Конспект по экспериментальной деятельности "Камни"
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) по теме

Богданова Екатерина Владимировна

Поддерживать интерес к опытнической работе у детей старшего дошкольного возраста, развивать тактильные ощущения, умение делать выводы,  отстаивать свою точку зрения поможет приведённый ниже конспект по опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_teme_kamni.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «КАМНИ» (опытно-исследовательская деятельность)

ЦЕЛЬ:  Поддерживать интерес к опытнической работе. Развивать тактильные ощущения, умение делать выводы,  отстаивать свою точку зрения.

Задачи: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).  Дать представление о том, что камни бывают:  речными, образующимися из осадочных пород,  что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор).

Материалы и оборудование: коллекция  камней. Салфетка  на каждого ребенка,  лупа, камень, ёмкость с водой, ложка, тарелка, лимон,   кусочек поролона; пластилин, камень или порода, вата; «Ящик ощущений»: камень, крупа, перо, макароны, карандаш, вата.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня я приглашаю вас вместе со мной посетить волшебную страну, где все вы станете юными учёными. Вы знаете, кто такие – учёные? (ответы детей). В нашей стране «Хочу всё знать!» мы будем ставить эксперименты, исследовать различные явления и рассматривать материалы, и, как учёные, делать выводы: почему так происходит? Что откуда появилось? Чтобы настроиться на наше исследование я попрошу вас всех встать в круг и немного  поиграть.

ИГРА «Разведчики» Цель: настроить детей на рабочий лад, развить социально-коммуникативные навыки.

Воспитатель: ребята, в этой игре очень важно соблюдать тишину, разговаривать нельзя. Помним о том, что мы разведчики, всё надо делать молча и незаметно для других. Я попрошу вас передать секретное сообщение тому, кто вам больше всего нравится, тому, с кем бы вы сегодня хотели поиграть. Это сообщение надо передать только глазами. Для этого нужно встретиться глазами с этим человеком, улыбнуться ему и незаметно для других – подмигнуть! Второй разведчик, кто получил секретное сообщение, должен  улыбнуться и подмигнуть своему товарищу в ответ. (дети играют)

Воспитатель: теперь, когда разведчики  выбрали  себе пару глазами, встаньте, пожалуйста, по парам.

Игра «Части тела» Цель: развитие коммуникативных навыков. Необходимо повторять действия: поздороваться частями тела, которые назовёт педагог (ладонь-ладонь, голова-голова, спина-спина, локоть-локоть, пятка-пятка, ухо-ухо).

Воспитатель: молодцы, ребята, вот мы и настроились на работу. Сегодня мы – учёные, которые узнают что-то для себя новое, сделают открытия. Прежде, чем я объясню вам следующее задание, хочу познакомить вас всех с правилами, которые надо соблюдать в нашей стране исследования.

ПРАВИЛА:

  1. Без разрешения воспитателя руками ничего не трогать.
  2. Ничего не брать в рот.
  3. Во время эксперимента можно разговаривать, советоваться в полголоса только в своей рабочей группе учёных.
  4. После занятия убирать рабочее место.

Воспитатель: я надеюсь, что вы запомнили правила и будете их соблюдать. Сейчас я попрошу вас каждого разделиться на группы по времени года. Кто родился летом – прошу встать в одну команду. Кто родился осенью – в другую.  Кто родился зимой – в третью. Кто весной – в четвёртую. (дети делятся на группы)

Воспитатель: дорогие наши учёные, запомните, кто в какой группе будет работать. Каждая группа садится за свой стол. Сегодня мы будем говорить о горных породах и камнях. Оказывается, их очень много и они все разные. Давайте с вами вспомним, где нам встречаются камни?(ответы детей)

Воспитатель: Уважаемые учёные, я предлагаю рассмотреть коллекцию камней и посоветоваться каждой группе: какие свойства камня можно назвать? Какой камень? (дети советуются и называют признаки: твёрдый, серый, блестящий, гладкий, тяжёлый, красивый, прочный, шершавый и т.д.).

Воспитатель: молодцы, на столе каждой группе я приготовила оборудование для опыта. Вспоминаем правила работы ещё раз. Приступаем к работе.

ОПЫТ №1. «Тонет- не тонет». Цель: обобщить знания детей о предметах, их свойствах. Материалы и оборудование: салфетка бумажная на каждого ребёнка, на каждый стол – лупа, ёмкость с водой, долька лимона, кусок поролона, камень или порода, ложка, тарелка.

Воспитатель: ребята, какая группа учёных у нас готова рассказать о том, что они делали, как проводили опыт? Что получилось? (дети рассказывают об опыте, делают вывод)

ОПЫТ№2. «Мягкий - твёрдый» Цель: систематизировать знания детей о предметах, развивать навык обобщать и делать выводы. Материалы и оборудование: на тарелке – камень или порода, пластилин, вата.

Воспитатель: ребята, какая группа учёных у нас готова рассказать о том, что они делали, как проводили опыт. Что получилось? (дети рассказывают об опыте, делают вывод)

Воспитатель: Хорошо поработали, учёные. Давайте теперь сделаем общий вывод: какой камень? Какими свойствами он обладает? (высказывания детей)

ИГРА «Ящик ощущений». Цель: развивать тактильные ощущения, умение группировать предметы, активизировать речь.

Ребята, сейчас я попрошу вас сесть на ковёр в круг. Давайте поиграем ещё в одну игру?

ИГРА «Расскажи историю, если б ты был камнем…» Цель: активизировать словарь детей, развивать творческие способности, желание сочинять совместный рассказ.

РЕФЛЕКСИЯ. Воспитатель: молодцы, ребята, вы все сегодня хорошо поработали, давайте с вами закроем глазки и послушаем музыку. А теперь поднимите руки, пожалуйста, вверх те, у кого хорошее настроение? У кого плохое настроение, поднимите руки? Поднимите вверх руки те, кому понравилось наше путешествие в страну «Хочу всё знать!»? Спасибо вам, юные исследователи! На этом наше занятие закончено, вам в группу я даю книгу, где можно ещё раз посмотреть, какие горные породы бывают, как они образуются. До свидания!

Литература

  1. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подг. группа)– М., 2006 г.
  2. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект детской экспериментальной деятельности по теме "Вода"

Данный конспект детской эксериментальной деятельности предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Разработан по блоку "Вода" , по теме  "Вишневый компот". Коспект опубликован в методиче...

Конспект исследовательски – экспериментальной деятельности «Вода. Свойства воды»

Конспект  исследовательски – экспериментальной  деятельности «Вода. Свойства воды» Составила: Воспитатель средней группы Мухаметова Н.Н.Дети средней группы (4-5лет) Цель...

Конспект по экспериментальной детской деятельности в старшей группе "Чудесные превращения листа бумаги"

Конспект по работе с бумагой.Цель:закрепить у детей навыки работы с бумагой способом оригами....

Конспект по экспериментально - познавательной деятельности. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Конспект по эксперементально - позновательной деятельности. Тема : " Знакомство со свойствами воды".Цели.  Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, может менять свой цвет. Привить и...

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»

В процессе интегрированной экспериментальной деятельности расширятся представления детей о свойствах камней, их использовании человеком ....