Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Песочная страна»
план-конспект занятия (средняя группа)

Конспект интегрированного занятия (экспериментирование+нетрадиционная техника рисования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_strana.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №185 «Юбилейный»

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы

«Песочная страна»

Подготовили воспитатели

средней группы:

Щербинина П.Ю.

г. Барнаул - 2019

Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.

Задачи:

  • Ознакомление детей со свойствами песка: сыпучесть, водопроницаемость, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
  • Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.
  • Расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
  • Формировать у детей представление о том, что песок – неживая природа;
  • Учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
  • Активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;
  • Развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
  • Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности;
  • Воспитывать любознательность;
  • Воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
  • Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Материалы и оборудование:

  • Для воспитателя: фартук, иллюстрации к сказке.
  • Для детей: чистый песок, фартуки по количеству детей, коктейльные трубочки, салфетки, досточки, кисти, ложки, стаканы с водой, терочки, цветной мел, лупы, формочки.

Предварительная работа. Игры и опыты с песком. Сравнивание песка и глины. Беседы по темам «Песок – неживая природа», «Меры осторожности во время игр с песком».

Словарная работа: песчинки, сыпучий, лупа, опыты.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я хочу с вами поделиться интересной историей, которая мне очень понравилась

«Волшебник Кукумба в песочной стране»

В далекой-далекой стране, среди гор и холмов родился мальчик. Он был очень любознательный. Но родители никак не могли придумать ему имя. Так и рос мальчик без имени.

Однажды, гуляя в долине цветов, мальчик нашел палочку. Она ему очень понравилась. Он стал с ней играть. Играя, мальчик произнес волшебные слова: ку-кум-ба, и взмахнул палочкой. В этот же миг, ползущая по цветку гусеница превратилась в бабочку. Это так понравилось мальчику, что он стал целыми днями твердить волшебные слова: ку-кум-ба, ку-кум-ба, играя со своей палочкой. Смотрели родители на игру своего малыша, смотрели и решили назвать его Кукумба. Так у мальчика появилось имя.

Прошло ни много ни мало времени, Кукумба вырос и стал добрым волшебником. Однажды он отправился путешествовать. Бродя по свету, Кукумба узнавал много нового и интересного. Путешествуя волшебник очутился в необычном месте. Здесь ничего не было кроме песка. «Что это?» – подумал Кукумба, глядя на песок. Он взял горсть песка и стал рассматривать его в лупу.

«Это же песок!» - воскликнул добрый волшебник. Он вспомнил как в детстве, в одной книге, читал про песок и с интересом рассматривал иллюстрации.

Смотрел Кукумба на песок и думал: «Интересно, а из чего же он получается?». И волшебник решил исследовать песок и построить в этом месте песочную страну.

Только как он ни старался все его постройки рассыпались. Тогда Кукумба взмахнул своей палочкой, произнес волшебные слова: «Ку-кум-ба», и на песок полил веселый теплый дождик. Песок намок и добрый волшебник построил дворцы, замки, деревья, животных. А чтобы они не рассыпались он вызывал дождик и смачивал свои постройки.

Так в пустыне появилась песочная страна. Жили в этой стране песочные человечки. Но как ни старался Кукумба, а солнце грело так сильно, что ему с каждым разом становилось все сложнее и сложнее поддерживать песок в мокром стоянии.

Но Кукумба не привык сдаваться. Он построил большую исследовательскую лабораторию, закрылся в ней и стал изучать песок. Каждый день он проводил множество опытов, совершая новые открытия. Но что происходило в секретной лаборатории доброго волшебника никто не знает…

Воспитатель: Ребята, скажите, как звали волшебника песочной страны? Почему? Какой был самый любимый материал, который изучал волшебник? А давайте, мы попробуем разгадать что происходило в этой секретной лаборатории, а для этого нам нужно провести несколько экспериментов с песком, только в нашей лаборатории.

Воспитатель: Прежде чем отправиться в лабораторию давайте повторим правила как нужно себя вести при проведении экспериментов.

Правила безопасности:

  • Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.
  • Не кидай песок, не пересыпай его высоко, можешь попасть в глаза себе и товарищам.
  • Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.
  • Ничего не бери в рот.
  • Набирай песок мерной ложечкой, перемешивай палочкой.
  • Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить, не пораниться.
  • Содержи свое рабочее место в чистоте.
  • По завершению обязательно вымой руки с мылом, вытри на сухо полотенцем.
  • В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к воспитателю.

Воспитатель: Чтобы не испачкаться мы одеваем фартуки. Мы сегодня будем с вами проводить опыты с песком, проходите на свои места.

С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот, ни в глаза.

1 ОПЫТ. У вас на столах в тарелках находится песок. Возьмите щепоточку песка и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком». Что вы почувствовали? Какой песок?

Дети отвечают - (Сухой, сыпучий, рыхлый и т. д.)

2 ОПЫТ. Насыпьте на бумагу немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите его.

• Из чего состоит песок? - (песчинки, маленькие камешки).

• Как выглядят песчинки? Какие они? - (разные, разной формы, размера, отличаются друг от друга по цвету).

3 ОПЫТ. Возьмите трубочки и осторожно дуньте на них. Что происходит? - (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу).

4 ОПЫТ. Попробуйте что-нибудь слепить из него. Что происходит? (песок рассыпается)

ВЫВОД: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу. Из него нельзя ничего слепить.

5 ОПЫТ. Добавьте в чашечку с песком воду из стакана. Что происходит? (вода исчезла) Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.) Каким стал песок? (мокрый, влажный). Попробуйте мокрый песок посыпать. Что происходит? (он не сыпется)

ВЫВОД: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.

6. ОПЫТ. Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него что-нибудь, например, шар или пирожок. Почему вы смогли слепить? (потому что он мокрый, влажный и т. д.). Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей).

ВЫВОД: Правильно он не сыпется, и из него можно лепить, потому что когда он намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается со своей «соседкой». Из какого песка нужно строить песочный дом? (из мокрого).

Воспитатель: Я думаю, что и Добрый Волшебник делал такие же эксперименты. А сейчас мы с вами протрем руки влажными салфетками и немного отдохнем.

Физкультминутка:

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

Дети выполняют физкультминутку, затем возвращаются на свои места

Воспитатель: Дети, давайте ещё раз посмотрим на изображение песочного города Кукумбы. Скажите какой это город? (серый, грустный, желтый, одноцветный) А какой у нас город? (яркий, красочный, разноцветный) А давайте, мы с вами попробуем помочь Доброму Волшебнику! А как мы это сделаем? (раскрасим песок) А с помощью чего это можно сделать? (красок) А как мы это сделаем? (возьмем кисточки и попробуем раскрасить). Получается? (нет, песок прилип к кисточке) А как еще можно покрасить песок? Скажите, а чем любят рисовать ребята летом на асфальте? (мелом) Давайте попробуем раскрасить песок мелом, получается? (нет) Ребята, мел так же как и песок состоит из спрессованных песчинок, давайте подумаем как можно соединить частички песка и частички мела (нужно мел растолочь) А я знаю более быстрый способ! Давайте возьмем наши маленькие терочки и натрем мел. А теперь с помощью ложечки давайте соединим наш мел и песок. Смотрите песок изменил цвет. У нас получилось раскрасить песок. Я думаю Добрый волшебник Кукумба обязательно узнает про наш эксперимент и тоже раскрасит свой город.

Рефлексия: Ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке. Что мы узнали:

Песок состоит из песчинок;

Сухой песок сыпучий;

Мокрый песок тяжелее сухого;

Песок пропускает воду.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.

- Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

-песок используется в гололёд, для посыпания дорожек чтобы не было скользко.

В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.

-Песок используется для детских игр;

Воспитатель: А наш цветной песок можно где-нибудь использовать? (рисовать картины, играть в помещении и на улице) Дети, я хочу вам раскрыть секрет: завтра мы будем художниками и будем раскрашивать картину песком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы "Путешествие в страну игрушек"

В игровой форме дети путешествуют в страну игрушек.Так знакомятся с игрушками из разных материалов,а так же учатся расписывать лошадок дымковским узором....

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Песочная страна-страна чудес»

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы...

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Я, ты, он, она – вместе целая страна».

ОО «Познавательное развитие»:- расширять представления  детей о национальных праздниках;- знать исторические    моменты в жизни России, родного края;ОО «Социально...

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы. «Путешествие в страну здоровья»

Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.Закреплять знание детей о предметах личной гигиены, умение заботится о своем здоровье.Развивать потребность сохранять свое...