Применение кинетического песка в детском саду
статья (младшая группа)

Архиреева Надежда Юрьевна

Использование песочной терапии имеет много положительных моментов:

  • в песочнице активно развивается тактильная чувствительность пальцев рук;
  • в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь;
  • совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
  • песок, как и вода, поглощает отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pesochnaya_terapiya.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Применение кинетического песка в детском саду

         Песочная терапия — одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Одним из методов песочной терапии является использование кинетического песка.

Кинетический песок (его еще называют живым) —прекрасно держит форму, при этом легко распадается, а сама структура песка одновременно прочная и пористая. С этим песком можно работать на любой поверхности. Кинетический песок напоминает мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый. При работе с ним руки остаются сухими и чистыми. Этот песок подходит аллергикам. Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. При использовании кинетического песка в работе с детьми решаются следующие задачи.

  • Расширение знаний и представлений об окружающем мире
  • Улучшение внимания и памяти
  • Формирование активной жизненной позиции
  • Повышение самооценки
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Развитие познавательно-речевой активности
  • Коррекция поведения
  • Раскрытие творческого потенциала
  • Развитие всех форм мышления

         Детям нравится играть с песком. Он привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при соприкосновении с ним. Песок притягивает малышей. Прежде чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т. д. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и проигрывает жизненные ситуации. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения. При любом взаимодействии с песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушарий, а также их взаимодействие. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки — и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными. Подобные занятия являются очень полезными для детей имеющими задержку речи, психического развития, когнитивных способностей. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное — ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым мы спонтанно развиваем его речь — обогащение словарного запаса, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием.

«Рисование на песке»

Ребенок палочкой или зубочисткой рисует геометрические фигуры, цифры, буквы.

« Узоры на песке»

Дети выкладывают на песке узоры из цветных бусинок, счетных палочек как по образцу, так и самостоятельно.

«Поиск сокровищ»

Педагог заранее прячет маленькие игрушки в песок и предлагает ребенку их найти, но выполнив условие: искать игрушки только правой рукой, только двумя пальцами, с закрытыми глазами и т. п.

Игры с кинетическим песком в первую очередь помогают ребенку:

  •  снять мышечное напряжение;
  •  дают возможность почувствовать себя в комфортной для него среде;
  •  развивать тактильно-кинетическую чувствительность пальцев и мелкую моторику рук;
  • повышать самооценку ребенка;
  • развивать и совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку и речевые возможности.

Дети, взаимодействуя с кинетическим песком, намного быстрее стали усваивать новый материал, значительно улучшилась связная речь. Погружая руки в песок, они начинают активно взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкцию. Играя с песком, малыши учатся выражать разные эмоции (восторг, удивление, радость), незаметно для самих себя. Использование песочной терапии имеет много положительных моментов:

  • в песочнице активно развивается тактильная чувствительность пальцев рук;
  • в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь;
  • совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
  • песок, как и вода, поглощает отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в первой младшей группе "Кинетический песок в детском саду"

laquo;Кинетический песок в детском саду»При поступлении в дошкольное образовательное учреж­дение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ог...

Проект в средней группе «Кинетический песок в детском саду»

Проект краткосрочный, творческий, практический, игровой. Цель проекта: Оказание помощи и поддержки детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.Задачи:-способствовать адап...

Консультация для педагогов-Применение кинетического песка в работе с дошкольниками

Консультация для педагогов.«Применение кинетического песка в работе с дошкольниками».  Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!К.Д. Ушинский  В последне...

Кинетический песок в детском саду

Презентация к выступлению на педагогическом совете (опыт работы воспитателя)....

Работа с кинетическим песком в детском саду. Рекомендации для педагогов.

Рекомендации помогут педагогу организовать знакомство детей с кинетическим песком и его свойствами,  организовать игры и упражнения с кинетическим песком по их целевому назначению ...

Конспект НОД с детьми средней группы «Следы на песке». (с применением кинетического песка) Воспитатель Васина Г.А.

Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной терапии.  формирование навыка экспериментирования с песком,активизация в речи детей эмоционально-оценочной лексики...