Рационализация распределения во времени основных видов деятельности дошкольников
статья по теме

Рационализация распределения во времени основных видов деятельности дошкольников.

 

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья.  Одной из  приоритетных задач современного дошкольного образования являются  задачи сохранения, поддержания и укрепления здоровья  детей. Выполнение этой задачи содействует оптимизация режима дня с учётом возрастных особенностей в детском дошкольном учреждении.

 

Очень важно правильно и наиболее оптимально организовать пребывание ребенка в детском саду на основе следующих подходов и принципов:

 

• Комплексность использования природных факторов, всех средств физического воспитания;

• Систематичность и последовательность;

• Индивидуально - диферинцированный подход;

• Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

• Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;

• Создание условий для организации здорового питания;

• Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении;

• Реализация различных форм систематической работы с родителями.

Правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей, создает предпосылки для нормального протекания всех жизненно важных процессов в организме. Одним из главных условий правильного построения режима дня является обеспечение его соответствия возрастным психофизическим особенностям ребенка. Рациональный режим дня представляет собой оптимальное сочетание периодов бодрствования и сна в течении суток при реализации принципа рационального чередования разнообразных видов деятельности и активного отдыха в процессе бодрствования. При этом необходимо оптимизировать распределения во времени этих видов деятельности.  Так, занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). Для профилактики утомления детей сложные занятия сочетаются с физкультурными и музыкальными. В группах допускается проведение НОД как в первой, так и во второй половине дня. В средних, старших и подготовительных группах допускается проведение во вторую половину дня НОД образовательных областей «Физическая культура» и «Музыка». [2]  

Некоторые занятия  проводятся с детьми старшего возраста во второй половине дня, после дневного сна. Длительность этих занятий не более 25 – 30 минут. Общественно-полезный труд детей старших и подготовительных групп проводим в форме самообслуживания.

Физкультурные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий:

- в младшей группе – 15 минут

- в средней группе – 20 минут

- в старшей группе – 25 минут

- в подготовительной группе – 30 минут.

Одно из трех физкультурных занятий для детей проводится на открытом воздухе. Занятия проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Режим дня во всех возрастных группах включает примерно одинаковые компоненты, однако в зависимости от возраста детей постепенно увеличивается длительность периода бодрствования, объем и интенсивность умственных и физических нагрузок, изменяется их содержание, форма организации, уменьшается длительность дневного сна.

Одним из приоритетных видов деятельности дошкольников является двигательная активность. Её организация должна быть  направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

• развитие физических качеств и становление физической культуры;

• профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки,

• воспитание привычки к повседневной физической нагрузки и заботе о здоровье и др.

Основными условиями, формами и средствами повышения двигательной активности являются:

• двигательный режим;

• оздоровительные мероприятия;

• динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.);

• подвижные и спортивные игры;

• контрастная дорожка, тренажеры;

• утренняя гимнастика;

• физкультурные занятия:

• закаливание;

• спортивные развлечения, праздники;

• День здоровья;

• СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра). [1]  

Двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе. К ней относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях. В детском саду также в двигательный режим введены такие виды нетрадиционных видов как оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, прогулки-походы.

Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности. Проводятся физкультурные занятия разного вида: учебные, игровые, сюжетные, тренирующие. На физкультурных занятиях создаются ситуации для раскрытия ребенка, проявления его творческого потенциала ребёнка.

Важным видом деятельности ребёнка является здоровое питание. Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными физиологическими потребностями развивающегося организма ребенка. При организации питания соблюдаются все гигиенические требования к приготовлению, доставке и раздаче пищи. Регулярность питания и создание благоприятной обстановки во время приема пищи способствует выработке у ребенка положительного пищевого рефлекса, что обусловливает поддержание хорошего аппетита. Каждый прием пищи в детском саду используется как благоприятный момент для воспитания у дошкольников культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Воспитывающим  моментом в организации питания детей можно считать дежурство детей, которые помогают взрослому накрыть стол, разложить столовые приборы, брать использованную посуду. Однако, особое внимание  следует уделять тому, чтобы у детей, помогающим взрослым, не нарушался режим дня, их деятельность была посильной и не сокращала времени прогулки или дневного сна.

Особую значимость в работе  воспитателей имеет правильная организация сна у дошкольников. Ребенок двух-трех лет должен спать не менее 14 часов в сутки, четырехлетним и пятилетним детям следует обеспечить 13-часовой сон, а дети шести и семи лет должны спать 12 часов.
К сожалению, ритуал укладывания ребенка в постель и дома, и в детском саду превращается в тягостную для ребенка процедуру. К тому же сами взрослые  не  всегда соблюдают излагаемые ниже требования к охране сна ребенка. [3]  

1. Спальная комната в любое время года перед сном детей должна быть хорошо проветрена.

2. Раздеваться детям лучше всего, если есть такая возможность, в другом помещении. Например, в групповой. Тогда можно будет разрешить детям вставать с постели по мере пробуждения. Одеваясь, они не будут мешать спать другим детям.                                                   

3. Большое значение для полноценного сна детей имеет расстояние между кроватками (по санитарным нормам оно должно быть не менее полуметра).
4. У детей должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж сложно. При тщательно соблюдаемых условиях укладывания дети засыпают уже через пять-семь минут. В момент укладывания должна звучать фоновая музыка. Когда все дети лягут, нужно включить запись шума морского прибоя или дождя. Эти звуки дети должны слышать изо дня в день. Чтобы детям было чем заняться после пробуждения, следует разучить с ними несколько несложных упражнении на спорткомплексе, тренажерах или полосе препятствий, которые могут быть установлены в групповых. Неплохо также научить их несложным приемам самомассажа, элементарным приемам закаливания. На выполнение этих действий уходит минут пятнадцать-двадцать. В этом случае дети, занятые делом, не мешают спать другим.

Опыт показывает, что рациональное распределение во времени приоритетных видов деятельности содействует сохранению и укреплению их здоровья и ускорению социально – культурного развития детей.

 

Библиография.

1.   Баркан И.А. Режим дня и занятия в детском саду/ Баркан И.А.: Москва, 2007. – 124с.

2.  Володина Н.В. Примерный режим дня в дошкольном учреждении// Педагогика ДОУ.- 2007. - № 3. – С. 21-24.

3.   Дьяченко М. Режим дня, личная гигиена, развитие движений // Вопросы психологии. - 2008. - № 1.- С.13-15.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные виды деятельности детей дошкольного возраста

К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятель­ности, которые достигают развернутых форм за пределами этого воз­раста и начинают определять психическо...

Основные виды деятельности детей в ДОУ

Таблица "Основные виды деятельности детей в ДОУ" в которой отражены: - Детская деятельность - Специфические задачи психолого-педагогимческой работы - Формы работы....

Перспективный план основных видов деятельности по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной  основой  творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Формирование здорового образа жизни подрастающего ...

Консультация для педагогов "Формирование основного вида деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игры в рамках образовательной области "Речевое развитие"

Игру принято называть "спутником жизни". В сюжетно-ролевой игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и отношение к нему. Игра развивает язык, а язык организует игру....

Доклад "Дидактическая игра как один из основных видов деятельности дошкольника"

Доклад составлен для систематизации и углубления знаний педагогов по теме «Дидактические игры детей дошкольного возраста»....

Освоение основных видов движений дошкольников

Освоение основных видов движений дошкольников от года до семи лет по возрастам...