Использование дидактических игр в художественно-эстетическом развитии
статья (средняя группа)

Смирнова Людмила Владимировна

Дидактические игы в художественно-эстетическом развитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в художественно-эстетическом развитии    дошкольников

            С  введением Федеральных государственных образовательных стандартов  художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста   рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы,   становления эстетического  отношения к окружающему миру,  реализации самостоятельной творческой деятельности детей».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Дошкольный возраст - один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно - эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период по определению Л.С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого -   наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка».                                                                                                                                                                                                                                                                    

Игра – основной вид деятельности детей, именно она оказывает влияние на их  эстетическое и творческое развитие. Наиболее важное место в эстетическом воспитании дошкольников занимает дидактическая игра. Она помогает овладеть всем разнообразием предметного мира и ведет к более сложному уровню эстетического развития – самостоятельной художественной деятельности.   Игры способствуют развитию познавательных способностей, получению новых художественно – эстетических знаний, их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.                                                                                                                        

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные, словесные игры.                                                                                                                                                    

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дошкольники  учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.                                                                                                                                  

Значение этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством, материалом.                                                                                                                                                                                                                                            

В младшей группе детям дают предметы, контрастно отличающиеся друг от друга, так как малышам трудно находить едва заметные различия между предметами. В средней группе в игре используются такие предметы, в которых разница еле заметная.                                                                                                                                    

В процессе выполнения  игровых правил у детей формируются умения выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, оттенков. В играх старших дошкольников закрепляются знания о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра, их оттенках. У ребят развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.                                                                                      

Очень ценны игры с мозаикой, они помогают развивать художественные способности детей, играя, дошкольники учатся подбирать и сочетать элементы по цвету и форме, знакомятся с основным принципом построения узоров, овладевают простейшей композицией – располагать узор на плоскости зависимости от ее формы, размера. Кроме того,  эти игры развивают  творчество, фантазию.                                                                                                                  

Настольно-печатные игры интересны детям разного дошкольного возраста. Они разнообразны по видам: лото, домино, парные картинки. В этих играх решаются разные задачи, при подборе картинок по парам самое простое задание – среди разных картинок найти две совершенно одинаковые (две куклы, одинаковые по цвету или оттенку, 2 цветка и др). Затем задания усложняются: нужно найти и объединить не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два цветка. Цветы могут быть разные и по цвету,  и по форме, но их объединяет, делает  похожими принадлежность к одному виду предметов. Также дети учатся подбирать картинки  по общему признаку, например в игре «Фрукты. Ягоды. Овощи» дети объединяют картинки, классифицируют их: фрукты с фруктами, ягоды с ягодами, овощи с овощами.                                                                                                        

Интересны дидактические игры на развитие потребности создавать продукты   ручного творчества на основе овладения техниками рунного труда. Это дидактические игры «Что сначала, что потом», «Укрась платок», «Наряди игрушку».  В этих играх дети украшают силуэты предметов элементами росписей (дымковская, хохломская, гжель).                                                                                              

  Словесные дидактические  игры  учат дошкольников обобщать, явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные операции:  описывают предметы, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по  различным свойствам, признакам. Особое значение эти игры имеют для старших дошкольников. В игре  «Скажи одним словом» - взрослый называет цветы или животное, дети – общую группу, к которой они относятся , например ландыш, ромашка. астра . «Назови, что бывает желтое (круглое) в природе?» :  солнце, шляпка гриба, луна. Эти игры вызывают и

Таким образом,   использование  дидактических игр  способствует живой интерес  и желание в них учувствовать.                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в художественно - эстетическом развитии дошкольников.

Известно, что игра занимает очень важное место в жизни ребёнка, а так же является ведущим видом деятельности. В своей работе я использую игры, не только рекомендованные программой, но и самостоятельно...

«Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».

«...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в до...

Из опыта работы для педагогов на тему: «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний ...

Тема методической разработки: «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников»

В методической разработке представлены дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста,  которые можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности, в совместной деятельнос...

Дидактическая игра по художественно- эстетическому направлению. " Смешиваем цвета" или " Семафорная Азбука Гуся- капитана. " использованием игр и пособий В. В. Воскобовича, для детей 5 -7 лет.

Учить запоминать алгоритм смешивания красок с помощью пространственного положения флажков на кораблике " Брызг- брызг" или пространственного размещения разноцветных квадратов от 1 до 10, по ...