Консультация для родителей. "Игра основной вид деятельности детей,роль игрушки в развитии ребёнка".
консультация (младшая группа) на тему

Коханова Наталья Сергеевна

Рекомендации  для родителей в выборе игр  и игрушек для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

«Игра – основной вид деятельности детей, роль игрушки в развитии ребёнка»

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребенку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

             Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни, игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И неслучайно в играх детей участвуют новые игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенными педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

            В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвертка, щетка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых, игрушки- забавы: театральные, музыкальные. Крупно габаритные игрушки такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства, способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребенка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребенку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соизмеримые с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребенка. С его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомится  с ними помогают: книжки, игрушки, телевидение. Очень важно, чтобы в подборе  игрушек способствовал формированию ребенку представлению об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребенка сюжетом совместной игры, задает ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. « Кукла проснулась? Угости ее компотом».  Игрушка для ребенка полна смысла.

         Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает ее содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребенка . Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребенку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребенок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребенка подобной реакции.

             Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают  для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребенка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками – самоделками,  в том числе из природного, бросового материала.

             Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка верное средство от безделия, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей веселой игры ребенку нужна  хорошая игрушка. Выбирайте ее обдумано для своего ребенка.

Играйте вместе с детьми

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребенка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

        Те же родители которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят ее, как  одно из важных средств воспитания. Для ребенка младшего дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной, их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношение между ними. Дети подражают родителям: манере общаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям.  И все это они переносят в свои игры, закрепляя таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. В играх ребенок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им.

Авторитет отца или матери, все знающих и умеющих, растет в газах детей, а с ним растет любовь и преданность к близким. Детям бывает необходимо посоветоваться с матерью или отцом  о ходе игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков.

        Младшие дошкольники 2-4 года не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперед машину, не находя ей большего применения, он ее быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется  постепенно в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребенка в игре. Ждать, пока он сам начнет играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

         Одним из важных педагогических условий , способствующих развитию игры маленького ребенка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней.  Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей.

            Обращайте внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чес сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому они  лишены радости играть, в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Мальчики обычно играют с машинами и детским оружием. Такие игрушки ограничивают круг общения мальчиков с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь детей беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребенка нет сестер и братьев, то игрушки фактически являются его партнерами по игре, с которыми он делит свои горести и радости.  Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение.

         Игрушки для детей 3  лет должны быть яркими, разноцветными, с четкой формой. К игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно  включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает что люди – заняты в жизни работой имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в « дочки-матери», «в больницу», «в магазин». Правильной будет покупка парикмахерских наборы, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора и т.д. Стремление ребенка жить общей со взрослым жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки «должны быть похожи на оригинал и быть достаточно прочными.

Игра «Громкие прятки»

Взрослый прячет игрушку в комнате и предлагает ребенку найти игрушку. Обговорить правила: если ребенок приближается к тому месту, где спрятана игрушка, взрослый хлопает в ладоши громче. По мере отдаления от игрушки – хлопает тише.

Игра « Сборные матрешки»

Взрослые предлагает ребенку рассмотреть двух или трех местных  матрешек и обьясняет , что их надо разобрать и правильно собрать: вложить меньшую в большую, соблюдая правильное положение (головкой вверх). Далее с ребенком рассмотреть матрешек и задать наводящие вопросы : « Покажи , где расположена голова у матрешки?»  и т.д.

Игра « Найди отличия»

Во время прогулки найти два цветка, рассказать как они называются, где растут. Внимательно рассмотреть цветы. Описать, задавая ребенку вопросы, каждый цветок отдельно. Затем сравнить цветы, фиксируя внимание на цвете и форме их лепестков, листьев и т.д. Предложить ребенку два одинаковых цветка или листика.

Игра Кто где спит?»

Дети вспоминают названия знакомых фигур-человечков. Взрослый раздает карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить спать в подходящие для них кроватки, то есть разложить фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными, например: человечек, имеющий форму квадрата, ложится в кроватку соответствующей формы.

Игра «Что положим в холодильник»

Рассказать ребенку историю про то, как один мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги. Все вещи перепутались, и он не смог убрать их на место, а ведь мама увидит и расстроиться. «Давай поможем ребенку и разложим все по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около возле книжного шкафа, посуду – у посудного шкафа.

 Игра «Хлоп – топ»

Взрослый перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если взрослый назовет животное или топнуть ногой, если услышит слово «дом».

Игра «Волшебное слово»

Ребенок должен выполнить просьбу взрослого только в том случае, если он произнесет слово «пожалуйста».  Например : Дай мне куклу пожалуйста.

Игра «Что изменилось»

Разложить на столе несколько предметов, знакомых ребенку. Попросить ребенка отвернуться  и убрать один из предметов. Предложить ребенку посмотреть и назвать недостающий предмет. Можно поменять игрушки местами, добавить то чего не было, заменить один предмет другим, отличающимся цветом или размером.

Игра « Я скажу, а ты – запомни»

Предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. Сначала можно группировать предметы по темам, например: перечислять предметы посуды, мебели и т.д. В дальнейшем можно увеличивать количество перечисляемых предметов, добавлять вещи из разных смысловых групп: дерево, ствол, ветка; диван, стол, кресло, чашка.

Игра «Посмотри и сделай так же»

Взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.

Источник: Урунтаева Г.А., Детская психология

 

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ИГРЫ ПО СЮЖЕТАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д...

Консультация для родителей "Игры и игрушки для развития речи ребёнка"

Консультация для родителей "Игры и игрушки для развития речи ребёнка"...

Сюжетно-ролевая игра - основной вид деятельности дошкольника, её значение в развитии ребёнка.

Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит...

Консультация для родителей "Игра как ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...

Консультация для родителей «Игра – это ведущий вид деятельности ребенка»

Не все родители знают, что с ребенком нужно играть, развивать способность играть. Детям интересен действующий ( тот , который играет) взрослый....

Сюжетно-ролевая игра - основной вид деятельности дошкольника, её значение в развитии ребёнка.

Сюжетно-ролевая игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые пережива...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста».

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об   окружающем мире. Игра – это ...