формирование основных видов деятельности у дошкольников с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике на тему

Николаенко Елена Анатольевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon form._osn._vidov_deyat._u_doshk._s_zpr.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Развитие, обучение и воспитание в детском саду преимущественно проводится через различные виды деятельности: игровую, продуктивную, конструктивную, познавательную, трудовую. Однако, общей тенденцией отклоняющегося развития является изменение сроков, темпа и качества формирования деятельности, в том числе - ведущей для каждого возраста (в данном случае игровой). Отклонения в формировании деятельности у детей с ЗПР вариативны, часто они имеют не только динамический характер, но и качественное своеобразие, вытекающее непосредственно из психологической структуры задержки психического развития (особенно, при осложненных формах ЗПР церебрально-органического происхождения). В условиях специального детского сада для детей с ЗПР возникает необходимость в проектировании и планировании в "Образовательной программе" педагогической деятельности по данному направлению.

Задачи сенсорного воспитания должны реализоваться практически во всех видах деятельности и на всех занятиях. В связи с этим возникает необходимость соблюдения определенной последовательности и этапности при реализации педагогических задач. Занятие по сенсорному воспитанию не может планироваться как отдельное занятие.

     На начальном этапе детей обучают восприятию простой нерасчлененной формы. Затем переходят к обучению и тренировке восприятия формы, не вполне совпадающей с геометрической. Далее детей учат выделять в предмете главные детали, существенные и характерные признаки предметов. На следующем этапе детей учат составлять объекты из отдельных частей. Учат анализировать пространственные отношения отдельных элементов предмета. Формируют представления о пространственных отношениях.

     Важным условием для полноценного сенсорного воспитания детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды (организация сенсорно - стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение дидактическими играми и пособиями).

     В специальном детском саду многие образовательные и коррекционно-развивающие задачи реализуются через изобразительную деятельность (ИЗО): лепку, аппликацию, рисование, оригами, комбинирование изобразительной деятельности с продуктивной.      

     Изобразительная деятельность, являясь одним из видов продуктивной деятельности, имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Большое значение для ее формирования имеет уровень развития сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, образной сферы, пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, развития памяти, внимания, мышления. Но этого недостаточно. Дети должны овладеть комплексом движений, которые позволят им передать в изображении форму предмета (формообразующие движения), его метрические характеристики и другие особенности (яркость изображения, толщину линий и др).

     Большое значение ИЗО-деятельность имеет для формирования навыков планирования деятельности. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным (проводит учитель-дефектолог). Таким образом, ИЗО-деятельность можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития детей.

Перед тем как приступить к непосредственной изобразительной деятельности в рамках "Учебного плана", можно провести подготовительную работу, состоящую из четырех этапов обучения рисованию.

  1. На первом этапе дети обучаются элементарным графическим движениям в вертикальном и в горизонтальном направлениях по опорным точкам.
  2.  На втором этапе дети обучаются произвольному направлению графических движений.
  3. На третьем этапе педагог, после совместного с ребенком обследования образца, предлагает ребенку сначала сконструировать его из готовых блоков, а затем изобразить. Необходимо сопоставить изображенный предмет с образцом.
  4. На четвертом этапе педагоги продолжают обучение детей изображению предметов с натуры, затем предлагают детям изображение предметов по замыслу и представлению.

     На занятиях ИЗО-деятельностью на начальном этапе (в младшей группе) занятия проводятся на основе совместной деятельности детей и воспитателя. Целью этих занятий является выработка эмоционально-положительного отношения к ИЗО-деятельности. Сначала проводятся занятия по лепке. Детей учат приемам обследования, анализу строения предметов, что способствует развитию сенсорно-перцептивной и аналитико-синтетической деятельности. После лепки предмет изображают в технике аппликации. Детей учат правильно располагать элементы относительно друг друга, выстраивать композицию на листе. Сначала дети работают с готовыми элементами, а затем отбирают необходимые из нескольких предложенных на основе сформированного представления о предмете. На следующем этапе детей учат техническим приемам изображения предмета в рисунке.

      После этого детей учат изображать предметы при помощи различных изобразительных средств: красок, фломастеров, карандашей и др. Учитывая, что часто у детей с ЗПР крайне трудно формируются правильные динамические стереотипы, а неправильно сформированные трудно поддаются исправлению, педагогам следует уделять внимание смене изобразительных средств и изобразительных техник.

      Важным критерием оценки педагогической работы всех специалистов является самостоятельное стремление детей рисовать, лепить не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности.

       Конструирование и моделирование занимает в дошкольном воспитании такое же значимое место, как и рисование, и теснейшим образом связано с игровой деятельностью. Детей учат конструированию из строительного материала, с использованием LEGO и других видов конструкторов, бумаги, природного материала. Их обучают различным способам крепления деталей конструкторов, выполнять пространственные модели кукольных комнат, простейших планов и карт.

      В процессе конструирования ребенок овладевает практическими знаниями о геометрических телах, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между целым и его частями, у него развивают глазомер. В процессе конструирования у детей совершенствуются пространственные и метрические соотношения, развивается глазомер.

     При обучении детей с ЗПР конструированию следует применять конструирование с опорой на нерасчлененные образцы (конструирование по моделям), как более эффективный для рассматриваемой категории детей. Основной смысл данного метода заключается в том, что любая конструктивная задача ставится как проблемная (мыслительная), а не репродуктивная. При этом изменяется последовательность форм конструирования общепринятая в дошкольном возрасте.

       На начальном этапе детей знакомят со строительным материалом и обучают простым конструктивным действиям с ним. Детей учат планомерному обследованию образцов. При этом особое внимание уделяется речевому сопровождению этой деятельности.

     На следующем этапе педагог переходит к основному методу: конструированию по нерасчлененным образцам-моделям. Сначала детей обучают планомерному обследованию образцов-моделей, выделение их существенных компонентов. Затем их обучают эффективным способам конструирования с использованием развернутых действий со строительными деталями. Сначала дети непосредственно прикладывают их к образцам-моделям, затем переходят к примериванию и соотнесению деталей и образца. То есть детей учат мысленно анализировать образцы-модели. На этом этапе закрепляются умения детей владеть эффективными способами конструирования, дети тренируются в использовании в собственной речи пространственных, метрических и сенсорных признаков предметов. (Этот красный кубик стоит на зеленом кирпичике.)

     На третьем этапе переходят к обучению детей конструированию с опорой на нерасчлененные образцы-рисунки. Дети учатся конструировать на основе ориентировочно-исследовательской деятельности, то есть процесс обследования образцов превращается в идеальное действие (действие в уме). На этом этапе исключаются предметно-практические действия детей с деталями.

       К четвертому этапу - конструированию по условиям можно приступать только при овладении детьми приемами обследования образцов-моделей и рисунков, дети должны уметь подбирать детали с учетом пространственных, метрических и эталонных характеристик. Детям предлагается свободное конструирование, где они должны самостоятельно использовать усвоенные ими приемы обследования и конструирования. Детей учат преобразовывать предметы различными способами (надстраиванием, перестраиванием, комбинированием и др.), обучают навыкам моделирования пространства и чтению графических моделей и простых схем-планов.

      На занятиях особое внимание уделяется коррекционно-развивающим задачам. Их решение способствует формированию навыков предварительного планирования, развитию пространственно-временных представлений, сенсорно-перцептивных способностей, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению. Такой подход позволяет более успешно преодолевать задержку психического развития у дошкольников.

     Игровая деятельность реализуется через сюжетно-ролевую игру, театрализованные игры, игры-драматизации, дидактические игры, подвижные игры. В отличие от детских садов, работающих по общеобразовательным программам, в детском саду для детей с ЗПР обучение игре позиционируется как отдельная задача. Это обусловлено значительным отставанием детей с ЗПР в овладении игровой деятельностью. Кроме того, исследования показывают, что недостаточная сформированность игровой деятельности обусловлена не только недостатками интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевыми проблемами, но и недостаточным социальным опытом и низким уровнем речевого развития.

     Специфика коррекционно-развивающей работы по развитию игровой деятельности заключается в том, что воздействовать следует одновременно по всем направлениям, развивая игру как ведущую деятельность, и одновременно преодолевая задержку психического развития, развивая эмоционально-волевую, познавательную и коммуникативную сферу ребенка. При этом, планируя работу по развитию игровой деятельности, следует осуществлять индивидуально-дифференцированный подход, опираясь на данные диагностического обследования и наблюдений за поведением и игрой каждого ребенка и микрогрупп.

     В коррекционной педагогике трудовой деятельности традиционно отводится значительная роль.

     В учебном плане и режиме дня отводится место для специально спланированной деятельности и занятий: это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом и др.).

     На занятиях у детей формируют представления о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, природных материалов), их учат приемам работы с различными материалами (складывание, разрезание, склеивание деталей и др.). При изготовлении различных поделок и игрушек детей учат использовать в работе ножницы, клей, пластилин, иголку и нитки, развивают мелкую моторику рук.

     Трудовая деятельность предоставляет возможность решать многочисленные коррекционные задачи. Прежде всего она помогает формировать у детей умение планировать и контролировать собственные действия. Детей учат работать по определенному алгоритму, представленному в виде наглядных опор, побуждают к проговариванию выполняемых действий, к словесному отчету о результатах работы, к ее планированию.

      Большое значение для нравственного и интеллектуального развития детей имеет труд в природе. У детей формируются такие положительные личностные качества как трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность и др. Ухаживая и наблюдая за растениями и животными, дети лучше понимают роль и значение каждого конкретного действия и их логических последовательностей.

      В трудовой деятельности развивается потребность трудиться, формируется умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, формируются социально-нравственные качества и понятия, развиваются умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.

      Одним из направлений трудового воспитания является ознакомление детей с трудом взрослых и ролью труда в жизни людей. Такое знакомство происходит на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, во время чтения и обсуждения художественных произведений и специальных бесед на тему труда взрослых, экскурсий на рабочие места сотрудников детского сада (заведующей, медицинской сестры, повара и др.) и ближайших социальных объектов (магазина, поликлиники, метро и др.). Важной составляющей этой работы является воспитание уважения к труду взрослых.

      Таким образом, трудовая деятельность являются мощным стимулом для развития у детей личностные качества, познавательной активности, речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план основных видов деятельности по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной  основой  творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Формирование здорового образа жизни подрастающего ...

Рационализация распределения во времени основных видов деятельности дошкольников

Рационализация распределения во времени основных видов деятельности дошкольников. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка...

Консультация для педагогов "Формирование основного вида деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игры в рамках образовательной области "Речевое развитие"

Игру принято называть "спутником жизни". В сюжетно-ролевой игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и отношение к нему. Игра развивает язык, а язык организует игру....

«Особенности формирования личности и основных видов деятельности ребенка 4-го года жизни (2-я младшая группа)»

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая – с формированием его деятельности....

Доклад "Дидактическая игра как один из основных видов деятельности дошкольника"

Доклад составлен для систематизации и углубления знаний педагогов по теме «Дидактические игры детей дошкольного возраста»....

Статья: "Формирование навыков основных видов движений у дошкольника"

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопро...

План по самообразованию 2021-2022 г. «Подвижная игра как средство формирования основных видов движения детей дошкольного возраста»

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний....