумаги белого цвета пишут фамилию, имя автора и название работы.

5 этап. Вывешивание на стену.

Предоставьте возможность своему ребенку выбрать любое место в комнате для монотипии. « Медленно походи со своей работой по комнате, а когда почувствуешь, что какое-то место тебя притягивает, повесь туда свою монотипию с помощью скотча. Если тебе не достать самому, то я обязательно помогу».

Расположение монотипии на стене поможет родителям больше узнать о своем ребенке:

Низкое – высокое размещение (самооценка)

Обособление (самодостаточность);

У двери (динамичность личности);

У окна (значимость духовных аспектов);

На окне (элемент недостаточности);

Правостороннее (правое полушарие доминирует);

Левостороннее (левое полушарие доминирует).

6 этап. Сочинение истории.

Предложите малышу удобно расположиться и еще раз внимательно рассмотреть свое произведение. «а теперь сочини, пожалуйста, какую – нибудь историю или сказку по своей монотипии. Я буду внимательно слушать». Запишите дословно за ребенком его историю, не перебивая и не задавая вопросов. Пусть ребенок полностью выскажется.

7 этап. Завершение работы.

Когда работа закончена, пусть ребенок расскажет о своем настроении и опишет свои чувства.

Листок с описанием истории обязательно подпишите (Ф. И. автора, называние работы, дата выполнения) и положите в особую папочку для детских работ.

Важное достоинство монотипии – быстрое преодоление тревоги и беспокойства и получение высокохудожественных работ.

В изобразительном искусстве техникой (от гр.techne – искусство, мастерство) принято называть совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ. В узком смысле слова понятие техника трактуется как результат работы художника специальными материалами и инструментами. Техникой рисования, которой должны овладеть дети дошкольного возраста, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отобразить свои впечатления, наблюдения в рисунке. Покозатель владение техникой рисование при этом – способность ребенка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить.

По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет».

Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно, держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования — достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого.

В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) — щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат — неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, воспитатель подбирает тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных пределах).

Исходя из вышесказанного:

Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни

ребенка значительно в большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

Первой формой проявления детского воображения являются игры с взрослым, включенные в воображаемую ситуацию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия; к старшему дошкольному возрасту становится возможным воображение во внутреннем плане, в плане представлений.

Выделяется две главные функции воображения – познавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная («защитная»).

Познавательное воображение дошкольника связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на преодоление полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности.

Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого воображения ребенка. Для этого хорошо использовать разные варианты задач на воображение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, конструирование по замыслу, придумывание сюжетов).

Список литературы:

  1. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М.:Смысл, 1998.-194с.
  2. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.-162с.
  3. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.:Гардарики, 2006.-319с.
  4. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. - СПб.:,Питер, 1998.-415с.
  5. Костерин Н. Учебное рисование. - М., 1980.-158с.
  6. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.
  7. Мелик - Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. - М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников....

«Использование нетрадиционной техники рисование как средство развития творческого воображения детей».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 68»       Образовательный проект. Использование не...

Система работы "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого воображения детей".

Система работы "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого воображения детей"....

Нетрадиционные техники рисования , как средства развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Материал содержит занятия с детьми по ознакомлению с нетрадиционной техникой рисования. Работу с родителями....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения

Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема.Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях инт...