Сюжетно-ролевая игра - основной вид деятельности дошкольника, её значение в развитии ребёнка.
статья на тему

Галочкина Татьяна Павловна

Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является сюжетно-ролевая игра.                                Развивающее значение сюжетно-ролевой  игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.                                                                                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра - основной вид деятельности дошкольника, её значение в развитии ребёнка.

Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является сюжетно-ролевая игра.                                                                                                       Развивающее значение сюжетно-ролевой  игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.                                                                                                                                  Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу.                          Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра, которую придумывают сами дети, где отражают по своему окружающую действительность. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка, воссоздаются социальные отношения.                        Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.                                                                               В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" (Д. Б. Эльконин).                                                                                                                                     В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».                                                                                                                       В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.                                                                                                          Сюжетно-ролевая игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.                                                 Сюжетно-ролевая игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети  размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного пользоваться своими знаниями, выражать их словом.                                                                                                                                                                                                                                       Нередко сюжетно-ролевая игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.                                                                                   Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Интересная сюжетно-ролевая игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Сюжетно-ролевая игра - один                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.                                                                                                                           Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.                                                                                                 Сюжетно-ролевая игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.                                                                                                       В сюжетно-ролевой игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто сюжетно-ролевая игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.                                                                                                           Сюжетно-ролевая игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.                                                                                    Таким образом в дошкольном детстве сюжетно-ролевая игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – основной вид деятельности дошкольников.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Она является потребностью растущего организма и условием становления человека – чл...

Игра-основной вид деятельности дошкольников

Игра для ребенка не только развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность....

Конструктивная деятельность и ее значение в развитие ребёнка.

Цель:расширение общепедагогических и психологических знаний о механизме и системе развития познавательных и творческих способностей  детей 3-7 лет во время конструирования....

Сюжетно-ролевая игра - основной вид деятельности дошкольника, её значение в развитии ребёнка.

Сюжетно-ролевая игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые пережива...

Статья "Игра - основной вид деятельности дошкольника"

ИГРА – ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.     Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе яв...

Презентация педагога - психолога на тему: "Игра - основной вид деятельности дошкольника"

Данная презентация знакомит педагогов с понятием "игра", основными функциями и классификацией игр у дошкольников....