Экспериментальная деятельность "Мир камня"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Куфтырева Ольга Валерьевна

Конспект экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kamni.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   по экспериментальной деятельности с детьми старшей ( разновозрастной)группы

на тему "Мир камня".

2018 год

Воспитатель :Куфтырева О.В.

 Цель: 

Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Расширять  познавательные способности детей посредством экспериментальной деятельности.

 Развивать  речевую активность детей .

Воспитывать любовь к родному краю.

Обратить на особености камней.Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер, поверхность,температура, вес, плавучесть.

Развивать мышечную память . глазомер, логическкое мышление.Способствовать развитию этического вкуса. Побудить детей выражать  словами тактильные ощущения. Закреплять знания работы с увеличительными приборами.Способствовать развитию слухового восприятия.

Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность.

Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Демонстрационный и раздаточный материал.

  1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
  2. Сундучок  ощущений.
  3. Набор схем – рисун
  4. Набор камней на каждого ребенка.
  5. Лупы.
  6. Стакан с водой, ложка.
  7. Большие подносы.
  8. Салфетки маленькие.
  9. Салфетки большие.
  10. Коробка с ячейками.

Предварительная работа.      

Беседа с детьми о горах.Рассматривание картин с изображением Уральских гор, знакомство  с названиями гор Уральского региона.(Уренга,Зигальга).

Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”,»Серебрянное коптце».

Словарная работа. Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия

Дети   заходят в зал и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень   . Дети по очереди подходятящику. Просовывают руки   двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод, что же лежит внутри?

Делают вывод: что это-Камень.

Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

(Воспитатель   напоминает предназначение каждого предмета)

Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные


Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель   спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?  

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

 

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.


Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель спрашивает: «Что интересного вы увидели ребята?»  (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.

  Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

      

Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Опыт № 6: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель  спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

 (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок,  воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку  камней.

 Использованная литература:

  1. Н.А.Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
  2. Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
  3. Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
  4. А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Удивительные камни"Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»

В процессе интегрированной экспериментальной деятельности расширятся представления детей о свойствах камней, их использовании человеком ....

Открытое занятие по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи:Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большо...

Конспект по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Конспект по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"

Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами через опытническую деятельность...

Конспект по экспериментальной деятельности "Камни"

Поддерживать интерес к опытнической работе у детей старшего дошкольного возраста, развивать тактильные ощущения, умение делать выводы,  отстаивать свою точку зрения поможет приведённый ниже консп...