Адаптация детей 3-4 лет к дошкольному учреждению.
статья (младшая группа)

Селиванова Марина Юрьевна

Статья о том, как учитывая возрастные особенности детей, организовать работу дошкольного учреждения(группы детского сада).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_3-4_let_k_doshkolnomu_uchrezhdeniyu.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Что традиционно понимают под термином  «адаптация»? Обратимся к психологическому словарю.

«Адаптация  (от лат. adaptare  – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический  и психологический»… «Психологический аспект адаптации (частично перекрывается понятием адаптации социальной) – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами  и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям соц. среды называется социальной адаптацией. Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему соц. окружению). Основные проявления соц. адаптации – взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.»

Результатом адаптации является адаптированность – совокупность всех полезных изменений организма и психики. Теоретически выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко, просто и точно выполнять требования среды).

С первых дней своего существования ребенок окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. Начальные представления об общении, ребенок приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе общения с родителями, близкими людьми, он получает свой первый социальный опыт. Чтобы полноценно развиваться, ребенку необходимо расширять его. Лучше всего, на мой взгляд, для этого подходит дошкольное учреждение, а возраст 3-4 года самый благоприятный для начала новой, насыщенной социальными контактами жизни.

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании.  Личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности. Замечено, что негативные стороны этого периода, в основном проявляются во взаимоотношениях с родными, а не с посторонними людьми.

С поступлением ребенка 3-4 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: новый, более строгий режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения, происходят одновременно, создавая для ребенка стрессовую ситуацию, которая, без специальной организации может привести к капризам, страхам, частым болезням и более серьезным последствиям. Поэтому задача педагога, создать такие условия для детей, при которых адаптация пройдет мягко и безболезненно.

В первую очередь необходима эмоционально благоприятная атмосфера в группе. Чтобы ребенок ходил в детский сад с желанием у него должно сложиться положительное впечатление. Задача педагога создать атмосферу тепла, доброты, внимания, показать ребенку, что его ждут, ему рады. Для создания фона можно использовать детские песенки, заряжающие радостью и позитивом. Не стоит забывать, что основной вид деятельности в этом возрасте – игра. Основная задача игр в этот период – формирования эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку.

Формирование чувства уверенности у ребенка, еще одна немаловажная задача для педагога в период адаптации. Несомненно, со временем ребенок освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателем, будет ориентироваться в саду. Правда кто - то  будет чувствовать себя уверенно с первого дня, а у кого – то неуверенность приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми и воспитателями, поэтому очень важно отнестись к этой задаче серьезно. Для формирования чувства уверенности помогут игры – знакомства. Это может быть знакомство с детьми, воспитателями, группой, с детским садом, с педагогами и персоналом учреждения. Но не стоит забывать и о некоторых правилах таких игр. Во – первых, участие в них должно быть добровольным, во – вторых взрослый должен стать участником игры, вовлекать детей в игровую деятельность, игры должны многократно повторяться, должен использоваться наглядный материал и не должно быть оценивания действий детей со стороны взрослого.

Важным моментом является взаимоотношения со сверстниками. Задача педагога развивать в детях эмпатию – способность правильно воспринимать и понимать чувства другого человека, сопереживать ему. Помочь в этом могут различные психогимнастические упражнения,  беседы о том, какие бывают эмоции, чтение и разыгрывание сказок с акцентом на эмоциональное состояние персонажей.

Учитывая возрастные особенности детей, опираясь на многолетние психологические наблюдения и исследования, можно создать в дошкольном учреждении условия, при которых адаптация будет проходить легко и без страшных последствий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Советы родителям при поступлении ребенка в детский сад....

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

В условиях семьи ребенок с первых дней привыкает к определённому режиму, способу вскармливания к микроклимату семейных отношений и установленным способом общения с ним. Постепенно, в соответствии ритм...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению...

Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребёнка, своеобразный экзамен его психики, здоровья.  Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми лица...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

Адаптационный проект «Адаптация без слез» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста....