Доклад на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
учебно-методический материал

Монге Чаймаа Кожайовна

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос обязательно! – активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. В своей практике мы часто сталкиваемся с проблемой интеллектуальной пассивности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ekspe.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Чечек» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна

        

Доклад на тему:

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

        Воспитатель: Монге Ч.К.

с.Кызыл-Мажалык 2019 г.

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

             Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос обязательно! – активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. В своей практике мы часто сталкиваемся с проблемой интеллектуальной пассивности детей.

Актуальность опыта.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть в этом виноваты мы взрослые? Исследования Н.Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакое другое средство соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Главное достоинство применения экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
  • Развивается речь ребенка, так как он формулирует обнаруженные закономерности и выводы, рассказывает об увиденном.
  • Происходит накопление фонда умственных умений.
  • Формируются самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие - либо предметы и явления для достижения данного результата.
  • Развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, трудовые навыки. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование. До настоящего времени использование поисковой деятельности детей характеризовалось эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации, что обусловлено противоречием между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольника, а так же отсутствием деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования. Таким образом, актуальность опыта обусловлена: - выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности дошкольника; - важностью проблемы формирования познавательной активности дошкольника

- противоречием между недооцениванием и недостаточным использованием потенциала детского экспериментирования в развитии познавательной активности и необходимостью создания модели развития познавательной активности посредством экспериментирования. Идея опыта заключается в планомерном использовании экспериментирования для развития познавательной активности детей. Новизна опыта состоит в том, что мы стремимся действовать в логике интегративного подхода и использовать современные педагогические технологии, тем самым реализовывая ФГОС.

Цель работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. 
Задачи: 
Образовательные:

- формировать у детей представления о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях, организме человека.
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, предвидеть полученный результат. Воспитательные.

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.

- воспитывать аккуратность, дружелюбие, взаимную поддержку.

В основу работы заложены следующие принципы: Принцип научности. Усвоение знаний детьми правильно отражает действительность с помощью экспериментирования. Принцип наглядности предусматривает непосредственное наблюдение окружающей действительности. Принцип доступности. Содержание, характер и объем учебного материала соотносится с уровнем развития и подготовленности детей. Принцип развивающего обучения. В основе лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей. Принцип индивидуализации дифференцированного подхода. Задания детям даются с учетом индивидуального подхода. Принцип последовательности. Новые знания опираются на ранее полученные, с последующим усложнением. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса предусматривает построение образовательного процесса по «событийному» принципу, а именно на основе сезонности, тематики НОД.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для младшего и среднего возраста;
-тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, семена гороха, фасоли, желуди, шишки, камешки разного цвета, формы, размера, песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых, мыльные пузыри;
- соль, сахар, мука;
– красители пищевые и непищевые; магниты.

Простейшие приборы и приспособления:
- лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений», «чудесный мешочек», зеркальца, контейнеры из «киндер-сюрпризов», трубочки для коктейля; формы для изготовления льда;
– предметы из стекла (стаканы, банки);
- пластиковые шприцы;
- воздушные шары, пластиковые пакеты;
         Были продуманы условия для хранения всего практического материала: весь материал расположили в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10детей. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дети среднего и младшего возраста в силу своих возрастных особенностей ещё не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Я ввела правила: бери только нужные для работы материалы; с сыпучими материалами работай только на подносе; не пробуй на вкус вещество, если не уверен, что ты пробуешь; не мешай соседу. Так же постоянно тренирую остановку всех действий по команде воспитателя: «Стоп!», что позволит предотвратить непредвиденную ситуацию. Вывесила в уголке на видном месте правила работы с материалами доступные детям младшего и среднего возраста.

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской экспериментальной деятельности, я решила адаптировать данный материал к условиям нашего детского сада: разработала перспективный план, конспекты НОД с элементами экспериментирования, подготовила картотеку экспериментов. На основе проделанной работы, я сделала вывод, что проблема развития познавательной активности детей посредством экспериментирования будет эффективно решаться с помощью создания определенной модели, которая включает в себя различные формы и методы работы.

Формы работы:
- Непосредственная образовательная деятельность – экспериментирование.
- Игры – эксперименты.
- Прогулки и целевые экскурсии.
- Работа с родителями.

Методы и приемы:
- Беседы познавательного характера.
- Наблюдения.
- Сравнения.
- Чтение познавательной литературы.
- Просмотр учебных кинофильмов.
- Показ. Объяснение.
- Дидактические игры.
- Создание проблемных ситуаций.
Непосредственная образовательная деятельность – экспериментирование имеет определенную структуру подготовки и проведения:

- предварительная работа (экскурсии, наблюдения, эвристические беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов);
- определение типа, вида и тематики НОД;
- выбор цели, задач работы с детьми;
- выбор и подготовка оборудования, пособий с учетом сезонности, возраста детей, изучаемой темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»....

Перспективный план по самообразованию. Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников»...

Отчет по самообразованию. По теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по направлению: развитие познавательной деятельности через экспериментирование у детей старшего дошкольного возраста.ЗадачиПовысить уровень педагогиче...

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» (Подготовительная группа)

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников»          (Подготовительная группа)...

мастер – класс с педагогами на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Эксперимент — это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении ...

Самообразование по теме: Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...