Проект "Мой край у Байкала"
проект (подготовительная группа)

Кравченко Марина Анатольевна

Ознакомление детей с историей и традициями своего народа.

Проект «Мой край у Байкала»

 

Руководитель  проекта: Кравченко М.А



Вид проекта: Познавательно-творческий

Продолжительность проекта: Долгосрочный: 2019-2020г20 учебный год.

Участники проекта:Дети, Педагоги,Родители.

  Дети старшего  дошкольного возраста (5-6 лет):

 Актуальность проблемы:

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Каждому дороги впечатления детства, и человек проносит через всю жизнь то, что впервые поразило его. У каждого это своё особенное – рыжие стволы сосен, окрашенные красноватыми лучами заката, тишина и запах вечерних полей, кружево инея на зимних берёзах, звонкие капели на весеннем солнцепёке. И это становится частью того, что зовётся любовью к Родине

Сибирь имеет ярко выраженную региональную принадлежность, т. к. на нашей территории проживают многочисленные народности со своим своеобразным мировосприятием, самобытным искусством. Значимым является высказывание Т.Б. Алексеевой о том, что «сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может», на становление и формирование человека культуры неоспоримо влияет дошкольное образование. На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.

Данный  проект способствует приобщению  детей 5-6 лет к системе культурных ценностей бурятского  народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой  Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т.к. именно  дошкольный период является наиболее  оптимальным  для начала  целенаправленного воспитания средствами этнографической  культуры.

Гипотеза образовательного проекта:

В результате целенаправленной и системной работы с детьми старшего  дошкольного возраста по теме «Раскрытие творческого потенциала детей 5-6 лет через знакомство с национальной бурятской культурой посредством изобразительной деятельности» у детей повыситься уровень познавательного развития, будут сформированы представления о родном крае, Малой Родине, о быте и культуре бурятского народа.

Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа.

Познакомить детей с уникальностью озера Байкал, и животным миром. Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего сибирского края

Задачи: -

 -Познакомить детей с озером Байкал, расположением на карте, и уникальностью.

Расширить знания детей о фауне озера Байкал.

Познакомить с животным миром Байкала.

Формировать экологическую культуру у детей дошкольного возраста и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

— познакомить детей с национальными орнаментами;

— учить детей передавать смысл орнаментов, значение, форму, строение видов орнаментов;

— обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;

— развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;

— воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

— формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы;

Риски проекта:

— отсутствие интереса у детей;

— занятость родителей;

— загруженность педагогов.

Описание проекта:

«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» В. А. Сухомлинский

Данный проект предназначен для детей старшего  дошкольного возраста, их родителей, или других значимых взрослых, воспитателей ДОУ.

Проект поможет эффективно решить образовательную цель: получить знания о родном крае через циклы занятий: по ИЗО, по ознакомлению с природой, по краеведению.

Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, проявить фантазию в подборе и оформлении материала, принять активное участие в реализации проекта.

Проект состоит из 3 этапов.

В основу проекта положены следующие  принципы  воспитания:

— принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

— принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

— принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;

— принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии и бурятского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; знакомство с бурятскими народными играми, через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей.

Обеспечение проектной деятельности:

-Интернет-ресурсы.

-Познавательная и художественная литература.

-Изоматериалы. .

-Создание ПРС.

Предполагаемое распределение  ролей в проектной группе:

Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

— освоение проектного метода;

— повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;

— повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

— умение различать изделия разных народных промыслов;

— знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

— знание и умение играть в бурятские народные игры;

— знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;

— иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;

— умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.

Для родителей:

— партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.

Для педагогов ДОУ:

— возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.

Принципы реализации проекта:

1. Доступность:

— учет возрастных особенностей детей;

— адаптированность  материала.

2. Систематичность и последовательность:

— постепенная подача материала от простого к сложному;

— частое повторение усвоенных знаний.

3. Наглядность и занимательность:

— предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность:

— интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация:

— создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Средства оценки результатов успешной реализации проекта:

— мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;

— анкетирование родителей о результативности проекта;

— беседы с педагогами ДОУ, родителями о ходе реализации проекта;

— творческие выставки «Рукавичка», «Мой Баргузин», «Дом, где я живу», «В краю родном».

Проект состоит из 3 этапов:

Подготовительный этап

Определение темы проекта;

Формулирование цели и определение задач;

Подбор материалов по теме проекта;

Консультирование со старшим воспитателем по вопросам проектной деятельности;

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап (Срок реализации: сентябрь — февраль)

-Оформление развивающей среды в изостудии – фотогалерея «Таёжная, озёрная, степная Бурятия моя»;

-Посещение детьми фотогалереи в изостудии, рассказ о нашем удивительном крае;

-Открытый просмотр НОД по ОО «Художественное творчество» — «Волшебный орнамент» (рисование рукавичек);

 

-Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, эндемики озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы (в каждой группе);

-Просмотр  видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских

 

-Беседы на темы: «Мы живём в республике Бурятия», «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «Мой родной посёлок»;

 

 -Разучивание  стихов о родном крае).

 

- Консультация для родителей «Сохраним Байкал для потомков».

 

-Создание ПРС

 

 

 

 

Чтение художественной литературы: сказка Софьи Агеевой «Нерпа и нерпенёнок», «Богатырь Байкал», «Омулёвая бочка», «Медведь», «Снег и заяц» и другие;

Продуктивная деятельность: лепка «Нерпа и нерпенёнок»;

Работа с родителями:

 – сбор и изготовление наглядного и дидактического материала для мини-музея в вестибюле детского сада (в сравнении: русские и буряты) по теме: «Жилище, быт, одежда русских и бурят»;

-Оформление мини-музея «Жилище, быт, одежда русских и бурят» в холле детского сада;

-Посещение мини-музея с рассказом о быте, жилище, одежде и т.д. русских и бурят;

-Куклы в национальных костюмах (в сравнении: русские и буряты);

-Экскурсия в детскую библиотеку, этнографический  музей.

 -Просмотр видео  по познавательному развитию  — «Мой Баргузин»;

-Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери похожий орнамент», «Найди бурятский орнамент», «Расставь мебель в юрте», «Расставь мебель в избе»;

-Подвижные бурятские и русские народные игры: «Рукавичка», «Рукавицу гнать», «Верблюжонка верблюд ловит», «Слухи», «Иголка, нитка и узелок», «Бабка-лодыжка», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» и другие;

-Выставка лучших творческих работ (лепка «Нерпа с нерпинёнком», рисование «Рукавичка», «Дом, в котором я живу», «Мой Баргузин», «В краю родном»);

-Фотовыставка «Наша историческая малая Родина — п. Баргузин».

Заключительный этап (Срок реализации: март – май)

-Совместное творчество детей и взрослых «Родные просторы»;

-Викторина с детьми - «Что я знаю о родном крае»;

-Коллективная работа (коллаж) «Мой край у Байкала», «Детство»;

-Оформление картотеки мероприятий, конспектов НОД, которые могут быть использованы в дальнейшем другими педагогами в работе с детьми по данной теме;

-Анкетирование родителей о результативности проекта;

-Составление презентации проекта для педагогов, с последующим обсуждением на педагогическом совете. (чтение стихов о родном крае).

.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lineyka.docx333.37 КБ

Предварительный просмотр:

http://boomerangclub.ru/up/photos/album/massupload/puteshestviya/ozero-baikal/ozero-baikal(19).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма через знакомство с достопримечательностью родного края озером Байкал

Одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует  у...

Растения родного края озера Байкал

Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.При ознакомлении детей с природо...

Опыт работы по ознакомлению детей с историей и традициями своего народа Проект «Мой край у Байкала»

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников.  Обращение к на...

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Мой край у Байкала»

В статье излагаются основные принципы и формы работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности. Особо подчёркивается роль сотрудничества детского сада, семьи и общественности. Большое вн...

Проект "Мой край у Байкала"

Опыт работы по ознакомлению детей с историей и традициями своего народа. Проект «Мой край у Байкала» Вид проекта: Познавательно-творческийПродолжительность проекта:Средней продол...

Проект по ознакомлению детей с историей и традициями своего народа. Проект «Мой край у Байкала»

Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа.Задачи:— познакомить детей с национальными орнаментами;— учить детей передавать смысл орнаментов, значение, форму, строение видов о...

Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»

Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...