Главные вкладки

    Содержание работы по познавательно-исследовательской деятельности ДОО
    консультация

    В условиях  ДОО используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

    • в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
    • в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
    • они практически безопасны;
    • в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

    По способу применения эксперименты делятся на:

    1. демонстрационные (осуществляет воспитатель, а дети следят за его выполнением, такой способ экспериментирования проводят, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре и он не может быть дан в руки детей или представляет определённую опасность (например, при использовании горящей свечи);

    2. фронтальные (выполняют сами дети, эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов);

    3. однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).

    Содержание опытно – экспериментальной деятельности :

    • непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты);
    • совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество); 
    • самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории);
    • совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

    Опытно-экспериментальная деятельность детей меняется в зависимости от возраста (см. Приложение 1).

    Структура  детского экспериментирования:

    1.Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

    2.Выдвижение гипотезы;

    3.Поиск и предложение возможных вариантов решения;

    4.Сбор материала;

    5.Обобщение полученных данных.

     

    Оснащение детской лаборатории

            Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий.  

    В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:

    • для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);
    • для приборов;
    • для выращивания растений;
    • для хранения материалов (природного, «бросового»);
    •  для проведения опытов;
    • для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).

    Список приборов и оборудования, которые могут быть размещены в мини - лаборатории:

    • Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы.
    • Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.
    • Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).
    • Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.
    • Дополнительное оборудование материал (детские халаты, клеенчатые передники, полотенца; таблицы-схемы, коллажи по пройденным темам; журнал исследований или тетрадь для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы)

    Основными условиями организации работы являются наличие водоснабжения в данном помещении и выполнение правил безопасного поведения в детской лаборатории.

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Содержание работы по познавательно-исследовательской деятельности ДОО

    В условиях  ДОО используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

    • в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
    • в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
    • они практически безопасны;
    • в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

    По способу применения эксперименты делятся на:

    1. демонстрационные (осуществляет воспитатель, а дети следят за его выполнением, такой способ экспериментирования проводят, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре и он не может быть дан в руки детей или представляет определённую опасность (например, при использовании горящей свечи);

    2. фронтальные (выполняют сами дети, эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов);

    3. однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).

    Содержание опытно – экспериментальной деятельности :

    • непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты);
    • совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество); 
    • самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории);
    • совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

    Опытно-экспериментальная деятельность детей меняется в зависимости от возраста (см. Приложение 1).

    Структура  детского экспериментирования:

    1.Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

    2.Выдвижение гипотезы;

    3.Поиск и предложение возможных вариантов решения;

    4.Сбор материала;

    5.Обобщение полученных данных.

    Оснащение детской лаборатории

            Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий.  

    В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:

    • для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);
    • для приборов;
    • для выращивания растений;
    • для хранения материалов (природного, «бросового»);
    •  для проведения опытов;
    • для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).

    Список приборов и оборудования, которые могут быть размещены в мини - лаборатории:

    • Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы.
    • Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.
    • Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).
    • Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.
    • Дополнительное оборудование материал (детские халаты, клеенчатые передники, полотенца; таблицы-схемы, коллажи по пройденным темам; журнал исследований или тетрадь для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы)

    Основными условиями организации работы являются наличие водоснабжения в данном помещении и выполнение правил безопасного поведения в детской лаборатории.

    Вывод

             Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.  Специально организованная исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

    Литература

    1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом/ О. В. Дыбина; М.: ООО ТЦ  Сфера, 2010.-192 с.

    2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf, свободный.

    3. Паромонова Л.А. Развивающие занятия с детьми/ Л. А. Паромонова; М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.- 54 с.

    4.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста/ Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова; СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013. – 6с.

    5. Рыжова Л.В.: Методика детского экспериментирования/ Л.В. Рыжова; СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014г.- 14с.

    6. Волков Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых/ Е.В. Волков, С.Л. Микерин; Новосибирск: Сиб. Унив. Издательство, 2008.- 75 с.

    7.Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» Консультации для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» [Электронный ресурс]. – Усть-Лабинск, [2005].- Режим доступа:   http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2826.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

    В сообщение делюсь опытом работы,  как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....

    Перспективный план работы по познавательно- исследовательской деятельности ( окружающий мир) с дошкольниками 5-6 лет

    Дошкольное детство - это начальный этап становления человеческой личности. Все явления природы, которые окружают детей , позволяют формировать у дошкольников бережное отношение к природным матери...

    "Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками младшего возраста через организацию детского экспериментирования".

    Представлен опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности и детскому экспериментированию  во 2 младшей группе....

    Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".

    Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....

    Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ по теме ""Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции "

    Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...

    Консультация для педагогов ДОУ (из опыта работы) «Основные направления работы по познавательно-исследовательской деятельности»

    В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков....