Конспект познавательно-исследовательской дея-тельности в старшей группе «Где прячется крахмал?»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ибрагимова Диана Гаджимурадовна

способствовать расширению знаний детей о происхождении картофеля и его использования в жизни человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_eksp_1.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Комитет по образованию

Администрации Г. о. Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №57 «Ладушки»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей  группе

 «Где прячется крахмал?»

        Подготовила:

        воспитатель первой категории

        Ибрагимова Д.Г.

        Г. о. Подольск, 2019г.

Цель: способствовать расширению знаний детей о происхождении картофеля и его использования в жизни человека.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Развивающие: развивать умение принимать самостоятельные решения; учить рассуждать и сравнивать. Развивать умение формулировать задачи, анализировать, делать выводы, фиксировать результаты. Создавать условия для выявления и проверки способов получения крахмала. Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

Предварительная работа: рассматривание предметных картинок; беседы по желанию детей.

Оборудование и материал: чистые салфетки, фартуки для работы, куски марли, емкости с водой, чашки с тертым картофелем, ложки – по числу детей.

Словарная работа: клубень, крахмал.

Ход деятельности:

Воспитатель показывает детям коробочку, внутри которой лежит клубень картофеля.

В. Ребята, в этой коробочке что – то лежит. Хотите узнать, что? Коробочку можно будет открыть только тогда, когда вы разгадаете мою загадку: под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (независимо от ответа, предложить детям расшифровать слово-отгадку.

Игра «Расшифруй слово»

Каждой из двух команд дается по карточке с 9-ю пустыми клетками, рядом написаны буквы с цифрами. Нужно поместить буквы в пустые клетки в соответствии с номерами и прочитать заданное слово (картофель).

1 2 3 4 5 6 7 8 9

л е т ф к р ь о а

8 7 4 6 1 3 9 5 2

По окончанию игры предложить детям прочесть слово и показать клубень картофеля, спрятанный в коробке, - подтвердить отгадку.

Беседа по вопросам:

1. Зачем нужен картофель людям?

2. Какие блюда готовят из картофеля?

3. Можно ли использовать картофель как лекарство?

4. Как появился картофель в России?

Выслушать ответы детей, дополняя их и комментируя, если потребуется.

Затем пригласить детей к экрану или доске. Рассмотреть совместно карту мира, найти страны: Латинскую Америку, Испанию, Голландию, Россию. Рассказать о происхождении картофеля и о том, как он попал в Россию.

В. Говорят, много тысяч лет назад картофель появился в Латинской Америке. Древние люди, после неудачной охоты, искали в земле съедобные корешки, и им посчастливилось найти клубни картофеля. Они научились употреблять их в пищу. Гораздо позже в Южной Америке побывали испанские моряки. Индейцы угостили их картофелем. Он им очень понравился, и они привезли клубни картофеля в Испанию. На родине они рассказывали, как его выращивать и употреблять. Называли этот овощ – земляным орехом. В Россию картофель завез царь Петр. Первое время картофель считался лакомством и его посыпали сахаром. Постепенно люди научились готовить из него вкусные блюда, и картофель стал одним из главных продуктов.

Ребята, вы видели как сажают картофель и как он растет (выслушать ответы детей и предложить им игру.)

Игра «Что сначала, что потом»

Материалы: карточки (5 штук) с изображением разных стадий роста картофеля.

Физкультминутка: В огород пойдем,

(шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем

(«таскают»)

И картошки накопаем.

(«копают»)

Срежем мы кочан капусты,

(«срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко

(«рвут»)

И вернемся по дорожке.

(шаги на месте)

Практическая работа:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть четыре вещества белого цвета: сахар, соль, муку, крахмал. Задание: определить название веществ по внешнему виду; уточнить сходства и различия. Предполагается, что дети сумеют определить соль, сахар и муку. Если не смогут назвать последнее вещество, его называет воспитатель. Затем, предложить детям взять в руки по щепотке муки и крахмала, сравнить их, растерев между пальцами. Уточнить разницу (крахмал скрипит).

Вопросы к детям:

1. Зачем детям нужен крахмал? (Если дети не знают, то рассказать)

2. Из чего получают крахмал? (Выслушать предположения детей, если не будет правильного ответа объяснить, что его получают из картофеля)

3. Сможем ли мы сегодня получить крахмал? (предположения детей)

4. Что нужно для этого сделать (Рассмотреть пути решения, которые предложат дети, если возможно выполнить некоторые действия).

В. Хотите, я вам расскажу как можно получить крахмал? Вы когда -будь ели драники? Кто видел, как мама их готовит? Какой предмет кухонной утвари можно использовать, чтобы измельчить картофель? (Мясорубку, терку, нож.) – показать детям терку рассказать о технике безопасности при работе с ней.

В. Ребята, разрешите сегодня мне выполнить эту работу. (Натереть одну картофелину , рассмотреть полученную массу.)во что превратился клубень? (в кашицу.

(на столах заранее приготовленное для каждого ребенка оборудование: чистая салфетка, фартук для работы, кусок марли, емкость с водой, чашка с натертым картофелем, ложка.)

В. Ребята рассмотрите пожалуйста, все предметы и подумайте, как с их помощью мы можем получить крахмал. (Выслушать предложения детей, если никто не ответит то рассказать о процессе получения крахмала6 часть натертого картофеля положить в марлю и промыть водой.)

В. Ребята, вы хотите самостоятельно получить крахмал? Что нам для этого нужно сделать? (выслушать ответы детей)

Каждый ребенок промывает в воде картофельную массу в марлевом мешочке. Когда они это сделали, спрашиваю: «Обнаружили крахмал (если сквозь мутную воду не видно, предлагаю слить воду, тогда на дне можно увидеть осадок – это и есть крахмал. Предложить детям рассмотреть его, потрогать (выслушиваю мнения детей).

Закрепление материала:

В. Как вы получили крахмал?

В. Ребята, мы вместе с вами доказали, что крахмал есть в картофеле, а что теперь мы можем сделать с полученным крахмалом (предлагаю отдать на кухню, чтобы повар приготовил вкусный кисель.)

Спасибо за внимание ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Вот я какой!"

Предлагаемый материал поможет детям познакомиться с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов....

Конспект познавательно - исследовательской НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Мебель"

Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема "Мебель". Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...