Консультация для педагогов " Формирование экономического сознания у дошкольников"
консультация

Горбунова Ольга Леонидовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1111_konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд № 1         Консультация для педагогов

«Формирование экономического сознания у воспитанников»

Слайд №2    «Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». В.Прево

Слайд № 3  Финансовое просвещение и экономическое воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая  таким образом первичными  экономическими знаниями на бытовом  уровне.

Слайд №4   Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно их пример становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так, не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться.

Безусловно, взрослые должны объяснить ребенку, что для того, чтобы

заиметь то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать о банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление.  Дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

С ранних лет мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но не готовим к трудностям в реальной жизни, в особенности в вопросах финансового образования.

Слайд №5   Финансовая  грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.  В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью,  взрослые должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Слайд №6 В настоящее время в современных образовательных программах, используемых дошкольными учреждениями, содержится материал, который применяется педагогами в работе по экономическому воспитанию дошкольников, но он разбросан по разным разделам  и  не систематизирован. Финансовое обучение  в  дошкольном возрасте, нужно начинать  используя такие формы как – проектная деятельность или дополнительные общеразвивающие программы. Но, так или иначе  материалы программ схожи между собой и включает в себя следующие основные блоки:  

Слайд № 7 - Труд и его продукт; - Деньги - цена товара;- Реклама; - Экономика в быту.

Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы с обязательным присутствием игрового компонента. Четырёхлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими: зарплата родителей; пенсия бабушки с дедушкой; стипендия старшей сестры или брата.

 Вводится понятие «потребности человека». Дошкольники получают начальное представление о рекламе, как о способе донести информацию о товаре до потребителя.

Слайд № 8  На занятиях будут эффективны следующие приёмы:    

1) Например, на каждом занятии по экономике может фигурировать один и тот же сказочный герой, это гном Эконом или игрушечный мальчик Вася  Экономкин или Финансовый грамотей.

2)  Интересная идея — провести аукцион «товаров», которые малыши сделают дома со своими родителями. Другой вариант — обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие «бартер»). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.  

Слайд № 9 В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются. Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент. Педагог  помогает  дошкольникам правильно воспринимать рекламу, обучает умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности. Усложняется понятие производства и потребления. Вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).

Слайд № 10 Воспитатель знакомит детей с понятием «валюта»,   с купюрами и монетами разных стран.  Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, техникуме, институте.

 Продолжается работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом презентации собственной «фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы.

В подготовительной группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды.

 Слайд №11  Одной   из   форм   познавательно-игровой   деятельности   является  интегрированное занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математическому  развитию детей.

Занятие по экономике можно провести в форме экскурсии. Например, воспитатель приглашает дошкольников посетить магазин или банк. Ещё один вариант — отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или соответствующие вывески на витринах магазинов. Можно познакомить детей поближе с профессиями сотрудников детского сада, показав их рабочие места.

       Слайд №12   Сделать экономику доступной поможет  

       сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, — примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги — разноцветные бумажки.

          Слайд № 13    В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион», «Кондитерская фабрика», « Ателье для маленьких красавиц». Традиционная игра «Магазин» усложняется и переименовывается в « Супермаркет»: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки, банковские карты. Продавец  рассказывает покупателям о выгодных акциях.

        Магазин предлагает не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.

        В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.

        Слайд № 14        В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия. Стоит активно включать дидактические игры. 

  Слайд № 15     Эффективный приём для работы — разрешение проблемных ситуаций, требующих от ребят размышления. Например: Что случится, если все взрослые перестанут трудиться? (Интересно, что на этот вопрос многие дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Однако педагог должен донести до детского понимания то, что в этом случае людям станет нечего есть — все продукты закончатся, одежду сносят и жить со временем будет негде).

Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок.

    - Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям: О каком доме идёт речь? Что такое сберегательный банк?

     - Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы к детям: Как жители королевства узнали о новом салоне? Что такое реклама?

Слайд № 16     Знакомить  дошкольников с азами экономики можно средствами художественной литературы: через русские народные и авторские сказки, стихотворения, пословицы и поговорки. Например, которые воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость.

Слайд № 17  Особый интерес вызывают  развлечения  и вечера досуга (конкурсы, викторины, различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Брейн — ринг». Для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности.

Слайд № 18    Для лучшего освоения дошкольниками финансовых понятий педагог может оформить в группе экономический уголок. Он наполняется:

- дидактическими играми, книгами, энциклопедиями соответствующего содержания;

- атрибутами для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Кафе», «Банк», «Аукцион», Ателье» и др.:

- здесь же можно поместить экономическую карту для путешествий;

- альбомы с изображениями валюты разных стран, видео и фотопрезентации крупных предприятий родного города или посёлка и их продукции;

- а также, игрушечный персонаж, который постоянно задействован на занятиях.

Слайд № 19    

Таким образом, экономическое воспитание — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не дань моде, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям.

 Задача педагога — на доступном уровне  рассказать ребёнку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого воспитатель выбирает интересные и эффективные формы занятий, включающие игровой компонент  и разные виды деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Формирование валеологического сознания у дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи"

Формирование валеологического сознания у дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи...

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Универсальным средством образовательного процесса дошкольника выступ...

Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития».

Одним из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ЗПР, является формирование коммуникативных умений....

Консультация для педагогов "Формирование основного вида деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игры в рамках образовательной области "Речевое развитие"

Игру принято называть "спутником жизни". В сюжетно-ролевой игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и отношение к нему. Игра развивает язык, а язык организует игру....

Консультация для педагогов"Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановкавызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываемза самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача педаго...

Консультация для педагогов "Формирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ"

Консультация для педагоговФормирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ...