диагностика
материал

Боброва Марина Викторовна

ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Методика диагностики личности Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем. Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте. Диагностика — важнейший компонент социальной технологии: цель—диагноз — прогноз — программа—внедрение—анализ. Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии: · ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев; · измерение и анализ показателей; · формулирование и оформление выводов, заключение, постановка социального диагноза. Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо: · выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения; · уточнение социальной ситуации развития; · определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.); · ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности. В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, — медикопсихолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке. Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими правилами: · соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание и особенности социальнопедагогической деятельности с конкретным подопечным; · соблюдать этические нормы; · защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях; · обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.). Результаты диагностической деятельности оформляются социальным педагогом в единую «Карту-характеристику личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности» и т. п. Единого образца данного вида документов в настоящее время нет. Существуют различные варианты, возможно комбинирование или создание собственного варианта, который бы отвечал практическим задачам деятельности. Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социальнопсихологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских. Диагностические методики Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно, истолковывать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления. Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание. Беседа — в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу. Началу беседы предшествует краткое вступление, где излагаются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, переключениями внимания. Анкетирование — метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, так как словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания и волевые действия. Для успешности анкетирования большое значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами «почему именно так?». Это позволяет при обработке полученных данных сделать не только количественный, но и качественный анализ. При составлении анкет используются вопросы: · о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п.); любое высказанное при этом мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный характер; · о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности); · о фактах социально-демографического характера (вопросы, выявляющие пол, возраст, национальность, образование, профессиональное, семейное положение); · на выявление уровня информированности и знания (вопросы экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от испытуемого определенных знаний, навыков, а также знакомства с конкретными фактами, событиями, именами). По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию); прямыми; косвенными. Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего. Требования к организации интервью: проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение достаточного количества времени; устранение или уменьшение влияния третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль). Виды интервью: · свободное интервью - проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана, определяется только тема; направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью; полученная информация не нуждается в статистической обработке; информация ценна и интересна своей уникальностью; · фокусированное интервью - его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться; · формализованное интервью - строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией; · стандартизированное интервью - преобладают закрытые вопросы; · интервью с открытыми вопросами - по времени более затратная форма исследования. Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов — экспертными оценками. Процедура опроса экспертов может быть очной или заочной. Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза — обмен мнениями всех экспертов за «круглым столом», где происходит выявление доминирующей позиции по дискутируемому вопросу. Оптимальное число экспертов за «круглым столом» — не более 12 человек. Подобная форма выработки общего мнения или оценки осуществляется по схеме, когда каждый участник «круглого стола» берет на себя определенную роль: «генератор идей» — активно выдвигает всевозможные предположения о прогнозируемом явлении; «селекторы» — оценивают и отбирают наиболее значимые идеи, выдвигаемые «генераторами идей»; «стимуляторы» — стимулируют «генераторов идей» к выработке различных оценок, формулируя все новые и новые предположения; «регуляторы» — следят за тем, чтобы полемика не приобретала хаотичный характер, оставалась в рамках объективного обсуждения; не переходила в русло взаимной оценки компетентности друг друга; «президент «круглого стола»» — удерживает внимание экспертов на центральной теме дискуссии. Обсуждение проблемы может происходить в несколько туров, пока не удастся выработать некоторую более или менее согласованную оценку. Обобщенная оценка может составляться на основе анализа и обобщения письменных мнений экспертов по той или иной проблеме. Вариантом метода экспертных оценок выступает метод экспертного прогноза — «дельфийская техника», который заключается в выработке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. Приведем алгоритм использования данного метода: - первый опрос экспертов; - обобщение результатов; - сообщение итогов; - повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты: эксперты либо подтверждают свою точку зрения, высказанную на первом этапе, либо изменяют свою оценку в соответствии с мнением большинства. Данная схема повторяется 3—4 раза, пока не вырабатывается согласованная оценка. При этом не игнорируется мнение тех, кто после неоднократных опросов остался на своей позиции. Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выходе»). Разница между этими двумя параметрами представляет собой «социальный эффект» (реабилитационный, коррекционный и т. п.) или результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик, уровне квалификации персонала и т.п. Анализ документов — один из наиболее часто используемых методов в социальнопедагогической работе. Документы подразделяются: на личные и безличные - по степени персонификации; на официальные и неофициальные - в зависимости от статуса документального исследования на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы) - по источнику информации По надежности информации официальные документы более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные. При использовании вторичных источников важно установить их первоначальный источник, так как надежность одних документов зависит от надежности других. Проверка надежности документа предполагает различение событийной и оценочной информации, анализ целевых намерений и мотивов составителя документа, уяснение общей обстановки, в которой составлен документ. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений метода можно отнести следующие: - учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов; - отдельные блоки информации очень быстро устаревают; - цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться; - подавляющее большинство данных в ведомственных документах не содержит информации о сознании, мотивах, ценностных установках, направленности человека. Тестирование — исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет «читать» тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя несомненную значимость имеют заключения, на основе которых строятся выводы по изучаемой проблеме. Биографический метод — один из наиболее часто используемых методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается «социальным биографиям», которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны общественной жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен опосредованно или непосредственно. Существуют различные источники биографических данных: интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщения о своей жизни в целом, об отдельных этапах или жизни каких-либо родственников. Все эти источники дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какиелибо социальные группы. При использовании метода «социальных биографий» следует учитывать два момента: «эффект дистанции» (по прошествии времени человек может иначе оценивать те или иные события своей и чужой жизни) и необходимость анализа получаемой от индивида информации, так как извлеченный из нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально вложил субъект. Вариант этого метода — семейная биография. Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации, жизненных позиций и т.п.). Существуют и другие методы социально-педагогической диагностики: ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-анализ и др. Реалистическая оценка и сформулированный диагноз служат основой для принятия решения, определения стратегии и тактичной деятельности. Ниже рассмотрены некоторые диагностические методики, необходимые для первичной диагностики учащихся группы риска. Анкета "Социальный статус семьи» Анкета. Уважаемые родители, социально-психологическая служба школы проводит анкетирование «социальный статус семьи. Результаты анкетирования помогут в работе как социальному педагогу, так и классному руководителю. Просим Вас ответить на предложенные вопросы. Социальнопсихологическая служба гарантирует, что результаты не будут разглашены в адресной форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Диагностика43.67 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Методика диагностики личности Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем. Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте. Диагностика — важнейший компонент социальной технологии: цель—диагноз — прогноз — программа—внедрение—анализ. Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии:  ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;  измерение и анализ показателей;  формулирование и оформление выводов, заключение, постановка социального диагноза. Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:  выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;  уточнение социальной ситуации развития;  определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.);  ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности. В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, — медикопсихолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке. Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими правилами:  соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание и особенности социальнопедагогической деятельности с конкретным подопечным;  соблюдать этические нормы;  защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях;  обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.). Результаты диагностической деятельности оформляются социальным педагогом в единую «Карту-характеристику личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности» и т. п. Единого образца данного вида документов в настоящее время нет. Существуют различные варианты, возможно комбинирование или создание собственного варианта, который бы отвечал практическим задачам деятельности. Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социальнопсихологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских. Диагностические методики Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно, истолковывать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления. Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание. Беседа — в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу. Началу беседы предшествует краткое вступление, где излагаются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, переключениями внимания. Анкетирование — метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, так как словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания и волевые действия. Для успешности анкетирования большое значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами «почему именно так?». Это позволяет при обработке полученных данных сделать не только количественный, но и качественный анализ. При составлении анкет используются вопросы:  о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п.); любое высказанное при этом мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный характер;  о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);  о фактах социально-демографического характера (вопросы, выявляющие пол, возраст, национальность, образование, профессиональное, семейное положение);  на выявление уровня информированности и знания (вопросы экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от испытуемого определенных знаний, навыков, а также знакомства с конкретными фактами, событиями, именами). По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию); прямыми; косвенными. Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего. Требования к организации интервью: проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение достаточного количества времени; устранение или уменьшение влияния третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль). Виды интервью:  свободное интервью - проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана, определяется только тема; направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью; полученная информация не нуждается в статистической обработке; информация ценна и интересна своей уникальностью;  фокусированное интервью - его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться;  формализованное интервью - строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией;  стандартизированное интервью - преобладают закрытые вопросы;  интервью с открытыми вопросами - по времени более затратная форма исследования. Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов — экспертными оценками. Процедура опроса экспертов может быть очной или заочной. Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза — обмен мнениями всех экспертов за «круглым столом», где происходит выявление доминирующей позиции по дискутируемому вопросу. Оптимальное число экспертов за «круглым столом» — не более 12 человек. Подобная форма выработки общего мнения или оценки осуществляется по схеме, когда каждый участник «круглого стола» берет на себя определенную роль: «генератор идей» — активно выдвигает всевозможные предположения о прогнозируемом явлении; «селекторы» — оценивают и отбирают наиболее значимые идеи, выдвигаемые «генераторами идей»; «стимуляторы» — стимулируют «генераторов идей» к выработке различных оценок, формулируя все новые и новые предположения; «регуляторы» — следят за тем, чтобы полемика не приобретала хаотичный характер, оставалась в рамках объективного обсуждения; не переходила в русло взаимной оценки компетентности друг друга; «президент «круглого стола»» — удерживает внимание экспертов на центральной теме дискуссии. Обсуждение проблемы может происходить в несколько туров, пока не удастся выработать некоторую более или менее согласованную оценку. Обобщенная оценка может составляться на основе анализа и обобщения письменных мнений экспертов по той или иной проблеме. Вариантом метода экспертных оценок выступает метод экспертного прогноза — «дельфийская техника», который заключается в выработке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. Приведем алгоритм использования данного метода: - первый опрос экспертов; - обобщение результатов; - сообщение итогов; - повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты: эксперты либо подтверждают свою точку зрения, высказанную на первом этапе, либо изменяют свою оценку в соответствии с мнением большинства. Данная схема повторяется 3—4 раза, пока не вырабатывается согласованная оценка. При этом не игнорируется мнение тех, кто после неоднократных опросов остался на своей позиции. Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выходе»). Разница между этими двумя параметрами представляет собой «социальный эффект» (реабилитационный, коррекционный и т. п.) или результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик, уровне квалификации персонала и т.п. Анализ документов — один из наиболее часто используемых методов в социальнопедагогической работе. Документы подразделяются: на личные и безличные - по степени персонификации; на официальные и неофициальные - в зависимости от статуса документального исследования на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы) - по источнику информации По надежности информации официальные документы более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные. При использовании вторичных источников важно установить их первоначальный источник, так как надежность одних документов зависит от надежности других. Проверка надежности документа предполагает различение событийной и оценочной информации, анализ целевых намерений и мотивов составителя документа, уяснение общей обстановки, в которой составлен документ. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений метода можно отнести следующие: - учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов; - отдельные блоки информации очень быстро устаревают; - цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться; - подавляющее большинство данных в ведомственных документах не содержит информации о сознании, мотивах, ценностных установках, направленности человека. Тестирование — исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет «читать» тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя несомненную значимость имеют заключения, на основе которых строятся выводы по изучаемой проблеме. Биографический метод — один из наиболее часто используемых методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается «социальным биографиям», которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны общественной жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен опосредованно или непосредственно. Существуют различные источники биографических данных: интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщения о своей жизни в целом, об отдельных этапах или жизни каких-либо родственников. Все эти источники дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какиелибо социальные группы. При использовании метода «социальных биографий» следует учитывать два момента: «эффект дистанции» (по прошествии времени человек может иначе оценивать те или иные события своей и чужой жизни) и необходимость анализа получаемой от индивида информации, так как извлеченный из нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально вложил субъект. Вариант этого метода — семейная биография. Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации, жизненных позиций и т.п.). Существуют и другие методы социально-педагогической диагностики: ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-анализ и др. Реалистическая оценка и сформулированный диагноз служат основой для принятия решения, определения стратегии и тактичной деятельности. Ниже рассмотрены некоторые диагностические методики, необходимые для первичной диагностики учащихся группы риска. Анкета "Социальный статус семьи» Анкета. Уважаемые родители, социально-психологическая служба школы проводит анкетирование «социальный статус семьи. Результаты анкетирования помогут в работе как социальному педагогу, так и классному руководителю. Просим Вас ответить на предложенные вопросы. Социальнопсихологическая служба гарантирует, что результаты не будут разглашены в адресной форме. 1. Фамилия, имя, отчество ребенка, национальность_________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________ ______________________ 2. Дата рождения ________________________ 3. Класс обучения_______________________________________________ 4. Домашний адрес____________________________________________ тел.(включая сотовый)____________________________________ 5. Сведения о семье: полная семья , неполная семья , указать; 5.1. Проживают ли с Вами совместно Ваши родители (бабушки и дедушки): да ; нет 5.2. Фамилия, имя, отчество матери ______________________________________________________ _______________________________________________________________________ национальность _______________________________________________________________________________________________________ Место работы и рабочий телефон________________________________________________________________________________________________ Образование: высшее , среднее специальное , среднее , незаконченное среднее (отметить нужное). Социальная группа: предприниматели , интеллигенция , служащие , рабочие , безработные , пенсионеры . Укажите дату вашего рождения и возраст полностью_______________________________________________________________________________ 5.3. Фамилия, имя, отчество отца, национальность__________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________ ______________________ Место работы и рабочий телефон ________________________________________________________________________________________________ Образование: высшее , среднее специальное , среднее , незаконченное среднее (отметить нужное). Социальная группа: предприниматели , интеллигенция , служащие , рабочие , безработные , пенсионеры . Укажите дату вашего рождения и возраст полностью___________________________________________________________________ 5.4 Укажите количество детей в семье до 18 лет дошкольного возраста : школьного возраста 5.5 Является ли ваша семья многодетной (3 и более детей до 18 лет): да ; нет . Если да, то укажите фамилию, имя, отчество; дату рождения и место обучения детей полностью ______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________ 6. Если ваш ребенок является инвалидом, укажите диагноз, __________________________________________________________________ № пенсионного удостоверения_____________________ дата очередного переосвидетельствования_________________________________________ 7. Если ребенок находится под опекой, укажите фамилию, имя, отчества опекуна и причину установления опеки_____________________ _______________________________________________№ постановления и дату оформления опекунства____________________________________ _________________________Форма устройства: опека и попечительство, патронатная семья, приемная семья, усыновление (нужное подчеркнуть) 8. Ежемесячный доход в перерасчете на одного члена семьи: выше прожиточного минимума, ниже прожиточного минимума (подчеркнуть) 9.. Являетесь ли вы беженцами, если да, то указать когда и откуда приехали____________________________________________________ Гражданство или вид на жительство (для не граждан РФ)___________________________________________________________________________ 10. Из какого ОУ прибыл Ваш сын / дочь в МОУ СОШ № (для вновь прибывших)____________________________________________ Благодарим Вас за участие и надеемся на дальнейшее сотрудничество Анкета "Мотивация к обучению» Анкета Дорогие ребята! Просим вас принять участие в анкетировании. Для этого вам потребуется ручка и листок бумаги. Ваши искренние ответы помогут нам наиболее правильно и рационально подходить к подготовке уроков и мероприятий, учитывая интересы каждого из вас. Гарантируем, что ваши ответы не будут разглашаться. Укажите свою фамилию_________________________________________________________. 1. Уроки по каким предметам ты посещаешь: А) с желанием_____________________________________________________________________ ________ Б) без желания______________________________________________________________________ _______ В) не могу определить____________________________________________________________________ _____ 2. Каким учеником ты себя считаешь: А) способным В) средним Д) трудно обучаемым Б) хорошим Г) малоспособным 3. Какой ты видишь свою школу в настоящее время: А) второй дом Е) место, где тебя позорят Б) «принудиловка» Ж) школа общения В) любимое место З) место, куда не хочется возвращаться Г) дом творчества И) цыганский табор Д) школа радости К) место, где чувствуешь себя хуже других 4. Оцени в себе названные качества по пятибалльной системе: честность, правдивость, доброта, щедрость, коллективизм, товарищество, трудолюбие, работоспособность, сила воли, настойчивость, оптимизм, вера, скромность, терпимость, выдержка, достоинство, честь, активность, предприимчивость, самостоятельность, независимость, любознательность, увлеченность, культурность, воспитанность, смелость, решительность, умение постоять за себя - 5. Как ты оцениваешь свои отношения с окружающими: А) доверительные Г) отсутствие взаимопонимания Б) полное взаимопонимание Д) конфликтные В) уважительные Е) неуважительные 6. Какие из жизненных целей являются для тебя главными? Прономеруй их по значимости. Фирменные вещи, красивая внешность, деньги, широкая образованность и эрудиция, верные друзья, интересная профессия, здоровье, власть над другими, физическая сила, уважение окружающих, творческие способности, ум, удачная карьера, развлечения, самореализация личности, признание общества. 7. На вопрос о наличии «вредных привычках», ты бы смог ответить искренне? А) да, Б) нет Если «Да», то, возможно, наберешься смелости и укажешь свою «вредную привычку»? 8. Что, по-твоему, можно сделать, чтобы ситуация в вашем классе немного улучшилась? А) Все и так хорошо, изменять ничего не нужно Б) Я считаю, что нужно изменить следующее____________________________________________________ и таким образом:______________________________________________________________________ ________ 9. Твое отношение к проводимым в классе анкетированию, тестам и различным опросам: а) равнодушное в) они помогают лучше разобраться в себе, своем «Я» б) они ничего не дают г) это способ выговориться д) решение некоторых проблем Спасибо за участие. Надеемся на дальнейшее сотрудничество. Тест «Ваша уличная компания» Цель: выявление принадлежности подростков к группе риска в компаниях различной направленности. Литература: Соколов Я.В. Граждановедение. – М., 2003. Тест Постарайтесь выбрать наиболее подходящий вариант ответа: 1. Как часто собирается Ваша компания? каждый день — 1; через день — 3; реже — 5. 2. Где Вы чаще всего собираетесь? в подвале или бродите по улице — 1; на площадке перед домом или в подъезде — 3; у кого-либо на квартире — 5. 3. Сколько в группе признанных лидеров? один — 1; несколько — 3; ни одного — 5. 4. Приходилось ли вместе с группой «балдеть» ночь напролет? да — 1; часов до 2-х ночи — 3; нет — 5. 5. В каком количестве группа употребляет спиртные напитки? без ограничений — 1; до легкого опьянения — 3; не употребляет — 5. 6. Сколько членов группы курят? все — 1; половина — 3; менее 10 процентов — 5. 7.Сколько членов группы потребляют «травку», иные наркотики? все — 1; около половины — 3; никто — 5. 8.Обсуждаются ли в Вашей группе вопросы интимной жизни? да — 1; иногда — 3; нет — 5. 9. Участвует ли Ваша группа в защите своей территории? да — 1; некоторые, но в других группах — 3; нет — 5. 10. Есть ли среди членов группы люди с преступным опытом? да — 1; не уверен, но возможно — 3; нет — 5. 11. Участвовала ли Ваша группа в коллективных драках? да— 1; некоторые, но в составе других групп — 3; нет — 5. 12. Что бы предприняли члены группы, если бы кто-то заявил о своем уходе из нее? избили — 1; припомнили все долги — 3; ничего — 5. Обработка результатов Если Вы набрали от 12 до 17 баллов, то все, как говорится, ясно: у Вашей группы сложилась явная антисоциальная ориентация. Вам может казаться, что ничего особенного с Вами не происходит, поскольку «все так себя ведут». Во-первых, не все. Многие делают вид, что им «море по колено». На самом деле они стараются контролировать свои действия, и дальше шумных тусовок дело не идет. Они не хотят рисковать будущим. Во-вторых, Вы настолько втянулись в жизнь своей группы (возможно, уже банды), что никаких норм для Вас не существует. А ведь еще шаг и... Прозрение наступает, когда за спиной начинают лязгать стальные запоры, а на суде вчерашние закадычные дружки начинают «топить» друг друга. РЕКОМЕНДАЦИИ. Трудно советовать сменить эту группу на кружок кройки и шитья. Но решительный шаг для ухода сделать надо! Для начала нужно хотя бы захотеть уйти. Если Вы набрали 18 и 42 баллов, то скорее всего Вы общаетесь с теми, кто проводит время в поисках разнообразных способов убить время. Для этого все средства хороши, лишь бы «предки не докучали». В такой группе, в общем-то, можно чувствовать себя неплохо — особого напряжения нет, никто ничего не требует, ничего не навязывает. Но и тоска не покидает — ведь абсолютно ничего не происходит. РЕКОМЕНДАЦИИ. Пожалейте свое время! Его так мало осталось до того момента, когда на Вас обрушатся настоящие житейские заботы. Попробуйте для начала сочетать пустую трату времени с хорошим делом. Например, разберите слова какой-нибудь популярной песни на иностранном языке. Каждый день должно происходить что-то полезное, интересное. Если Вы набрали свыше 43 баллов, то, видимо, Ваша уличная группа является обычной группой сверстников, в которой происходит нормальное человеческое общение. В такой группе может быть очень интересно. Как правило, проводя часть времени в такой группе, люди еще имеют массу самых разнообразных интересов и дел вне ее. РЕКОМЕНДАЦИИ. Старайтесь делать все, чтобы Ваши партнеры по группе чувствовали себя с Вами легко и раскованно. Всегда поступайте по отношению к друзьям так, как Вы бы хотели, чтобы относились к Вам. Не смотрите туда, где все кажется более интересным. Сами делайте жизнь интересной. Литература: 1.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с. 2.Шишковец. Справочная книга социального педагога: учебное пособие. – М.2005г. 3.Соколов Я.В. Ответственность за прав


Диагностика социально-коммуникативного развития

Социально-коммуникативного развития (старший дошкольный возраст).

Старший возраст (5 – 6 лет)

Тема: «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДОУ»

Кулик Марина Геннадьевна, без категории, МБДОУ «Детский сад №14», воспитатель

3.1. Критерий: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

3.1.1. Показатель: планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: выявить у ребенка первичные ценностные представления

Метод диагностики: индивидуальная беседа, диагностические задания, наблюдение.

3.2. Критерийразвитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

3.2.1. Показатель: взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время осуществления различных видов детской деятельности

Цель: выявить у ребенка коммуникативные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни и для осуществления различных видов детской деятельности

Метод диагностики: наблюдение

3.3. Критерий: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

3.3.1. Показатель: способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Цель: выявить у ребенка предпосылки учебной деятельности

Метод диагностики: наблюдение

3.4. Критерийразвитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

3.4.1. Показатель: откликается на эмоции близких людей и друзей

Цель: выявить умение ребенка проявлять сочувствие и сопереживание во взаимодействии со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности

Метод диагностики: наблюдение

3.5. Критерий: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

3.5.1. Показатель: способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстником в зависимости от ситуации

Цель: выявить особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности

Метод диагностики: наблюдение

3.6. Критерий: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации

3.6.1. Показатель: отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения

Цель: выявить у ребенка умение проявлять отзывчивость к людям ближайшего окружения

Метод диагностики: наблюдение

3.7. Критерий: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

3.7.1. Показатель: сформировано ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам

Цель: определить отношение ребенка к собственному труду, труду других людей и его результатам

Метод диагностики: наблюдение

3.7.2. Показатель: проявляет интерес к художественному творчеству – рисованию, лепке, конструированию

Цель: выявить интерес ребенка к творчеству

Метод диагностики: наблюдение

3.8. Критерий: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

3.8.1. Показатель: соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (в детском саду и др., на природе.

Цель: выявить у ребенка представления об элементарных нормах и правилах поведения на улице, в детском саду, на природе и умение их соблюдать

Метод диагностики: индивидуальная беседа

3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Критерий по ФГОС

3.1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе 3.2. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками 3.3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий 3.4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания 3.5. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Показатель 3.1.1. Планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» 3.2.1. Взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время различных видов осуществления детской деятельности 3.3.1. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции 3.4.1. Откликается на эмоции близких людей и друзей 3.5.1. Способен изменять стиль общения со взрослыми или со сверстниками в зависимости от ситуации

Характеристики

Ф. И. ребенка Имеет элементарные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Способен оценить свои поступки и поступки окружающих с морально-нравственной точки зрения, пользуясь соответствующей оценочной лексикой Знает и понимает моральные нормы и правила поведения при общении со взрослыми и сверстниками. Приводит простейшие примеры нравственного и безнравственного поведения в реальной жизни Способен управлять своим поведением при выполнении творческой работы и образовательной деятельности: поддерживать порядок на рабочем месте во время занятий разными видами деятельности; аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место. Ориентирован на правильное поведение во время образовательной деятельности (давать полный ответ, задавать вопросы и т,п) Принимает участие в обсуждении творческих задач, предлагает свои варианты решения Взаимодействует со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности Способен планировать свои действия, согласовывать их с товарищами, распределять материал для достижения поставленной цели Способен воспринимать и удерживать в памяти инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, к выбору способа ее выполнения Умеет действовать самостоятельно по простому правилу или образцу, заданному взрослым С удовольствием играет со сверстниками, в процессе игры передает эмоциональное состояние персонажа Способен сопереживать, эмоционально откликается на переживания другого человека

Адекватно реагирует на просьбы и поручения взрослого Гордится своими достижениями и результатами труда своих сверстников Взаимодействует со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания С удовольствием занимается художественным творчеством; участвует в коллективном оформлении интерьера помещения группы

3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Критерий по ФГОС

3.6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации

3.7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества 3.8. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Показатель 3.6.1. Отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения 3.7.1. Сформировано ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам 3.7.2. Проявляет интерес к художественному творчеству

- рисованию, лепке, конструированию 3.8.1. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (детском саду и др, на природе

Характеристики

Ф. И. ребенка

Проявляет сопереживание, отзывчивость, ответственность, потребность прийти на помощь Готов заботиться о маленьких и беззащитных Умеет выполнять просьбы педагогов (раздать ложки) и детей (передать игрушку) в детском саду, членов семьи-дома (вытереть пыль, полить цветы) Участвует в семейных торжествах (поздравляет родственников со знаменательными событиями, праздниками и т. п) Положительно относится к простейшим трудовым поручениям Бережно относится к личным вещам и вещам сверстников Принимает посильное участие в подготовке семейных праздников и выполнении постоянных обязанностей по дому Умеет поддерживать порядок в групповых помещениях (протирать, убирать на место игрушки и другие принадлежности) Добросовестно выполняет обязанности дежурного по столовой: помогает сервировать стол (раскладывать столовые приборы, расставлять тарелки, чашки и т. д) и приводить его в порядок после еды Самостоятельно раскладывает подготовленные воспитателем для образовательной деятельности материалы Проявляет интерес к труду взрослых и стремление ценить его общественную значимость, беречь результаты труда Проявляет интерес к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений С желанием передает характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях Знает и соблюдает элементарные правила поведения в дошкольной образовательной организации, умеет ориентироваться в пространстве детского сада В определенных опасных ситуациях может обратиться за помощью ко взрослому, вызвать «скорую помощь», пожарных, полицейских Знает и соблюдает правила дорожного движения, правила поведения на улице, в транспорте, различает сигналы светофора, отличает проезжую часть дороги от пешеходной, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра» Имеет представления о правилах поведения в лесу, у воды

3 балла – характеристика развития проявляется ярко (итоговая средняя 2,5 – 3 балла)

2 балла – проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребёнку в данном направлении (итоговая средняя 1,5 – 2,4 балла)

1 балл – почти не проявляется (итоговая средняя 1 – 1,4 балла)

Вид: индивидуальная беседа

Условия проведения диагностики. Индивидуальная беседа. Ребенку в индивидуальной беседе предлагается прослушать ситуации и закончить каждую из них своим рассказом, а затем ответить на вопросы для уточнения ответа.

Ход обследования.

Цель: выявить особенности представлений ребенка о моральных нормах и правилах поведения («что такое хорошо и что такое плохо», умение оценить свои поступки и поступки окружающих с морально-нравственной точки зрения.

Ход обследования

1-я история. «Катя и Сережа рисовали. К ним подошел Витя и стал говорить, что и как нужно рисовать, какие карандаши нужно брать, сколько рисунков сделать. Тогда Сережа сказал Вите…»

Вопросы: «Что же сказал Сережа? Почему он так сказал? Как ты думаешь, какое настроение было у девочки, у мальчика? Почему? Было ли у тебя такое?»

2-я история. «Вика и Оля занимались постройкой замка. Неожиданно к ним подошел Сережа и сломал их постройку, Оля заплакала, Вика ему сказала…»

Вопросы: «Что сказала Вика? Почему? Как ты думаешь, какое настроение было у девочки, у мальчика? Почему? Было ли у тебя такое?»

3-я история. «Владик принес в группу детского сада свою новую игрушку – робота. Все дети хотели с ним поиграть. Неожиданно к Владику подошел Игорь и, выхватив робота, стал с ним играть. Тогда Владик…»

Вопросы: «Что сделал Владик, что он сказал? Почему он так сделал? Было ли у тебя такое?»

Виддиагностические задания.

Условия проведения диагностикиДиагностика проводится в индивидуальной форме.

Цель: выявить знание и понимание ребенком моральных норм и правил поведения при общении со взрослыми и сверстниками

Материалы: картинки, изображающие поступки детей по отношению к взрослому и сверстнику в разных ситуациях.

Ход обследования.

Педагог предлагает рассмотреть картинку и ответить на вопрос«Как ты думаешь, что происходит на картинке?». Далее ребенок выбирает картинку в соответствии с изображенной ситуацией«Покажи картинку, где мальчик поступает хорошо»«Покажи картинку, где девочка поступает хорошо».

Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за поведением ребенка проводится в процессе непосредственно образовательной и свободной деятельности детей.

Цель: оценка способности ребенка управлять своим поведением при выполнении творческой работы и образовательной деятельности: поддерживать порядок на рабочем месте во время занятий разными видами деятельности, аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место; ориентации на правильное поведение во время образовательной деятельности (давать полный ответ, задавать вопросы и т. п.)

Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

Ход обследования

Во время наблюдения педагог отслеживает проявление указанных характеристик в различных видах деятельности ребенка (игровой, двигательной, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, трудовой)

3.3.1.1. Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

- Ребенок адекватно воспринимает и самостоятельно удерживает в память инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, выбору способа ее выполнения

Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

- Ребенок различает оттенки эмоционального состояния другого человека, правильно называет их

Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка

- Ребенок ориентирован на положительный результат общения в совместной деятельности, способен оказать работу, предложить партнеру посильную помощь, проявляет готовность продолжать общение и взаимодействие.

Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка

- Ребенок формулирует и представляет свои мысли и мнение в социально-приемлемой форме (используя рекомендательные формулировки вместо приказов, не использует в речи оскорбления и директивный тон и т. д., изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания, использует речевые формы одобрительного и поддерживающего характера

Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка

- Ребенок в деятельности признает равенство участников, старается найти общее решение задачи творческой деятельности

Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка

 Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка.

Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка.

Вид: индивидуальная беседа.

Условия проведения диагностики. Беседа с ребенком проводится в свободное от непосредственно образовательной деятельности время

- Ребенок знает правило, понимает его, может объяснить, ориентирован на его соблюдение, испытывает радость от соблюдения социальной нормы поведения

 Вид: индивидуальная беседа.

Ход обследования

Вопросы.

1. Как нужно спускаться по лестнице? Если один ребенок толкает другого на лестнице, что может случиться?

2. Как нужно вести себя в раздевалке? Можно ли там прыгать, бегать и играть?

3. Какие правила приема пищи ты знаешь? Можно ли разговаривать вовремя еды?

4. Что можно и нельзя делать, когда пользуешься во время еды ножом и вилкой?

5. Как правильно пользоваться спортивным уголком? Что можно и нельзя делать?

6. Как правильно открывать кран с водой? Покажи, как ты это будешь делать

7. Знаешь ли ты, почему в группе нельзя играть в подвижные игры рядом с аквариумом, цветами и полками?

8. Как ты будешь себя вести при встрече с собакой или кошкой на улице? Если кто-то из них тебя укусит или поцарапает, что ты будешь делать?

9. Что ты будешь делать, если на улице к тебе подойдет незнакомый человек и позовет тебя с собой?

10. Что нужно делать в случае пожара в доме; лесу?

11. Для чего придуманы правила поведения на дороге? Какие из них ты знаешь?

12. Можно ли играть на улице? Объясни.

13. Умеешь ли ты ездить на велосипеде? Как правильно на нем ездить?

14. Знаешь ли ты правила поведения на воде, у воды? Умеешь ли ты плавать?

15. Известны ли тебе правила сбора грибов и ягод? Расскажи, как нужно вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...