Конспект НОД на тему: « Снежинка и льдинка» Воспитатель Щеблетова М.В. Направление: экспериментально-исследовательская деятельность
материал (старшая группа)

Мария Викторовна Щеблетова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный островок»

 

Конспект НОД на тему: « Снежинка и льдинка»

Воспитатель Щеблетова М.В.

Направление: экспериментально-исследовательская деятельность

Цель: Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лёд сходство и различие.

Задачи:

образовательные:

а) Закреплять и систематизировать знания детей о свойствах снега и льда, какие они уже знают

б) Путём практического исследования, побуждать детей делать выводы

в) Расширять представления о значении снега и льда в природе и для человека;

развивающие: развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения, анализа, обобщения, установления элементарных причинно – следственных связей; развивать память, внимание, воображение; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь; способствовать развитию умения договариваться в парах;

воспитательные: воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, повышение самооценки, аккуратность и доведения дела до конца

Вид деятельности: совместная деятельность педагога с детьми получение новых знаний: в предметно-окружающей среде

Методы развития: словесные (беседа, проблемная ситуация, наглядные (демонстрация презентации, практические (опыты,

Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ ребенка, проблемные ситуации, действия моторного характера,

Технологии обучения:

Технология проблемного обучения (проблемные ситуации)

Технология развивающего обучения (практические методы: опыты)

Технология диалогового обучения (словесные: беседа, вопросы)

Компьютерная технология обучения (презентация)

Технология здоровье сбережения

Используемые формы организации познавательной деятельности детей:

групповая, в парах

оборудование и материал:

для воспитателя: аудиозапись голоса зимы; ТСО;

для детей: комочки снега и пластинки льда; стаканчики по два на каждый стол; листы бумаги с картинкой по 1 на стол; поднос; салфетки бумажные по количеству детей; одноразовые тарелочки для каждого ребенка; фартуки по количеству детей;

Предварительная работа:

Беседа о признаках зимы;

Наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки, сосульки, льдинки)

Опыты и эксперименты со снегом и льдом (измерение глубины снега, замораживание окрашенной воды и др.);

Серия познавательных рассказов воспитателя на тему «Зима», «Снег и лед»;Чтение познавательной литературы по теме;Разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях.

Вводная часть:

 Воспитатель (загадывает загадку):

Заглянула к нам на время удивительная гостья:«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.Радость детям подарила и на санках прокатила». (Зима)

Обращение к личному опыту детей:

-Давайте посмотрим в окно и назовем наиболее яркие признаки зимы. (С приходом зимы понизилась температура воздуха, снег лежит на деревьях, на крышах домов, на полях; вода в водоемах замерзла, лёд сковал реки, озёра, пруды. Лёд и снег самые яркие признаки зимы).

Разукрасила зима, на уборе бахрома,

Из прозрачных льдинок, звездочек –снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках,

Льёт вокруг сиянье, шепчет нам посланье:

Проблемная ситуация:

Аудиозапись: «Жили-были высоко в небе две сестрички – капельки; жили- не тужили, пока не грянул страшный мороз. Одна капелька съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая капелька расчёсывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И заважничали. Снежинка говорила: «Я вся из серебра и солнца - красавица, а ты из воды - стекляшка!». Отвернулись друг от друга и поссорились.

- Какая грустная история. Почему снежинка не стала играть с льдинкой?

(Снежинка увидела, что она не такая, как льдинкаснежинка и льдинка ничего не знают друг о друге и поэтому не хотят дружить).

-Ребята, а как можно им помочь? (нужно их помирить.)

-А что значит помирить?

Гипотеза:

Рассказать о них, что у них разное и одинаковое, и тогда им захочется снова играть друг с другом.

- А скажите, где мы можем взять информацию о свойствах и качествах снега и льда?(посмотреть в компьютере, в книгах, спросить у взрослых, посмотреть телевизор, подумать самому, провести опыты)

Ситуация выбора:

(Объединяются в группы и выбирают способ исследования)

1) Кто бы хотел поработать в лаборатории?

2) Кому хотелось бы узнать о свойствах и качествах снега и льда из энциклопедий?

- Значит какую мы ставим цель: узнать похожи ли снег и лёд? Какие свойства снега и льда это доказывают?

- Что для этого нужно? (лаборатория, книги)

- Ребята, какие свойства и качества снега и льда вы уже знаете? (снег - белый, рыхлый; лёд - бесцветный,хрупкий)Докажите это при помощи опыта.

Опыт №1 (свойства)

Цель:За комочек снега поместить рисунок и ничего не видно. Если за кусок льда поместить рисунок то его хорошо видно.

Вывод:снег не прозрачный, лёд прозрачный).

-Этими свойствами снежинка и льдинка отличаются друг от друга, а теперь давайте выясним, что же у них общего.

-Что мы хотели узнать? (из чего состоят снег и лед)

ОПЫТ на качество №2

Цель: показать, что снег и лёд в тепле тает, становится водой

-Что мы для этого сделали? (набрали стакан снега и льда, и занесли в теплое место).

Сейчас мы увидим, что произошло со снегом и льдом?

(Мы видим в стаканах воду).

Вывод: снег и лед под действием тепла превратились в воду. Значит они состоят из воды.

Теперь мы можем сказать, что это общее свойство снежинки и льдинки.

ОПЫТ на качество №3

Цель:

Если положить снег и лед в емкость с водой, что мы увидим (снег и лед не тонут, а остались на поверхности воды.

Вывод: снег и лед легкие.

- Так значит могут дружить снежинка с льдинкой. Что общего между ними?

(снег и лёд состоят из воды и они лёгкие)

-Где образуется лёд? (на поверхности водоёмов.)

-Что делают рыбаки на реке зимой? (ловят рыбу)

-А почему все живое не замерзает подо льдом? (Лёд тоже сохраняет тепло)Снег и лёд зимние развлечения для ребят.Вывод: лёд и снег сохраняют тепло, имеют большое значение в жизни людей.

Аудиозапись: голос Зимы. «Ребята, я рада, что в моем царстве наступил мир, дружба. Теперь снежинка и льдинка не спорят друг с другом. Как вам это удалось? (мы провели опыты и доказали, что снежинка и льдинка не только разные, но и похожи друг на друга: состоят из воды, не тонут в воде, легче воды, сохраняют тепло, снег и лёд имеют большое значение для человека).

-Мы завершаем работу.Ребята, а вам интересно чем закончилась сказка о льдинке и снежинке?Звучит аудиозапись «Прилетел ветер, увидел, что льдинка горько плачет, пожалел её. Дунул тёплым ветром. Растаяла льдинка, превратилась в маленькую капельку, и снежинка тоже растаяла, тоже став капелькой. Посмотрела снежинка на бывшую льдинку и узнала свою сестричку. Обе капельки влились в ручеёк и о чём –то весело и долго – долго говорили. Их говорок вы услышите, когда наступит весна.

Рефлексия:Что вы сегодня узнали? Вам понравилось работать в лаборатории? У все всё получилось? А что бы вам ещё хотелось узнать?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snezhinka_i_ldinka.docx421.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный островок»

Конспект НОД на тему: « Снежинка и льдинка»

Воспитатель Щеблетова М.В.

Направление: экспериментально-исследовательская деятельность

Цель: Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лёд сходство и различие.

Задачи:

образовательные:

а) Закреплять и систематизировать знания детей о свойствах снега и льда, какие они уже знают

б) Путём практического исследования, побуждать детей делать выводы

в) Расширять представления о значении снега и льда в природе и для человека;

развивающие: развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения, анализа, обобщения, установления элементарных причинно – следственных связей; развивать память, внимание, воображение; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь; способствовать развитию умения договариваться в парах;

воспитательные: воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, повышение самооценки, аккуратность и доведения дела до конца

Вид деятельности: совместная деятельность педагога с детьми получение новых знаний: в предметно-окружающей среде

Методы развития: словесные (беседа, проблемная ситуация, наглядные (демонстрация презентации, практические (опыты,

Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ ребенка, проблемные ситуации, действия моторного характера,

Технологии обучения:

Технология проблемного обучения (проблемные ситуации)

Технология развивающего обучения (практические методы: опыты)

Технология диалогового обучения (словесные: беседа, вопросы)

Компьютерная технология обучения (презентация)

Технология здоровье сбережения

Используемые формы организации познавательной деятельности детей:

групповая, в парах

оборудование и материал:

для воспитателя: аудиозапись голоса зимы; ТСО;

для детей: комочки снега и пластинки льда; стаканчики по два на каждый стол; листы бумаги с картинкой по 1 на стол; поднос; салфетки бумажные по количеству детей; одноразовые тарелочки для каждого ребенка; фартуки по количеству детей;

Предварительная работа:

Беседа о признаках зимы;

Наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки, сосульки, льдинки)

Опыты и эксперименты со снегом и льдом (измерение глубины снега, замораживание окрашенной воды и др.);

Серия познавательных рассказов воспитателя на тему «Зима», «Снег и лед»;Чтение познавательной литературы по теме;Разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях.

Вводная часть:

 Воспитатель (загадывает загадку):

Заглянула к нам на время удивительная гостья:«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.Радость детям подарила и на санках прокатила». (Зима)

Обращение к личному опыту детей:

-Давайте посмотрим в окно и назовем наиболее яркие признаки зимы. (С приходом зимы понизилась температура воздуха, снег лежит на деревьях, на крышах домов, на полях; вода в водоемах замерзла, лёд сковал реки, озёра, пруды. Лёд и снег самые яркие признаки зимы).

Разукрасила зима, на уборе бахрома,

Из прозрачных льдинок, звездочек –снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках,

Льёт вокруг сиянье, шепчет нам посланье:

Проблемная ситуация:

Аудиозапись: «Жили-были высоко в небе две сестрички – капельки; жили- не тужили, пока не грянул страшный мороз. Одна капелька съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая капелька расчёсывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И заважничали. Снежинка говорила: «Я вся из серебра и солнца - красавица, а ты из воды - стекляшка!». Отвернулись друг от друга и поссорились.

- Какая грустная история. Почему снежинка не стала играть с льдинкой?

(Снежинка увидела, что она не такая, как льдинка; снежинка и льдинка ничего не знают друг о друге и поэтому не хотят дружить).

-Ребята, а как можно им помочь? (нужно их помирить.)

-А что значит помирить?

Гипотеза:

Рассказать о них, что у них разное и одинаковое, и тогда им захочется снова играть друг с другом.

- А скажите, где мы можем взять информацию о свойствах и качествах снега и льда?(посмотреть в компьютере, в книгах, спросить у взрослых, посмотреть телевизор, подумать самому, провести опыты)

Ситуация выбора:

(Объединяются в группы и выбирают способ исследования)

1) Кто бы хотел поработать в лаборатории?

2) Кому хотелось бы узнать о свойствах и качествах снега и льда из энциклопедий?

- Значит какую мы ставим цель: узнать похожи ли снег и лёд? Какие свойства снега и льда это доказывают?

- Что для этого нужно? (лаборатория, книги)

- Ребята, какие свойства и качества снега и льда вы уже знаете? (снег - белый, рыхлый; лёд - бесцветный,хрупкий)Докажите это при помощи опыта.

Опыт №1 (свойства)

Цель:За комочек снега поместить рисунок и ничего не видно. Если за кусок льда поместить рисунок то его хорошо видно.

Вывод:снег не прозрачный, лёд прозрачный).

-Этими свойствами снежинка и льдинка отличаются друг от друга, а теперь давайте выясним, что же у них общего.

-Что мы хотели узнать? (из чего состоят снег и лед)

ОПЫТ на качество №2

Цель: показать, что снег и лёд в тепле тает, становится водой

-Что мы для этого сделали? (набрали стакан снега и льда, и занесли в теплое место).

Сейчас мы увидим, что произошло со снегом и льдом?

(Мы видим в стаканах воду).

Вывод: снег и лед под действием тепла превратились в воду. Значит они состоят из воды.

Теперь мы можем сказать, что это общее свойство снежинки и льдинки.

ОПЫТ на качество №3

Цель:

Если положить снег и лед в емкость с водой, что мы увидим (снег и лед не тонут, а остались на поверхности воды.

Вывод: снег и лед легкие.

- Так значит могут дружить снежинка с льдинкой. Что общего между ними?

(снег и лёд состоят из воды и они лёгкие)

-Где образуется лёд? (на поверхности водоёмов.)

-Что делают рыбаки на реке зимой? (ловят рыбу)

-А почему все живое не замерзает подо льдом? (Лёд тоже сохраняет тепло)Снег и лёд зимние развлечения для ребят.Вывод: лёд и снег сохраняют тепло, имеют большое значение в жизни людей.

Аудиозапись: голос Зимы. «Ребята, я рада, что в моем царстве наступил мир, дружба. Теперь снежинка и льдинка не спорят друг с другом. Как вам это удалось? (мы провели опыты и доказали, что снежинка и льдинка не только разные, но и похожи друг на друга: состоят из воды, не тонут в воде, легче воды, сохраняют тепло, снег и лёд имеют большое значение для человека).

-Мы завершаем работу.Ребята, а вам интересно чем закончилась сказка о льдинке и снежинке?Звучит аудиозапись «Прилетел ветер, увидел, что льдинка горько плачет, пожалел её. Дунул тёплым ветром. Растаяла льдинка, превратилась в маленькую капельку, и снежинка тоже растаяла, тоже став капелькой. Посмотрела снежинка на бывшую льдинку и узнала свою сестричку. Обе капельки влились в ручеёк и о чём –то весело и долго – долго говорили. Их говорок вы услышите, когда наступит весна.

Рефлексия:Что вы сегодня узнали? Вам понравилось работать в лаборатории? У все всё получилось? А что бы вам ещё хотелось узнать?

C:\Users\Мария Викторовна\Downloads\20190122_162510.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)

В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...

Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников

Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников....

Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...

Конспект по аппликации. Тема: «снежинки-сетрички»

Образовательная область:  Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.Возрастная группа: 2 младшаяТема занятия: «Снежинки -сестрички».Цель: Сформировать...

Конспект занятия на тему «Добрые дела» Клуб «Доброта» в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет

Цель: Дать представление детям о доброте.Задачи:Образовательные: Учить детей быть добрыми; учить детей делать добрые поступки; расширять представления о доброте и дружбе.Развивающие: развивать способн...

Конспект занятия по теме «Состав и свойства песка» в группе общеразвивающей направленности для детей от 3-4 лет

Конспект занятия по теме"Состав и свойства песка" в группе общеразвивающей направленности для детей от 3-4 лет....