СТАТЬЯ "ПРАЗДНИК - ЭТО ВСЕГДА РАДОСТЬ!"
материал

Рекомендации: статья адресована музыкальным руководителям, учителям-организаторам, воспитателям, педагогам дополнительного образования и направлена для привлечения внимания педагогов, а также в помощь в вопросах  качественной организации досуговой  деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник - это всегда радость!

Е. А. Селиверстова

ГБДОУ детский сад №32 Петроградского района

Г. Санкт-Петербург

2019г

Рекомендации: статья адресована музыкальным руководителям, учителям-организаторам, воспитателям, педагогам дополнительного образования и направлена для привлечения внимания педагогов, а также в помощь в вопросах  качественной организации досуговой  деятельности детей.

Знаете ли вы, с каким нетерпением дети ждут праздников?

Праздник для них -  это смех, веселье, музыка и песни, танцы, разнообразные игры.

Праздник для них- это яркие костюмы, неожиданные сюрпризы, желанные подарки.

Праздник для них- это волнение перед первым выступлением, добрые лица близких людей, праздничное настроение, которое надолго остается в душе ребенка, оставляя  яркий след и в его памяти.

Станет ли детский праздник именно таким — ярким, запоминающимся,

эмоционально окрашенным или останется событием очередным, заурядным, вызывающим чувство легкой досады или облегчения, — зависит от нас, взрослых.

С чегоже надо начинать?

Настоящий Детский праздник может сотворить человек с огоньком в глазах, любящий и понимающий  детей и сам погруженный в чудесную атмосферу детства.

А теперь давайте попробуем вместе с вами взяться за дело. Итак, вы запланировали провести праздник для ребят. Это может быть календарный праздник (Новый год, Масленица и т.п.) или посвященный знаменательным датам (8 Марта, День Победы и т.п.). А быть может, это будет тематический праздник (день рождения, проводы в школу и т.п.). Обязательно учитывайте возраст ребят. Ведь интересы и возможности детей младшего и старшего возраста довольно различны.

Малыши склонны больше созерцать. Они очень эмоционально воспринимают все увиденное и услышанное, поют и пляшут по предложению взрослого и вместе с ним, с его помощью читают маленькие стихотворения. Праздник у этой возрастной группы не должен быть объемным, излишне насыщенным, изобиловать самыми разными персонажами. Дети еще не в состоянии, в силу своих психофизиологических особенностей, воспринять весь обрушившийся на них материал в полном объеме. Ребенок может стать апатичным или, наоборот, слишком возбужденным от всего происходящего, и никакой радости от так удачно начавшегося праздника просто не останется. Кроме того, тематика праздника должна быть понятна и доступна пониманию ребенка, должна базироваться на тех жизненных  впечатлениях, знаниях, которые малыши уже успели получить.        

Ребята старшего дошкольного возраста ведут себя на празднике вполне уверенно. Они самостоятельны во всех видах музыкальной деятельности, с удовольствием исполняют роли сказочных персонажей или даже становятся соведущими детского праздника. Они уже радуют нас, взрослых, самостоятельной творческой активностью, а сам праздник становится гораздо более насыщенным и тематически, и информативно, и эмоционально.

Теперь,   когда вы определились с  темой праздника и не забыли о возрасте ребят, дело за сценарием. Это, пожалуй, самая   сложная   и трудная часть подготовки        праздника.

Форм сценария не так уж и много. Самая традиционная — концерт. Есть еще различные путешествия (приглашения в гости, поиски чего-либо или кого-либо), конкурсы, КВНы, экскурсии и т.п.

Какую бы из форм  вы не выбрали  главное здесь — сделать так, чтобы сценарий был интересен как детям, так и взрослым. А для этого его надо логически грамотно выстроить. Даже если это форма концерта,  в любом сценарии должна быть и завязка, и кульминация, и развязка. Любой сценарий должен  строиться по театрально-композиционным законам. Не стоит концерт начинать с самых удачных, интересных номеров, оставляя на конец то, что не так ярко и зрелищно. Эмоциональная линия праздника должна быть не спадающей, а нарастающей: от простого к сложному, от интересного к еще более интересному. Кроме того, желательно так выстроить очередность номеров, чтобы музыкальные номера чередовались с танцевальными, одна группа выступающих детей чередовалась с другой. Ведь детям любого возраста интересно не только себя показать, но и на других посмотреть, а не бесконечно   выступать«весь вечер на манеже».

Отсюда следует и другой    вывод: детям совершенно не нужно знать всего хода праздника,   всех  составляющих его номеров. В противном случае где тогда эффект новизны?    Где непосредственный, детский, удивленно-заинтересованный взгляд? Где легкое сожаление о том, что все уже закончилось? Если всего этого не будет, то не будет и самого праздника.

Теперь мы подошли с вами к понятию «репертуар» праздника. Конечно, он должен быть доступен, понятен, познавателен и художественен.

Если репертуар слишком сложен для детей, к тому же малоинтересен им, если празднику предшествовали многократные изнуряющие репетиции, такой репертуар не станет любимым, желанным. В этом случае он не войдет в повседневную жизнь ребенка, когда малыш с удовольствием поет, танцует в домашней обстановке, когда ему хочется показать своим близким, что он умеет, похвалиться тем, как это у него хорошо получается.

Где же взять такой замечательный сценарий, который отвечал бы всем вышеперечисленным требованиям? Работая над написанием сценария или выбирая из предложенных надо обращать на  главные критерии: интересно ли вам самим было читать данный текст, смог ли он затронуть вас хоть чем-нибудь, возникло ли после его прочтения желание взяться за его постановку?

Поверьте, когда через ваши руки пройдет не один десяток выбранных и поставленных вами по тому или иному сценарию праздников, проблема написания и выбора последующих сценариев не будет стоять перед вами так остро. Просто придет долгожданный опыт.

Можно воспользоваться и чужим опытом. Учитесь на чужих  хороших сценариях составлять и писать свои собственные, не сочтите за труд проанализировать их, сравнить, понять, что объединяет их и в чем секрет успеха того или иного отдельно взятого сценария.

Теперь мы с вами подошли к наиважнейшей роли ведущего на празднике. Совсем не важно, в какой роли сегодня наша ведущая Марья Ивановна — Добрая ли она Фея или проказливая Шапокляк. Главное — чтобы ведущая была опытным педагогом, хорошо знающим своих воспитанников, чтобы она обладала высокой культурой общения, умела свободно и непринужденно держаться на публике, могла при случае быстро и своевременно справиться с любой непредвиденной ситуацией, которая порой может возникнуть на празднике. Не помешают здесь и навыки актерского перевоплощения. Талантливая, свободная, естественная игра взрослого — истинное украшение любого детского праздника. Именно актерская игра взрослого производит неизгладимое впечатление на ребят.

Не забудем сказать и об оформительской стороне детского праздника. Оформление помещения, в котором будёт проходить намеченный вами праздник:, по стилю должно соответствовать теме праздника. Если вы готовите литературный вечер, пусть ваш зал станет уютной гостиной. Если вас ожидает прогулка по природе, то пусть в зале появятся    искусственные    деревья, кусты. Если же это путешествие по сказкам, то поможет вам, например, необыкновенных размеров книга -  дверь в красочном переплете. Если вам хочется собрать детей на День смеха и юмора — 1 апреля, то пускай отовсюду: с потолка, со стен, с окон — на вас смотрят смеющиеся рты или забавные клоунские рожицы. Хотите отправиться на бал? Вот вам строгие, пусть даже картонные колонны, причудливые канделябры, ниспадающие драпированные ткани. Если вы задумали побывать с детьми в Стране Сновидений, то вам придется напрячь свою фантазию и сотворить в зале настоящее чудо оформительского мастерства с использованием самых разных доступных вам материалов. Главное здесь — не переусердствовать, все должно быть в меру. Аляповатое, неумелое оформление в кричащих тонах будет не радовать детей и зрителей, а лишь

раздражать. Кроме того, неуместное нагромождение декораций будет мешать ходу действия, невольно станет переключать внимание зрителей на себя. Что для нас важнее: неживые декорации или живые дети?

        Сейчас многие учреждения оснащены звуковой и видеоаппаратурой, проекторами. Все это может стать вашим надёжным помощником: презентации, звуковые эффекты, анимация.

И немного о костюмах. Конечно же, все мы мечтаем о костюмированных праздниках, ярких и красочных. Но и здесь надо помнить, что костюм нужен для того, чтобы ребенок ярче и полнее смог ощутить себя тем или иным персонажем: красавицей Лисой, мудрым Филином с очками на  носу, легкой Бабочкой с блестящими крылышками. При этом костюм должен хорошо сидеть на юном исполнителе, быть ему впору. Иначе упорно падающая с головы шляпка, постоянно развязывающиеся завязки, пелерина, все время съезжающая набок, сваливающаяся с ноги туфля — все это станет источником раздражения и напряжения выступающего ребенка, когда он вынужден, будет думать лишь об устранении причины своего неудобства и на ходу то поправлять сваливающуюся корону, то подбирать потерянный ботинок. В конце концов, малыш может не выдержать и расплакаться от обиды, броситься за помощью к маме или к той же ведущей, а может и вовсе отказаться от дальнейшего выступления.

Все эти подводные камни детского праздника можно заранее предугадать, а значит  и обойти.

И еще один важный момент — как вести себя родителям на детском празднике? Любой ребенок будет просто счастлив, если его мама и папа будут на празднике не сторонними наблюдателями или строгими судьями, а активными  участниками действия. Но как привлечь зрителей, изначально настроенных на пассивное созерцание? Как убедить родителей отложить в сторону фотоаппарат и вместе со своим  малышом поплясать, или спеть, или принять участие в веселой эстафете? Да просто попробуйте на первых же детских праздниках показать родителям, что разделенное с ребенком общее коллективное действие гораздо нужнее и полезнее, чем наблюдение за происходящим через объектив видеокамеры, рассказывайте родителям о достижениях их детей или о возникших проблемах. Тесный контакт с родителями, ваша заинтересованность в успехах малыша и ваш профессионализм помогут расположить к себе взрослых, и они, в свою очередь, со временем станут вашими активными помощниками. Ведь среди мам и пап встречаются часто и талантливые актеры, и музыканты, и столяры-плотники, и портнихи, и художники-оформители, и в этом случае было бы глупо и неосмотрительно не пополнить армию своих добровольных помощников.

И еще. Если вы хотите избежать авралов, нервотрепки из-за непредвиденных накладок, подготовку к празднику начинайте заблаговременно. Лучше, когда все уже будет готово к проведению праздника, занятия с детьми вовсе не проводить. Дети немного соскучатся по тому делу, которым они занимались все это время, и тогда в намеченный день они будут спокойны, собранны, в их глазах появится счастливый блеск, который так нужен им, нашим детям, а значит, и нам, взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий выпускного праздника "Учиться всегда пригодится"

Сценарий посвящен прощанию детей подготовительного к школе возраста с детским садом. Это всегда волнительный момент и обязательно кто-нибедь из детей плачет. Но это и радостный момент, ведь в жизни ре...

ЛЕТНИЙ СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК "ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ ЛЕТО"

СЦЕНАРИЙ ЛЕТНЕГО СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА "ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ ЛЕТО"...

летний спортивный праздник“Пусть всегда будет Лето!”

Летний спортивный праздник “Пусть всегда будет Лето!”Программное содержание: совершенствовать двигательные умения и навыки; продолжать развивать представления о здоровом образе жизни, способствоватьфи...

Статья "Пальчиковая игра всегда под рукой"

Рекомендации для родителей для развития мелкой моторики у детей раннего возраста пальчиковыми играми....

дети- это всегда радость, но и ответственность.

Дети – это всегда радость, но вместе с тем и ответственность за их развитие и воспитание. Молодые родители, не зная, как правильно воспитать свое дитя, в первую очередь вспоминают собственн...