Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Формирование основного вида деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игры в рамках образовательной области "Речевое развитие"
    учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

    Молчанова Ирина Леонидовна

    Игру принято называть "спутником жизни". В сюжетно-ролевой игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и отношение к нему. Игра развивает язык, а язык организует игру.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx954.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
    2. «Детский сад общеразвивающего вида № 105»
    3. муниципального образования города Братска
    4. КОНСУЛЬТАЦИЯ
    5. для воспитателей
    6. на тему
    7. «Формирование основного вида деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игры в рамках образовательной области
    8. «Речевое развитие»»

    Составила: Молчанова И.Л.

    1. воспитатель 1кв. категории
    2.                                                                                                
    3. г. Братск 2016г.
    4. Содержание

    Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    3

    1. Теоретический раздел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    1.1. Описание образовательной области «Речевое развитие» . . . . . . . . . . . . . .

    4

    4

    1.2. Целевые ориентиры развития дошкольников в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . .

    4

    1.3. Формирование игровой деятельности дошкольника в работах исследователей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    1.4. Теоретические рекомендации по развитию игровой деятельности дошкольника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    4

    5

    2. Описательный раздел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    7

    2.1. Технологическая карта занятия в форме сюжетно-ролевой игры «Ателье» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    7

    3. Практический раздел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    3.1. Методические рекомендации по формированию игровой деятельности в рамках образовательной области «Речевое развитие» . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    3.2. Упражнения, направленные на развитие речи дошкольников посредством использования сюжетно-ролевой игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Используемые источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    11

    11

    13

    17

    Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    18

    Пояснительная записка

    Тема кейса: «Формирование основного вида деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игры по образовательной области Стандарта Дошкольного образования «Речевое развитие»».

    Цель: изучить создание условий для формирования игровой деятельности по речевому развитию в рамках реализации ФГОС ДО.

    Задачи:

    - изучить теоретический материал по формированию сюжетно-ролевой игры в рамках образовательной области «Речевое развитие»;

    - подготовить кейс, содержащий материал, необходимый для работы воспитателя по формированию сюжетно-ролевой игры дошкольников в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие».

    Игру принято называть «спутником детства». В сюжетно-ролевой игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и отношение к нему.

    Одним из средств формирования речи у детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, которая занимает значительное место в их жизни. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

    Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

    Наблюдая за игровой деятельностью старших дошкольников, мы видим, что между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.

    Следовательно, сюжетно-ролевая игра и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.

    1. Теоретический раздел

    1.1. Описание образовательной области «Речевое развитие»

    В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная область  «Речевое развитие» включает:

    - владение речью как средством общения и культуры;

    - обогащение активного словаря;

    - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

    - развитие речевого творчества;

    - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

    - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    1.2. Целевые ориентиры развития дошкольников в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие»

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    - ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

    - ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

    - ребёнок знаком с произведениями детской литературы.

    1.3. Формирование игровой деятельности дошкольника в работах исследователей

    В исследованиях М.Р. Львова [9] выделены основные условия развития речевой активности:

    - общая активность человека, его коммуникабельность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в компании;

    - умение преодолевать скованность, застенчивость;

    - способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

    Автором выделены также компоненты речевой активности:

    - количество речевых реакций в разнообразных ситуациях;

    - выбор игр, занятий, связанных с речью;

    - быстроту и точность выбора слов, а также элементов содержания речи;

    - быстроту и правильность развертывания синтаксических конструкций;

    - реакцию на поступок или высказывание других.

    О.П. Гаврилушкина [4] для речевого развития детей предлагает использовать в работе мероприятия, на которых:

    - создаются оптимальные условия для подлинной мотивации речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;

    - обеспечивается главное условие общения — адресованность речи: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику), в том числе в ходе игровой деятельности;

    - стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;

    - осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;

    - широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

    Известно, что речевая активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.

    1.4. Теоретические рекомендации по развитию игровой деятельности дошкольника (из опыта работы)

    У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

    А.С. Макаренко

    Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование предметов и вещей. Играя роль, ребёнок переживает соответствующий образ (ведёт машину, как шофёр;  ставит градусник, как медсестра;  жалеет дочку;  покупает продукты и др.).

    Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игру, являются знание – действие – общение.

    1. Знание об окружающих предметах, сведения о реальных событиях (в магазине покупают продукты, в ателье заказывают и шьют одежду, в больнице лечат, в школе учат и т.д.)

    2.  Уровень умения действовать (пользоваться предметом для яркого выражения темы игры) – показатель готовности ребёнка к игре.

    Чем деятельнее и длительнее жизнь ребёнка в игре, чем больше она ему приносит радости, тем глубже дошкольник осваивает социальные отношения.

    3.  Общение – показатель умения строить диалог. Игровые объединения детей развивают у них отзывчивость, общительность, чуткость, доброту, взаимопомощь.

    Игра не увлечёт детей, не вызовет эмоций, не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметами (штурвалом, биноклем, свистком, куклой), если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов у детей, на обогащение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.

    Мы предлагаем некоторые приёмы.

    1.    Беседа с детьми проводится с целью выявления  их представления о содержании игры, жизненных наблюдений и конкретных знаний.

    Примерные вопросы к беседе:

    Кто видел настоящий корабль? Что такое шлюпка? Что делают на корабле капитан, матросы, штурман, рулевой, кок, врач, пассажиры, водолаз, радист, сигнальщик?

    2.       Чтение художественных произведений. Беседа по содержанию произведения.

    3.    Рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинам.

    При этом воспитатель подсказывает детям слова, которыми можно начать рассказ («Однажды…», «В один прекрасный день…»).

    4. Использование речевых игр в соответствие с темой сюжетно-ролевой игры.

    Следующие приёмы можно использовать непосредственно перед игрой.

    5. Уточнение важных моментов. Вместе с детьми решается, какие правила устанавливаются в игре.

    6. Распределение ролей перед игрой. Воспитатель предлагает детям самим решить, кто кем хочет быть. Недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».

    2. Описательный раздел

    2.1. Технологическая карта занятия в форме сюжетно-ролевой игры «Ателье»

    Цель: создание условий для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевой игры «Ателье».

    Задачи:

    1. Продолжать  учить  детей отражать в сюжетно-ролевой игре «Ателье» специфику разных профессий: приёмщик, закройщик, швея, гладильщик.

    Формировать навыки связной правильной речи через использование разных игровых приёмов.

    Обогащать словарный запас новыми словами.

    2. Развивать  двигательную активность детей, их артикуляционный аппарат; общую и мелкую моторику пальцев рук; память, внимание, мышление, сообразительность.

    Формировать навыки общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками; умения  работать по определённым  игровым правилам.

    3. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, чувства гуманизма, толерантности и эмпатии, активность, ответственность, дружелюбие.

    Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие; в интеграции: речевое, познавательное, физическое, художественно-эстетическое.

    Виды детской деятельности:  игровая, коммуникативная, изобразительная,  двигательная.

    Оборудование: презентация, картинки  профессий, атрибуты  для игры: подготовка ткани, выкроек, швейных машин, утюги, гладильные доски, подборка журналов мод, пуговицы, жетоны.

    Предварительная работа:

    1. Чтение литературных произведений: Б. Заходер «Портниха», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалков «А что у вас?», М. Майн «Пуговица», Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля», русская народная сказка «Василиса Прекрасная», пословицы, поговорки, загадки.

    2. Беседы с детьми на тему: «Ателье мод», «О труде взрослых в ателье» и другие.

    3. Дидактические и речевые игры: «Профессии», «Что из чего?», «Для какой профессии?», «Исправь ошибки» и другие.

    4. Просмотр презентаций и видеороликов по данной теме.

    5. Экскурсии в ателье, магазин тканей.

    Структура

    Содержание игровой деятельности

    Планируемый результат

    Вводная часть:

    Организация детей  установка на предстоящую деятельность,

    Создание проблемной ситуации (вход в деятельность).

    1. Мотивация.

    Быстро, быстро подбегай,

    Новость, новость узнавай!

    С добрым утром глазки!

    - Вы проснулись?

    - С добрым утром ушки!

    - Вы проснулись?

    - С добрым утром ручки!

    - Вы проснулись?

    - С добрым утром ножки!

    - Вы проснулись?

    - С добрым утром солнце!

    - Мы проснулись!

    Слайд – солнышко

    - Ребята, сегодня утром я обнаружила в нашей группе посылку. Как вы думаете, что там лежит? (ответы детей).

    Дети достают глобус.

    - Что это такое? (глобус).

    - Что такое глобус? (ответы детей).

    - Ребята, какие города вы знаете?

    - А я знаю город, которого не найдешь на глобусе и не увидишь ни на одной карте. Это «Город Мастеров». Именно жители этого города отправили нам эту посылку и письмо, в котором просят у вас помощи. Дело в том, что в Городе  мастеров  закрылось ателье, одежда стала старенькая, а работников нет. Что делать? Как помочь жителям?

    Дети предлагают отправиться в город и самим открыть ателье.

    - А на чём можно да него добраться?

    Гудок паровоза.

    - А поедем мы туда на поезде.

    Слайд – паровозик

    Под музыку Бурениной дети отправляются в путешествие.

    Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

    Дети настраиваются на предстоящую деятельность.

    Способность детей к принятию

    собственных решений.

    Выход из проблемной ситуации.

    Основная часть:

    Создание условий для игровой деятельности детей.

    Актуализация  имеющихся у детей знаний.

    Создание условий для достижения результата каждого ребенка.

    Осуществление дифференцированного подхода.

    2. Первая остановка. Игра «Отгадай профессию» (загадки о профессиях, необходимых в ателье).

    Ответы сопровождаются показом слайдов.

    3. Вторая остановка. Речевая игра «Из чего сошьём?»

    Блуза из шелка (какая?) - шелковая

    Рубашка из ситца (какая?) - ситцевая

    Жилет из бархата (какой?) - бархатный

    Платье из вельвета (какое?) - вельветовое

    Халат из фланели (какой?) - фланелевый

    Штаны из шерсти (какие?) - шерстяные

    Платок из шифона (какой?) - шифоновый

    Майка из трикотажа (какая?) - трикотажная

    Куртка из джинсы (какая?) - джинсовая

    4. Третья остановка. Пальчиковая гимнастика «Мы шьём».

    Игла, иголка, шей быстрей –

    (Дети имитируют движения руки с иглой при шитье)

    Мы шьём одежду для друзей.

    (Сжимаем и разжимаем пальцы в кулак)

    Матрёшку, мишку, куклу Ладу

    (Упражнение «считаем пальчики»)

    Оденем в новые наряды! (Хлопки в ладоши)

    Слайд – швея шьёт

    5. Четвёртая остановка.        Речевая игра «Кто что делает?»

    - Зачем нужно ателье? Люди, каких профессий работают там? (Дети рассказывают о профессиях людей, работающих в ателье мод)

    Ателье - место, где шьют одежду на заказ.

    Заведующий. Руководитель предприятия.

    Швея. Она работает в ателье, доме мод или на швейной фабрике. Швея шьёт одежду. Для работы ей нужны швейная машинка, нитки, портновский метр, мел, ножницы, напёрсток.

    Модельер. Он придумывает модели одежды.

    Закройщик. Он по выкройке кроит материал.

    Приёмщик. Он принимает заказы.

    Продавец. Он продаёт ткани и модели, сшитые в ателье.

    Рассказ сопровождается показом слайдов.

    6. Игра «Ателье»

    - Вот мы и прибыли с вами в Город Мастеров. Выходите из поезда. Проходите в наше ателье.

    Слайд - ателье

    Воспитатель берёт на себя роль заведующего ателье.

    - Сейчас я приглашаю всех на летучку.

    Дети распределяют роли, договариваются кто, какую роль будет играть.

    - Вакансии все заняты. Наше ателье начинает работать ровно в 10 часов. А пока  предлагаю сотрудникам пройти и приготовить свои рабочие места.

    Вовремя игры воспитатель подходит к каждому отделу, интересуется успехом, принимает активное участие в игре. В конце игры звучит фонограмма «Бой часов».

    Отгадывают загадки, тем самым показывают свои знания о профессиях.

    Умеют образовывать прилагательное от существительного.

    Развивается мелкая моторика рук.

    Чётко проговаривают слова.

    Активизируются знания детей о профессиях.

    Активизируется двигательная активность.

    Дети умеют договариваться, играют дружно, контролируют свои действия.

    Заключительная  часть: Подведение итогов деятельности Поощрение детей

    7. Итог занятия-игры.

    - Мы с вами замечательно потрудились, и каждый отдел справился со своей работой.

    - А сейчас я  приглашаю всех на показ мод.

    Дети под музыку показывают модели.

    Слайд – спасибо за работу!

    - Ребята вы очень помогли жителям города. В городе «Мастеров» всё в порядке, а нам пора возвращаться в детский сад.

    Звучит фонограмма поезда.

    Дети возвращаются домой.

    - Вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, пожалуйста, где мы сегодня с вами побывали? Что делали? Что понравилось больше всего? В чём возникли трудности? Хотелось бы Вам ещё поработать в ателье? А может кто-нибудь из Вас захотел стать швеёй или модельером?

    Рефлексия

    3. Практический раздел

    3.1. Методические рекомендации по формированию игровой деятельности в рамках образовательной области «Речевое развитие»

    Для эффективного использования сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников надо четко соблюдать следующие этапы организации:

    1. Педагогическая разработка плана игры.

    Начальный этап педагогического конструирования длительной игры - наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение ее сюжета их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков - не на речке, а в комнате. Именно поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению ее игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

    2. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

    План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

    3. Создание воображаемой ситуации.

    Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов персональными значениями: стулья - поезд, кустарники - граница, бревно - корабль и т. д. Создание воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.

    Длительная игра переплетается с неигровой деятельностью. Поэтому педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества. Вот почему создание воображаемой ситуации - важный и ответственный этап подготовки к длительной игре. Такая работа вносит в жизнь детского коллектива атмосферу общей заинтересованности, увлеченности.

    4. Распределение ролей.

    При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

    Педагог должен учитывать очередность разыгрывания наиболее привлекательных для детей ролей. Именно это условие является тем дополнительным мотивом, который привлекает младших дошкольников к ролевой игре, так как дает возможность проявить через роль личные качества. Кроме того, перспектива получения желаемой роли - это стимул, вызывающий у детей стремление наилучшим образом разыграть любую роль, в том числе и «рядовую».

    5. Начало игры.

    Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Поэтому, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода.

    Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

    6. Сохранение игровой ситуации.

    В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами играющие дети. В длительной игре, организованной педагогом, возможности свободного творчества ограничены рамками тех повседневных обязанностей, которые постоянно выполняет дошкольник, - различные виды физического труда, спорт, занятия в кружках.

    Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре.

    1. Взрослый - организатор игры, он обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию.  Если педагог в длительной игре будет обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру.

    2. Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

    3. Все меры педагогического воздействия на детей - требования, поощрения, наказания - педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

    4. В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.

    5. В процессе длительной сюжетно-ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.

    6. Завершение игры.

    Игра всегда рассчитана педагогом на определенный промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку.

    Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

    Можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.

    3.2. Упражнения, направленные на развитие речи дошкольников посредством использования сюжетно-ролевой игры

    Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника.

    Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

    Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

    В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

    Мы приучаем своих воспитанников самостоятельно играть и выполнять условные игровые действия, самостоятельно развивать несложные сюжеты по результатам наблюдений и  активизировать словарный запас.

    I. Семья.

    Предварительная работа:

    Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?» и т.д.

    Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме.

    Чтение художественной литературы: Н. Забила «Ясочкин садик», А. Барто «Машенька», Б. Заходер «Строители», «Шофёр», Д. Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», А. Кардашова «Большая стирка» и другие.

    Игровые упражнения

    1. «Дочки – матери»

    Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, уточнить функции матери в семье, ее роль, значимость; развить игровой монолог. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь.

    2. «Назови ласково»

    Цель: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

    3. «Переезжаем на новую квартиру»

    Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

    4. «Купание куклы».

    Цель: ознакомление детей со словами и словосочетаниями (или уточнить их значение): купать, раздеть, снять (платье, намылить, вымыть, вытереть (живот, голову, спину);

    - обучение детей предметным действиям, выполнению их в определенной последовательности;

    - активизирование имеющегося словаря;

    5. «Разложи картинки»

    Цель: выделять начало и конец действия, и правильно называть их.

    Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

    II. Больница

    Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница»

    Всегда внимательно, с любовью

    Наш доктор лечит вас, ребят.

    Когда поправит вам здоровье -

    Он больше всех бывает рад!

    Предварительная работа:

    Экскурсия в медицинский кабинет д/с.

    Наблюдение за работой врача.

    Чтение художественной литературы: Я. Райнис «Кукла заболела», В. Берестов «Больная кукла». А. Барто «Мы с Тамарой», П. Образцов «Лечу куклу», А. Кардашова «Наш доктор» и другие.

    Инсценировка «Звери болеют».

    Рассматривание альбома «Мы играем во «врача».

    Изготовление атрибутов для игры.

    Беседы с детьми: «Нас лечат врач и медсестра», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?» и т.д.

    Игровые упражнения

    1. «Скажи по-другому»

     Цель: Учить детей подбирать синонимы и антонимы.

    2. «Игрушки у врача»

    Наша кукла заболела.

    Утром даже не поела.

    Еле глазки открывает,

    Не смеётся, не играет.

    Целый день она молчит,

    Даже «мама» не кричит.

    Цель: расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар»; развивать умения пользоваться медицинскими инструментами; воспитывать в детях внимательность, чуткость.

    Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

    3. «Кто что делает?».

    Цель: обучить детей правильному использованию глаголов и образованию различных форм.

    III. Парикмахерская

    Вот здесь у нас «Салон красоты»

    Здесь светло и интересно:

    Зеркала, духи и кресла, зал большой,

    Но видно, даже,

    Лучше, чем у вас в трельяже.

    Игровые упражнения

              1. «Парикмахерская»

    Цель: активизация образовательной деятельности по гендерному воспитанию детей на основе сюжетно - ролевой игры «Парикмахерская», использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их; развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас.

    2. «Четвёртый лишний».

    Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

    3. «Слова».

    Цель: учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными.

    IV. Магазин – Супермаркет

    А сейчас мы в  «супермаркете»-

    Все продукты на витрине:

    Чай, конфеты, колбаса -

    Разбегаются глаза.

    Подходите, покупайте,

    Деньги в кассу отдавайте.

    Игровые упражнения

    1. «Магазин «Овощи и фрукты»

    Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах, активизировать словарный запас, развивать игровой диалог.

    2. «Один и много»

     Цель: учить изменять слова по числам.

    3. «Узнавание»

    Цель: узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий.

    4. «Сравнение картинок».

    Цель: научить детей правильно грамматически формировать свою речь, а также классифицировать объекты.

    5. «Угадай игрушку»

    Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

    «Скажи, какой?»

    Цель: Учить детей выделять признаки предмета, активизировать словарный запас.

    Используемые источники

    1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

    2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с. 27-43.

    3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. 2005. - с. 4-16.

    4. Гаврилушкина О.П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. // Ребенок в детском саду, 2003.

    5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада, изд. Мозаика-Синтез, Москва, 2011г.

    6. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей «Играем с малышами», М., «Просвещение», 2007г.

    7. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду, изд. Мозаика-Синтез, Москва, 2008г.

    8. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - М., 2012.

    9. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000.

    10. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 2010. - 267с.

    11. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. 2011. - 115 с.

    12. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. М.А. Васильевой. - М., 2012. - 203 с.

    13. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Изд. центр «Академия», 2007 – 256 с.

    14. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. - М., 2001.

    15. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

    16. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1976-327.

    17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

    18. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1999-300 с.

    Приложение

     C:\Users\Алc\Desktop\фото Клубничка\SAM_0728.JPG

    C:\Users\Алc\Desktop\фото Клубничка\SAM_1238.JPG C:\Users\Алc\Desktop\фото Клубничка\SAM_0735.JPG

    C:\Users\Алc\Desktop\Самообразование нетрад. техн. рис\фото Клубничка\SAM_1268.JPG  C:\Users\Алc\Desktop\фото Клубничка\SAM_0719.JPG


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Организация и руководство самостоятельной, творческой игровой деятельностью дошкольников. Сюжетно – ролевая игра»

    1.Характеристика  игровой деятельности. Игра как средство обучения самостоятельности.2. Самостоятельная деятельность3.  Предметно – развивающая среда4. Сюжетно – ролевая игра – как один из в...

    Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

      Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

    Рационализация распределения во времени основных видов деятельности дошкольников

    Рационализация распределения во времени основных видов деятельности дошкольников. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка...

    Сюжетно-ролевая игра - основной вид деятельности дошкольника, её значение в развитии ребёнка.

    Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит...

    Доклад "Дидактическая игра как один из основных видов деятельности дошкольника"

    Доклад составлен для систематизации и углубления знаний педагогов по теме «Дидактические игры детей дошкольного возраста»....

    Сюжетно-ролевая игра - основной вид деятельности дошкольника, её значение в развитии ребёнка.

    Сюжетно-ролевая игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые пережива...

    Организация занятий по психологической коррекции сюжетно–ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Организация занятий по психологической коррекции сюжетно–ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развитияИгровая деятельность реализуетс...