Использование дидактических игр в художественно-эстетическом развитии
статья (средняя группа)
Дидактические игы в художественно-эстетическом развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_didakticheskih_igr_v_hudozhestvenno-esteticheskom_razvitii.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр в художественно-эстетическом развитии дошкольников
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей». Дошкольный возраст - один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно - эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период по определению Л.С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого - наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка».
Игра – основной вид деятельности детей, именно она оказывает влияние на их эстетическое и творческое развитие. Наиболее важное место в эстетическом воспитании дошкольников занимает дидактическая игра. Она помогает овладеть всем разнообразием предметного мира и ведет к более сложному уровню эстетического развития – самостоятельной художественной деятельности. Игры способствуют развитию познавательных способностей, получению новых художественно – эстетических знаний, их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные, словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дошкольники учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Значение этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством, материалом.
В младшей группе детям дают предметы, контрастно отличающиеся друг от друга, так как малышам трудно находить едва заметные различия между предметами. В средней группе в игре используются такие предметы, в которых разница еле заметная.
В процессе выполнения игровых правил у детей формируются умения выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, оттенков. В играх старших дошкольников закрепляются знания о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра, их оттенках. У ребят развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.
Очень ценны игры с мозаикой, они помогают развивать художественные способности детей, играя, дошкольники учатся подбирать и сочетать элементы по цвету и форме, знакомятся с основным принципом построения узоров, овладевают простейшей композицией – располагать узор на плоскости зависимости от ее формы, размера. Кроме того, эти игры развивают творчество, фантазию.
Настольно-печатные игры интересны детям разного дошкольного возраста. Они разнообразны по видам: лото, домино, парные картинки. В этих играх решаются разные задачи, при подборе картинок по парам самое простое задание – среди разных картинок найти две совершенно одинаковые (две куклы, одинаковые по цвету или оттенку, 2 цветка и др). Затем задания усложняются: нужно найти и объединить не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два цветка. Цветы могут быть разные и по цвету, и по форме, но их объединяет, делает похожими принадлежность к одному виду предметов. Также дети учатся подбирать картинки по общему признаку, например в игре «Фрукты. Ягоды. Овощи» дети объединяют картинки, классифицируют их: фрукты с фруктами, ягоды с ягодами, овощи с овощами.
Интересны дидактические игры на развитие потребности создавать продукты ручного творчества на основе овладения техниками рунного труда. Это дидактические игры «Что сначала, что потом», «Укрась платок», «Наряди игрушку». В этих играх дети украшают силуэты предметов элементами росписей (дымковская, хохломская, гжель).
Словесные дидактические игры учат дошкольников обобщать, явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные операции: описывают предметы, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам. Особое значение эти игры имеют для старших дошкольников. В игре «Скажи одним словом» - взрослый называет цветы или животное, дети – общую группу, к которой они относятся , например ландыш, ромашка. астра . «Назови, что бывает желтое (круглое) в природе?» : солнце, шляпка гриба, луна. Эти игры вызывают и
Таким образом, использование дидактических игр способствует живой интерес и желание в них учувствовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в художественно - эстетическом развитии дошкольников.
Известно, что игра занимает очень важное место в жизни ребёнка, а так же является ведущим видом деятельности. В своей работе я использую игры, не только рекомендованные программой, но и самостоятельно...
«Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».
«...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в до...
Из опыта работы для педагогов на тему: «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»
Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний ...
"Использование музыкально - дидактических игр в художественно - эстетическом развитии"
Методическая разработка...
Тема методической разработки: «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников»
В методической разработке представлены дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, которые можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности, в совместной деятельнос...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...