Проект на тему:«Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам»
проект (старшая группа)

Егрищина Татьяна Викторовна

В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров  со взрослым. Именно поэтому  у  ребенка закладываются основы понимания  взаимосвязей объектов и явлений живой и неживой природы в условиях  воспитательно  -  образовательного процесса в ДОУ; расширяются, обогащаются, систематизируются знания о сезонных изменениях  в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka-_zima.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

          Образовательный проект

         «Здравствуй, гостья-зима!
        Просим милости к нам»

                     Старшая группа № 3 « Ягодка»

Авторы проекта:  Егрищина Т.В., Пирко О. В.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Возрастная группа: старшая

Продолжительность проекта: декабрь

Вид проекта: долгосрочный, групповой

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре.

Актуальность: в 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров  со взрослым. Именно поэтому  у  ребенка закладываются основы понимания  взаимосвязей объектов и явлений живой и неживой природы в условиях  воспитательно  - образовательного процесса в ДОУ; расширяются, обогащаются, систематизируются знания о сезонных изменениях в зимнее время года. 

Проблема: дети в недостаточной степени имеют представление о зимних явлениях в природе ( что происходит со снегом, во что превращается вода, зачем нужна теплая одежда, почему ведут себя по-разному животные и птицы). Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.

Цель проекта:  создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки проекта. Обогащать жизненный опыт детей новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Задачи:

  • Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период).
  • расширять, обобщать, активизировать и актуализировать словарь по теме «Зима» через составление описательных рассказов о зиме, природе; обогащать лексику яркими и красочными эпитетами, развивать монологическую и диалогическую речь;
  • обогатить знания детей о зиме и зимних признаках через раскрытие образа зимы в художественной литературе, поэзии, музыке, живописи.
  • Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
  • Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей).
  • Способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Сформированные разносторонние знания о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период;
  • Развитие у детей познавательно-исследовательской активности, творческих способностей;
  • Осознанное бережное отношение к природе;
  • Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Предполагаемый результат

  • развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
  • расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе;
  • обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на зимнюю тему;
  • развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
  • развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
  •  чтение наизусть стихотворений о зиме

Предполагаемые результаты для родителей:

  • овладение новыми приемами взаимодействия с ребенком;
  • умение быть активным участником ребенка в его деятельности и творчестве;
  • расширение знаний, касающихся познавательно-исследовательской деятельности, игр и других видов взаимодействия с ребенком;
  • активное участие в жизни группы

Предполагаемые результаты для воспитателей:

  • более тесный контакт с родителями воспитанников

Формы и методы реализации проекта: 

  • НОД
  • Индивидуальная работа с детьми
  • Совместная деятельность взрослого и детей
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Наблюдения
  • Чтение художественной литературы
  • Разучивание стихов, пословиц и поговорок, пение песен о зиме
  • Беседы с детьми
  • Исследовательская деятельность
  • Тематические выставки детского творчества
  • Тематические выставки детской художественной литературы
  • Создание и рассматривание тематических альбомов
  • Рассматривание картин
  • Творческие, сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика
  • Проведение новогоднего утренника;
  • Спортивные праздники

                          Этапы проведения проекта

                 Подготовительный этап  4 неделя ноября

Определение темы проекта, постановка целей и задач;

  • Составление плана основного этапа
  • Подбор и разработка совместной деятельности взрослого и детей
  • Подбор методической литературы и литературных произведений о зиме
  • Подбор бесед
  • Подбор иллюстративного материала для создания тематических альбомов
  • Подбор дидактического материала, игрушек, атрибутов для игровой деятельности
  • Подбор материалов для продуктивной деятельности
  • Составление перспективного плана мероприятий

                              Основной этап  1 – 3 неделя декабря

  • НОД
  • Проведение бесед с детьми
  • Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр
  • Знакомство с художественной литературой по теме
  • Рассматривание картин, иллюстраций
  • Продуктивная деятельность по теме
  • Познавательно- экспериментальная деятельность

Реализация проекта через интеграцию образовательных областей

Физическое развитие. Здоровье.

Комплексы утренней гимнастики: «Белоснежная зима», «Собрались мы в кружок, закружились как снежок», «Зимние  забавы», «Пришла зима», «Зимушка-зима»

Физкультминутки: «Зимушка-зима», «Вот студеною зимой», «На дворе у нас мороз», «Мы на лыжах в лес идем», « Ну а снег летит, летит»,  « У маленьких детишек елочка большая..»

Пальчиковая гимнастика: «Звери», «На елке», « Сколько птиц к кормушке нашей прилетело», «Что принес нам Дед Мороз?»

Подвижные игры: «Зима и дети», «Мороз», «Белые медведи», «Два Мороза», « Снежная карусель», «Гонки на санках», «Мороз-красный нос»

Беседы: «Если хочешь быть здоров», «Зимние виды спорта»

Проведение спортивного праздника «Веселые старты»

Закаливающие процедуры, гимнастика после сна

Социально личностное

  • Труд

Трудовые поручения: дежурство по столовой, по образовательным областям, в уголке природы, на прогулке: уборка снега с дорожек, с малых форм, постройка снежных форм, подсыпка снега к стволам деревьев, посыпка дорожек песком, подкормка птиц.

Наблюдения за работой дворника.

  • Безопасность

Беседы: «Осторожно, гололед!», « Правила поведения на катке», «Осторожность на прогулке», « О вреде поедания снега и сосулек», «Опасность хождения вдоль стен домов»

  • Социализация

Дидактические игры: «Отгадай какая птица», «Когда это бывает?», «Что сначала , что потом?», Чьи следы?», «Четвертый лишний», «Подумай и назови», « Времена года», «Посмотри на нашей елке», Найди ошибки» (чего не бывает зимой) «Кто что делает зимой» «Найди по следу» «Найди такую же снежинку» «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)» , «Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах)

Экологическая игра «Птичья столовая», «Как вести себя в лесу?»

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в зимний лес», «Зоопарк зимой», « Ветлечебница», «Фотоохота», «Магазин новогодних игрушек», «Путешествие в заповедник»

Р/и «Какой, какая, какие» (снег, зима, снежинки и т.д.), «Подбирай, называй, запоминай», «Из чего -какой?» (горка из снега - снежная и т.д.)

Инсценировка сказок: «Заюшкина избушка», «Рукавичка»

Художественно-эстетическое развитие

НОД

 Рисование : «Зима», « Морозные узоры», «Наша нарядная елка», «Что мне больше всего понравилось на Новогоднем празднике»,  «Красивое развесистое дерево зимой», «Деревья в инее», «Снежинка», «Дети гуляют зимой на участке», «Зимующие птицы», «Еловые веточки», «Белая береза под моим окном».

Аппликация:  « Зимний пейзаж», «Снегири на ветке», «Новогодняя поздравительная открытка», «Заснеженный дом»,  «Звездочки танцуют», «Снеговики в шапочках и шарфиках».

Лепка: «Девочка в зимней шубке» , «Птицы на кормушке»,  «Снегурочка», «Наши гости на Новогоднем празднике», «Зайчик», «Елочные игрушки»

Конструирование:  «Поделки из снежных комков» (на прогулке), «Терем деда Мороза» (из деревянного конструктора), , «Елочные украшения» (из бумаги)

 Рассматривание репродукций: И. Грабарь «Зимний пейзаж», «Русская зима».

Выставки детского творчества: «Здравствуй зимушка –зима»,  «Ах, какая елочка!», «Новогоднее украшение елочке на удивление»

Прослушивание: «Зимнее утро» муз. П. Чайковского; «Бусинки и дед Мороз» муз. Т. Попатенко

Пение песен на новогоднюю тематику.

Познавательно-речевое развитие

Беседы:

• «Зимние месяцы»

• «Почему мне нравится зима

• «Животные и растения зимой»

• «Зимние забавы»

• «Птицы зимой»

  • «Почему зимой идет снег?»

• «Зимние приметы»

• «Где прячутся насекомые зимой?»

• «Что делают деревья зимой?»

«Что мы знаем о Новогоднем празднике»

НОД: развитие речи «Зима в произведениях писателей и поэтов», «Путешествие в зимний лес», 

Составление рассказа по картинам: «Зима», «Зимние забавы», «У кормушки»

НОД: познание  «Кто такой Санта Клаус?», «Зима в лесу»

Наблюдение на прогулках  за природными явлениями: снегопад, метель, вьюга, иней, оттепель ;изменениями погоды, птицами, деревьями. Познавательно-исследовательская деятельность: «Какой бывает снег?», « Почему растениям тепло под снегом», « Свойства снега, воды, льда», рассматривание снежинок через лупу, измерение глубины сугробов, изготовление цветных ледяных фигурок  для украшения участка.

Чтение детской литературы, заучивание стихотворений, пословиц о зиме, зимних месяцах, новогоднем празднике

  • Русские народные сказки: «Рукавичка», «Зимовье      зверей», «Снегурочка»,
  • С. Маршак «Двенадцать месяцев»,
  • С. Есенин «Поет зима, аукает…»,
  • И. Суриков «Зима», «Белый снег»,
  • В. Бианки «Лес зимой», «Синичкин календарь»
  • З. Александрова «Снежок»,
  • В Одоевский «Мороз Иванович»,
  • бр. Гримм «Госпожа Метелица»
  • Н.Носов «На горке»
  • В. Осеева «На катке»
  • К. Ушинский «Проказы матушки зимы»
  • В. Чаплина «Кто как зимует»

«Сундучок Деда Мороза» загадки по теме

Работа с родителями

  • Оформление информационного уголка для родителей «История возникновения Новогоднего праздника в России. Традиции»
  • Привлечение родителей к совместному  с детьми участию в конкурсе « Елочные игрушки», «Кормушка для птиц», «Письмо Деду Морозу»
  • Привлечение родителей к участию в оформлении группы к новогоднему празднику и помощи в изготовлении костюмов и атрибутов.
  • Консультации: «Организация игр на прогулке зимой»,  «Чем занять детей в зимний долгий вечер», «Профилактика простудных заболеваний», « Что делать, если ребенок ест снег?»,  «Лыжные прогулки для всей семьи»

Заключительный  этап  4 неделя декабря

Оформление выставки детского творчества «Новогоднее украшение елочке на удивление»

Проведение Новогоднего  праздника

Итоги реализации проекта

 

Участие в данном проекте позволило детям удовлетворить познавательную активность, расширить представления о зиме (состоянии погоды, характерных осадках, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период), они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а так же с помощью кисти художника.  расширили свои представления о праздновании Нового года в России и в других странах. Дети стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, Участие в проекте повысило  творческую активность детей, способствовало развитию воображения, логического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи, экологическому воспитанию и рисованию с использованием мультимедийного показа с детьми старшей группы: «Здравствуй гостья зима, просим милости к нам».

Комплексное занятие по развитию речи, экологическому воспитанию и рисованию с использованием мультимедийного показа с детьми старшей группе...

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитие по теме: «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам песни севера петь по лесам и степям» для детей старшего возраста.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитиепо теме: «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нампесни севера петь по лесам и сте...

Проект для младшего возраста«Здравствуй, Гостья - Зима! Просим милостью к нам!»

Существует масса замечательных  забав, бесед. художественной литературы, игр, песен на зимнюю тематику. Поэтому   было решено приложить усилия для того, чтобы подобрать весь необходимый...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Здравствуй, гостья Зима! Просим милости к нам!" (2 младшая группа)

Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой...

Проект: «Здравствуй, гостья Зима! Просим милости к нам!»

Речь – величайшее богатство данное человеку и ее как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.При ознакомлении дошкольников с простыми явлениями, через наблюдения, худ...

Календарно-тематическое планирование по теме «Здравствуй, гостья зима. Просим милости к нам!» в подготовительной группе

Тема: «Здравствуй, гостья зима. Просим милости к нам!» с 04.12.2023 по 08.12.2023Цель: закрепить с детьми основные признаки зимы; особенности жизни людей в зимний период (од...

Календарно-тематическое планирование по теме "Здравствуй гостья зима! Просим милости к нам! для детей первой младшей группы

Календарно-тематическое планирование по теме "Здравствуй гостья зима Просим милости к нам!...