Мастер - класс "Волшебные загадки"
материал

Мастер - класс "Волшебные загадки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

       Тема моего мастер-класса «Волшебные загадки» - как средство наглядного моделирования, позволяющее дошкольнику самостоятельно смоделировать загадку и запомнить ее текст. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать методический прием, который я использую в работе с детьми по развитию связной речи.

        На сегодняшний день хорошо развитая связная речь у дошкольников встречается редко. Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно и последовательно излагать свои мысли.

        Для этого в своей работе я использую метод наглядного моделирования.  Наглядность помогает детям называть предметы, их характерные признаки, действия, производимые с ними. Наглядные модели служат дидактическим материалом в работе с детьми по развитию связной речи.

          В своей работе я использую следующие методы и приемы наглядного моделирования:

- предметную модель.

- предметно-схематическую модель.

- сюжетные картинки для пересказа сказок.

- геометрические фигуры-заместители для проигрывания сказок с детьми

- мнемотехнику-  схемы для заучивания потешек, пословиц, стихов.

Обучая ребят приемам запоминания, я познакомила детей с разработанной знаковой символикой и внесла знаковую символику в речевую деятельность детей. При таком запоминании  включаются в работу не только слуховые анализаторы, но и зрительные.

Как только дети поняли, что изображения и картинки помогают им легко запоминать текст, я предложила ребятам самим нарисовать короткий текст. Чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным,  я использовала в своей работе бумажные колечки для рисунков детей. На каждое слово или словосочетание мы с детьми придумывали изображение - схему. Таким методом мы заучивали пословицы, поговорки, составляли и отгадывали загадки.

Именно на этом методе я и хотела сделать акцент в своем мастер-классе. Василий Александрович Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”.  Использование бумажных колечек развивает не только мыслительные процессы дошкольника, но и развивает мелкую моторику ребенка. Ребенок сам рисует рисунки на кружочка, сам вырезает и склеивает колечко.   Сначала я сделала шаблоны колечек, распечатала кружочки для рисунков и предложила подгруппе детей нарисовать загадку. Рисовали мы самые простые загадки об овощах и фруктах.

Дети носили эти колечки домой, рисовали дома, затем приносили обратно в сад и загадывали друг другу загадки.

Все вместе мы отбирали самые лучшие загадки и складывали их в отдельную коробочку. Таким же способом мы рисовали потешки, пословицы, уже знакомые сказки, такие как колобок, теремок, три медведя.В нашей группе появилась традиция: после выходных я спрашивала детей, чем они занимались дома, куда ходили. А ребята составляли предложение о своих выходных и рисовали его на колечках. Бумажные колечки в группе лежат в свободном доступе.

Сейчас дети сами придумывают свои загадки, а мы их разгадываем.  

 Использование этих колечек помогает не только развивать связную речь, но и :

  • у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи.
  • расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
  • активизируется словарный запас;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Практика показала, что большинство детей заучивают текст в тот момент, когда рисуют картинки на колечках.   При использовании данного методического приема, дети получают огромное удовольствие, развивается фантазия, дети легко и быстро запоминают стихотворения, что обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формируется культура речи.

.Работа с фокус группой

Организационный момент

На каждого педагога я сделала заготовки для колечек. Они нам помогут в составлении загадок об овощах и фруктах. Я вам сейчас расскажу про знаковую символику, которую я ввела в группе и использовала при работе с детьми. Вам необходимо будет составить загадку из символов и зарисовать ее на кружочках. А затем эти рисунки наклеить на кружочки.

1 колечко: Где растет (над землей или под землей)

2 колечко: форма предмета

3 колечко: цвет предмета

4 колечко: размер

5 колечко: растет на кусту или на дереве.

Работа с залом и жюри

Пока наши коллеги составляют загадки, я расскажу вам о речевых кубах, которые я использую для пересказа сказок.  На гранях  кубов  схематично изображены  сказки. Складывая кубы, дети учатся пересказывать сказки, восстанавливать последовательность происходящих в них событий, правильно излагать свои мысли и строить предложения. Эти кубы предусматривают возможность обучать детей творческому рассказыванию. На подготовительном этапе мы читаем сказку, беседуем с детьми о прочитанном. На следующем этапе ребенок составляет из кубов последовательность действий в сказке и пересказывает ее. Когда, последовательность действий в сказке установлена, и не составляет большого труда пересказать уже знакомую сказку, я усложняю задание и добавляю еще одного нового  героя в сказку. Это моделирование с заменой или добавлением персонажей, а так же с возможным изменением конца сказки. То есть, меняя положение куба, мы можем заменить картинку с героем сказки и рассказать её по -  новому.  Сейчас я составлю из кубов сказку и предлагаю вам отгадать ее название.

Возврат кфокус группе

Отгадывание составленных загадок

Рефлексия.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Загадка как средство развития речи дошкольников"

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Презентация к мастер-классу "Загадка как средство развития речи дошкольников"

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Мастер-класс "Загадки орнамента народа Коми"

Представление педагогам элементов используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возрастаОрганизация педагогического поиска через реализацию инновационных программПовышение т...

Презентация к мастер-классу"Загадки орнамента народа Коми"

Цель для детейУглубить представление детей о знаках-символах в народном коми орнаменте.Развивать навык составления узоров из различных элементов.Способствовать развитию воображения.Воспитывать ак...

Презентация и конспект занятия мастер класса "Загадка как развитие речи детей старшего возраста"

"ЗАГАДКАКАК СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Мастер – класс «Загадка как средство развития речи дошкольников»

данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

Мастер класс" Загадка как средство развития речи дошкольников"

Мастер класс" Загадка как средство развития речи дошкольников"...