КЛУБ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ «СЧАСТЛИВЫЙ ОЧАГ»
методическая разработка
Семья занимает главную и основную роль в жизни каждого человека. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Здесь дети не только начинают говорить первые слова и делать первые шаги, но и учатся общаться с окружающими, перенимают манеру общения, которую они видят между родителями. То, как общаются между собой взрослые, как они относятся друг к другу и к самому ребенку, будет служить примером для него в общении в других социальных институтах и во взрослой жизни.
Известно, что за последнее время в России произошли изменения и во многих сферах: политике, экономике, социальной структуре. А такой трудоёмкий процесс, как воспитание ребенка, требует от родителей много времени и сил. Не все родители успевают и зарабатывать деньги для обеспечения семьи и в полной мере выполнять свои прямые родительские обязанности. В результате, некоторые дети большую часть времени предоставлены сами себе, родители просто не успевают ими заниматься в полном объёме. В итоге, это приводит к ослаблению воспитательных возможностей семьи. А ведь все проблемы, которые здесь возникают, отражаются в первую очередь на ребенке. В некоторых семьях родители могут использовать такие методы воспитания, как физическое наказание, запугивание, лишение еды, прогулок. В результате дети становятся капризными, непослушными, а иногда замкнутыми и необщительными.
Исходя из вышесказанного, мы решили создать программу, основным направлением которой стало создание системы мероприятий для оказания помощи семьям обучающихся по профилактике семейного неблагополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КЛУБ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ | 57.98 КБ |
prilozhenie_6.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №10 «Зоренька» г.Котлас
КЛУБ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
«СЧАСТЛИВЫЙ ОЧАГ»
Подготовили воспитатели:
Игумнова Алена Сергеевна
Сактарова Надежда Павловна
г.Котлас
2019 г.
1.НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
КЛУБ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ «СЧАСТЛИВЫЙ ОЧАГ»
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс РФ, уголовный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушения РФ;
- Закон «Об образовании»;
- Устав МДОУ №10 «Зоренька»;
- Письмо Минобразования РФ от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях».
2.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Семья занимает главную и основную роль в жизни каждого человека. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Здесь дети не только начинают говорить первые слова и делать первые шаги, но и учатся общаться с окружающими, перенимают манеру общения, которую они видят между родителями. То, как общаются между собой взрослые, как они относятся друг к другу и к самому ребенку, будет служить примером для него в общении в других социальных институтах и во взрослой жизни.
Известно, что за последнее время в России произошли изменения и во многих сферах: политике, экономике, социальной структуре. А такой трудоёмкий процесс, как воспитание ребенка, требует от родителей много времени и сил. Не все родители успевают и зарабатывать деньги для обеспечения семьи и в полной мере выполнять свои прямые родительские обязанности. В результате, некоторые дети большую часть времени предоставлены сами себе, родители просто не успевают ими заниматься в полном объёме. В итоге, это приводит к ослаблению воспитательных возможностей семьи. А ведь все проблемы, которые здесь возникают, отражаются в первую очередь на ребенке. В некоторых семьях родители могут использовать такие методы воспитания, как физическое наказание, запугивание, лишение еды, прогулок. В результате дети становятся капризными, непослушными, а иногда замкнутыми и необщительными.
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Анализ социального паспорта группы показал, что 50% детей воспитывается в семьях «группы риска» (неполные семьи: родители разведены/один родитель).
Таким образом, мы считаем, что основным направлением нашей работы должно быть создание системы мероприятий для оказания помощи семьям обучающихся по профилактике семейного неблагополучия.
3.ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Оказание помощи семьям обучающихся по профилактике и преодолению семейного неблагополучия.
4.ЗАДАЧИ
- Привлечь внимание к проблемам в воспитании детей;
-Осуществлять более тесное и открытое взаимодействие с семьями обучающихся;
- Расширять представления о семейных ценностях и традициях;
- Повышать уровень педагогического просвещения и профилактической работы с семьями обучающихся.
5.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Снижение количества семей, состоящих на разных формах учета;
- Взаимодействие семей и ДОУ станет более тесным и открытым;
- Повышение уровня педагогического просвещения родителей.
Для проведения мониторинга результативности реализации программы используются следующие методы:
-Составление социального паспорта;
-Анкетирование;
-Опросники;
-Наблюдение;
-Отчёт руководителя программы.
6.ФОРМЫ РАБОТЫ
-Консультации, индивидуальные консультации;
-Практикумы;
-Беседы;
-Круглые столы;
-Папки-передвижки;
-Информационные стенды;
-Буклеты, памятки.
7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Кабинет:
-Компьютерное оборудование (компьютер -1, принтер -1, поектор-1)
-Музыкальный центр, аудиодиски с музыкальными записями 1.
-Магнитная доска-1.
-Мольберт для рисования - 1.
-Дидактические и раздаточные материалы для проведения мероприятий.
-Печатные пособия, демонстрационные пособия, плакаты,
справочники, настольные игровые комплекты.
8.УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
- Родители обучающихся;
- Воспитатели;
- Социальный педагог;
- Педагог-психолог.
7.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Этапы реализации программы
Перспективный план по реализации этапов программы с описанием мероприятий – см.ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
7.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Информационные ресурсы:
- информационные стенды;
- интернет-ресурсы;
- размещение информации на сайте учреждения;
- распространение раздаточного материала (буклеты, памятки),
разработанного специалистами учреждения.
Методические ресурсы:
- Алексеева Л.С. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие/ Под. Ред. Л.С, Алексеевой. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.
- Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. - М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005.
- Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г., Князева О.Л., Соловьева Е.В. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дотттк. обр. учреж. - М.: Просвящение, 2003.
- Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе. - Иваново: Изд-воИван. Гос. Ун-та, 2005.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004.
- Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности,
правонарушений, охрана здоровья детей/ под. ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная пресса, 2007.
Интернет-ресурсы:
https://aromatyschastya.ru/stixi-pro-semyu ( Стихи про семью)
http://teremoksharanga.edusite.ru/DswMedia/test-konsul-taciya-rol-materiiotcavvospitaniiirazvitiirebenka-.pdf. (Тест для родителей «Ваше влияние на процесс воспитания ребенка»)
https://yandex.ru/images/search?text=стихи%20по%20пдд%20для%20дошкольников&stype=image&lr=10846&source=wiz (Загадки по ПДД)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/10/15/konsultatsiya-dlya-roditeley-po-pdd-bezopasnost (Памятка для родителей по обучению детей ПДД»
http://117kurgan.detkin-club.ru/parents/13620 (Памятка для родителей-водителей: ««Правила перевозки детей в автомобиле»)
https://infourok.ru/konsultacii-dlya-roditeley-doshkolnikov-po-pdd-3283377.html (Художественная литература по ПДД)
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Этапы реализации программы.
Этапы программы | Мероприятия | Цель | Участники | Сроки |
Подготовительный этап | Составление социального паспорта группы. | Выявление семей «группы риска». | Родители обучающихся, воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог. | Сентябрь |
Изучение методической литературы по теме. | Создание системы мероприятий программы по взаимодействию с родителями обучающихся. | |||
Планирование взаимодействия с родителями. | ||||
Разработка перспективного плана работы по программе | ||||
Основной этап | 1.Анкетирование родителей: «Трудности в воспитании» | Выявление трудностей у родителей при воспитании ребенка | Октябрь | |
2.Круглый стол с элементами семинара-практикума: «Обязанности и ответственность родителей за воспитание детей» (Приложение 1) | Знакомство родителей с их правами и обязанностями в отношении воспитания детей | |||
3. Консультация в родительский уголок: «Права и обязанности детей» | Знакомство родителей с правами и обязанностями детей | |||
1.Интерактивная игра: «Любимая игрушка моего ребенка» | Обмен опытом об игрушках детей, о их значимости в жизни ребёнка | Ноябрь | ||
2.Родительское собрание: «Роль матери и отца в воспитании и развитии детей» (Приложение 2) | Повышение уровня ответственности родителей в воспитании детей | |||
3. Папка-передвижка: «Роль отца в воспитании ребёнка» | Пополнение знаний о роли отца в воспитании ребёнка | |||
1.Беседа: «Что можно и что нельзя в воспитании?» | Определение уровня знаний родителей о методах и приёмах, допустимых в воспитании | Декабрь | ||
2.Буклет: «Методы наказания и поощрения» | Обобщение знаний родителей о методах воспитания | |||
3.Консультация в родительский уголок: «Тревожность детей. К чему она может привести?» | Получение знаний о том, почему ребёнок начинает переживать и становится тревожным | |||
1.Семинар-практикум: «Грубость и непонимание в семье» | Повышение педагогической компетентности родителей | Январь | ||
2.Памятка: «Как заслужить доверие ребенка?» | Формирование дружеских, доверительных взаимоотношений в семье | |||
3.Папка-передвижка: «Игры для дома» | Знакомство с играми, которые можно использовать с ребёнком для получения новых знаний в домашних условиях | |||
1. Практикум: «Семья-семье…» | Обмен опытом между родителями по теме: «Методы и приёмы воспитания» | Февраль | ||
2. Родительское собрание: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» | Создание благоприятной обстановки в семье для развития речи ребёнка | |||
3.Консультация для родителей: «Правила дорожного движения для дошкольников» (Приложение 3) | Помощь родителям по обучению детей правилам дорожного движения | |||
1.Семинар-практикум: «Трудовое воспитание в семье» (Приложение 4) | Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах трудового воспитания детей | Март | ||
2.Беседа: «Наши совместные дела» | Оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания, обучения и развития детей в процессе совместной деятельности | |||
3.Памятка: «Делу- время, потехе -час» | Повышение педагогической культуры родителей | |||
1.Круглый стол с элементами практикума: «Семейные традиции и праздники» (Приложение 5) | Поиск новых форм взаимодействия «дети – родители» | Апрель | ||
2.Буклет: «Особенности проведения семейных праздников» | Знакомство родителей с особенностями проведения ярких и запоминающихся праздников в семье | |||
Итоговый этап | 1.Подготовка отчетной документации по реализации программы. 1.1.Отчёт руководителя программы | Написание отчета по проделанной работе; выявления результативности в процессе реализации этапов программы | Май | |
2.Составление социального паспорта | Выявление уменьшения или увеличения процента семей «группы риска» | |||
3. Чаепитие с родителями «Вечер встреч» | Выявление положительных (отрицательных) моментов в процессе взаимодействия, сплочение родительского коллектива. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика семейного неблагополучия.
В рамках профилактики семейного неблагополучия организована работа по раннему его вывлению ,по определению причин сложившегося положения на основе межведомственного взаимодействия субъектов проф...
Проблемы ранней профилактики семейного неблагополучия
Основная цель современной семейной политики, заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи. Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизн...
Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников
Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников...
Консультация "Работа по ранней профилактике семейного неблагополучия в условиях ДОУ"
ldquo;Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной...
План работы педагога-психолога по предупреждению и профилактике семейного неблагополучия
План по предупреждению и профилактике семейного благополучия...
Выступления на дискуссионной площадке «Раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия»
Основная цель всех видов форм взаимодействия нашего учреждения с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потреб...