«Волшебная соль»
методическая разработка (старшая группа)

Михайлова Светлана Васильевна

Конспект интегрированного занятия по познавательно-

исследовательской деятельности с элементами

экспериментирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №91 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Красногвардейского района

Санкт - Петербурга

Конспект интегрированного занятия по познавательно-

исследовательской деятельности с элементами

экспериментирования

«Волшебная соль»

с использованием современных образовательных технологий.

(игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества).

Воспитатель:

Михайлова С.В.

Санкт – Петербург

2019

Возраст воспитанников: старшая группа

Форма проведения: игровая и исследовательская деятельность.

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, потребность в

получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при

проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры

безопасности

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно –

следственные зависимости, умение делать выводы.

Образовательные задачи: способствовать накоплению у детей конкретных

представлений о свойствах, формах и видах соли и научить

использовать соль, как средство для творчества.

Предварительная работа:

 Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и еѐ свойствах?»

 Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

 Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

 Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы,

поговорки о соли, русская народная сказка «Соль»; румынская

народная сказка: “Соль в кушанье»

 Наблюдение «Как мама использует соль?».

Материалы и оборудование:

 Увеличительные стекла, трубочки по количеству детей.

 Соль ( крупного и мелкого помола).

 Стаканы с водой и чайные ложечки (по количеству детей).

 Картинки по теме «Где и как добывают соль»

 Бакал, губка, тазик, 2 яйца для экспериментирования.

 Разноцветная соль, баночки для декорирования.

 Чудесный мешочек

 Краска, соль для рисования, салфетки, простые карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель: -К нам на занятие пришли гости.

- Давайте с ними поздороваемся

- Ребята у меня сегодня хорошее настроение

- Я хочу с вами им поделиться

Приветствие:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдѐм направо,

А теперь пойдѐм налево,

В центре круга соберѐмся,

И на место все вернѐмся

И друг другу улыбнемся

- Вот я и поделилась с вами своим хорошим настроением.

- А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие

1. Разминка:Игра «Наоборот»

Высокий – низкий, толстый – тонкий, широкий – узкий, длинный – короткий,

белый – черный, зима – лето, грязный – чистый, веселый – грустный,

голодный – сытый, старый – молодой, кислый – сладкий, горячий –

холодный , выходить – заходить, убегать – прибегать, давать – брать.

- Поудобнее садитесь,не вертитесь, не крутитесь.(Дети садятся на стульчики)

- Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в

моем чудесном мешочке.

Загадка:

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище - каждому нужна.(соль)

2. Беседа о соли:

Воспитатель высыпает из мешочка соль в тарелочку и задает вопросы:

- Для чего нужна соль?(Соль необходима для жизни и здоровья

человека;недостаток соли может привести к заболеваниям сердца,

нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани;

минеральное вещество – ЙОД))

- Где люди используют соль? (для приготовления пищи; для

консервирования овощей; в медицине - ингаляции, промывание носа, солевые

компрессы при ушибах, полоскание горла; солью посыпают дорожки; в

составе косметического средства, в быту -она может помочь вам при

стирке)

- Для кого ещѐ соль нужна в природе? (соль нужна для животных)

- Где и как добывают соль? (из морской воды, а помогают им могущие

насосы; соль добывают в соляных шахтах; еще способ добычи соли —

выпаривать морскую воду до тех пор, пока на еѐ поверхности не образуются

кристаллы, которые можно собрать в корзины.)

- А сейчас я предлагаю немного отдохнуть

Физкультминутка.

Я прошу в круг всех встать,

И команды выполнять.

Все дышите! Не дышите!

Всѐ в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к заданию готов!

- Ребята, сегодня мы продолжим своѐ знакомство с солью и узнаем о ней

еще много интересного.Я предлагаю вам на время стать исследователями,

мы будем экспериментировать, делать опыты, узнавать новое.

- А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию, а встречает нас там

научный сотрудник

Н С -Надевайте фартуки и проходите за столы .

- Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования,

которое необходимо для экспериментов.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила

проведения опытов.

1. Соблюдайте тишину в лаборатории!

2. Не толкайте соседа во время работы!

3. Сначала посмотри, а потом повтори!

4. Выполнил, на место положи!

5. Будь осторожен!

- Важно помнить!

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

не трогать руками глаза;

если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы еѐ рассмотрим

-Что вы можете сказать о еѐ внешнем виде? (белая, крупная, мелкая; с виду

соль похожа на порошок)

- Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей).

- Подуйте тихонько на соль через трубочку.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Воспитатель: Какой вывод делаем?

Вывод: соль белая,крупная ,мелкая; рассыпается,она сыпучая;состоит из

маленьких кристаллов.

- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».

- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт № 2 «Соль растворяется в воде»

- Имеет ли соль запах?

- Какая соль на вкус?

- У вас на столах стоят стаканы с водой и два вида соли.

Давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –

мелкую соль и размешаем.

Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль не имеет запаха,растворяется в воде; мелкая соль растворяется

быстрее, чем крупная.

- Молодцы.

- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.

Игра: «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша,

грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

Опыт № 3: «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже

солѐная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солѐной воде легче

плавать?. Хотите это проверить? (Да).

- В стаканчиках вода, в одном-солѐная, а в другом-пресная.

- Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом?

(оно тонет)

А теперь кладу в солѐную воду. Теперь, что происходит с яйцом?

(оно всплывает)

-Какой вывод можно сделать? (в солѐной воде яйцо (предметы) не тонут).

А значит, в море будет легче плавать, чем в бассейне или реке.

Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня бокал,на котором налет от чая Я насыпаю на губку

немного соли и чищу бокал, ополаскиваю, он стал чистым, даже блестит на

свету.(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Вывод:Соль выступает как чистящее средство

- Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью

- Но это еще не всѐ, оказывается солью можно еще и рисовать

- И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с

помощью волшебной соли выполнить рисунок, который будет называться

« НАША ПЛАНЕТА»

- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовим наши пальчики к

работе

Пальчиковая игра:

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнѐм-мнѐм, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмѐм-жмѐм. (сгибание и разгибание кистей рук)

Объяснение:

Воспитатель:

1. У вас на столах лежат листочки. В середине нарисуйте большой круг

простым карандашом.

2. На рисунок нанесите кисточкой клей.

3. Посыпьте тонким слоем солью рисунок с нанесенным на него

клеем(Протрите руки салфеткой)

4. Раскрасьте соль,прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой

краски

(Вспомните,ребята, когда мы рассматривали глобус, каким цветом на нѐм

обозначены вода, земля, лес?.Представьте, что у вас на листочках наша

планета, какой еѐ видят космонавты.Подумайте, что вы будете раскрашивать

сначала, а что потом?)

- Что делает краска с солью? (окрашивает)

- Не забывайте хорошо промывать кисточки и сушить их о салфетку, осанка

5. Дождитесь полного высыхания

(Самостоятельная работа детей под музыку)

Пока, рисунок подсыхает:

Релаксация: «Солнечный зайчик»

- Стряхните лишнюю соль. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю

соль на газету,положили рисунки на коврик СТОЛ?

- Посмотрите и скажите, каким стал ваш рисунок?

(рисунок стал красивым, волшебным, необычным, разноцветным,

сказочным.)

- Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?

( рисование солью).

Предложить детям встать в круг

- Что вы нового узнали о соли? (состоит из кристаллов, растворяется в воде,

не имеет запаха, рассыпается, в соленой воде предметы не тонут, (соль имеет

свойства держать предмет), соль можно использовать как чистящее средство,

солью можно рисовать.

- Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что

соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный

материал для опытов и творчества. Мы вручаем вам медали за ваше

активность на занятии и принимаем вас в ряды исследователей (вручение

медалей).

(На полу расстилается коврик, на него ставится разнос с тарелочками, в

которые насыпана цветная соль)

- Ребята, я предлагаю вам сесть на пол вокруг этого красивого коврика.

- Спасибо ребята. Нам было приятно с вами работать. Вы сегодня радовали

нас своими ответами, активностью, прекрасными рисунками, которые вы

нарисовали. И мы хотим вам подарить разноцветную радугу.У нас есть

емкость, сейчас каждый по очереди высыпитев эту емкость горсть

разноцветной соли, которую мы приготовили заранее.

-Пусть эта разноцветная радуга всегда находится в нашей группе и дарит вам

хорошее настроение.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа

Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...

Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"

Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....

Волшебная соль

В занятии экспериментальная деятельность сочетается с оздоровительной и творческой. Много двигательной активности. Сказка немного сокращена от оригинала, но  возможно её можно ещё сократить или у...