Развитие коммуникативных способностей и умений дошкольников в игре.
статья

Галимова Гузель Ниязовна

Статья в газету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Галимова Гузель Ниязовна

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ № 9

Развитие коммуникативных способностей и умений дошкольников в игре.

 (из опыта работы )

Коммуникативная культура - это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие детей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения.

В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, предупредительность.

В сюжетно – ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам (военный, полицейский, фея, принцесса и т. д.) . В игре происходит воспитание ребёнка, как будущего мужчины или женщины. Девочки предпочитают игры на семейно – бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движения.

Мальчики любят очень покричать, побегать во время игр, им нужно как можно больше пространства, нужно куда-то применить свою силу. В этом случае я их не ругаю, а пытаюсь направлять, используя игровую ситуацию в нужное русло.

Существует еще одна закономерность в играх мальчиков – они играют недолго, например, в отличие от девочек этого же возраста. Возникающие в игре конфликты решаются ими посредством силы, поэтому их ролевое взаимодействие быстро прекращается. Через сюжетно - ролевую игру я могу учить ребенка конструктивно разрешать подобные ситуации, воспитывать культуру общение. Я понимаю, что для будущего мужчины это крайне важно - научиться созидательному поведению в отношениях с окружающим миром.

Перед сюжетно–ролевой игрой я с детьми проигрываю ситуации, позволяющие ребятам договориться при выборе роли. Например: Андрей и Данил выбрали игру «Такси». Андрей хочет быть водителем, а Данил пассажиром. Но варианты игры предлагают разные. Спор мальчиков перерастает в конфликт. Ребята не могут договориться в какой вариант игры играть, каждый настаивает на своем. Тут подключаюсь я.

- Что же делать? У вас разные варианты игры?. Андрей хочет так, а Данил хочет по-другому. Давайте подумаем, как же можно поступить, чтобы никого не обидеть.

Мальчики предлагают свои варианты. Далее я вместе с Андреем и Данилом приходим к общим вариантам решения проблемы:

1. Можно сначала поиграть в один вариант игры, а потом – в другой.

2. Можно выбрать, в какой вариант игры играть с помощью жребия.

3. Можно объединить два варианта игры.

4. Можно что-то взять из одного варианта игры, а что-то из другого.

Выбираем с мальчиками любой вариант решения ситуации и его проигрывают.

Будущие мужчины, любят игры, требующие силы, мужественности, воли и характер, они связаны с типично мужскими профессиями и проявлениями. Мальчики больше увлекаются ролью, пытаясь продумать все нюансы: если водитель, то какого транспортного средства, кого или что везет, куда едет. Само ролевое взаимодействие носит хаотичный, спонтанный характер.

Мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, преодолевать трудности. Я делаю акцент на то, что в ходе военных и героических игр, их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Любимые игры мальчиков это «Военные», «Моряки», «Пожарные», «Строители» и др.

Не стоит забывать, что мальчики более возбудимы, нетерпеливы, раздражительны, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе, агрессивны, чаще воспринимают негативную информации, они кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, и в тоже время быстро снимают эмоциональное напряжение и переключаются на продуктивную деятельность. Мальчики в нашей группе охотно конструируют из крупного строительного материала. Например, Тимур с Каримом из большого конструктора построили автопарк и позвали поиграть других ребят в машинки. Они рассказали, где можно парковать машины, и как лучше это делать. Мальчики увлеклись совместной игрой, и я предложила им сконструировать разные модели машин из конструктора. Мальчики рады были, что им поручена «тяжелая» работа» и с удовольствием её выполнили.

Для девочек содержание игр связано с освоением социальных ролей: матери, жены, хозяйки и процессами, подтверждающими женское поведение в обществе. Их увлекает неоднократное выполнение типично женских функций: им нравится готовить обед, кормить дочку, делать прическу, совершать покупки.

Поэтому девочки играют долго, для них важно довести игру до конца. Девочки в игровом процессе более стереотипны, но, вместе с тем, и последовательнее. Творчество проявляется в придумывании ролевых действий для одной роли, которую исполняет девочка.

Любимые игры девочек «Салон красоты», «Супермаркет», «Дочки-матери» или «Семья», «Поликлиника» и другие.

Чтобы преодолеть разобщённость между мальчиками и девочками, я организую совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчик может быть не только воином, но и изобретателем, врачом, а девочка – не только принцессой, но и капитаном космического корабля, и учёным, и исследователем, и мамой.

В развитой ролевой игре с её сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируются творческое воображение. На развитие взаимоотношений детей в игре огромное влияние оказывает овладение ими структурными компонентами игры: ролью, правилами. Готовя ребенка к игре или играя с ним, я активизирую детскую фантазию, придумываю с ним игровые сюжеты и ролевые действия, обсуждаю правила взаимоотношений между героями, важно научить и мальчика и девочку усложнять игры, которые привлекают их: комбинировать сюжеты, вводить нетипичных персонажей, правильно разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, воспитанники, сыновья и дочери готовятся к нестереотипным моделям социального поведения в обществе, у них развиваются способности взаимодействия с другими людьми.

Развитие коммуникативных навыков для старших дошкольников чрезвычайно важны, их успешность и состоятельность оказывают сильное влияние на самооценку, успеваемость и развитие личности.

Личность является категорией половой принадлежности…. «никакие новые педагогические технологии не способны формировать личность ребёнка средствами «бесполой» педагогики…. »

Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования. Он решает важную проблему не только индивидуального развития, но и гендерной идентификации и самореализации личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников как фактор социальной адаптации.

Опыт работы ДОУ по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников как фактора социальной адаптации...

Программа по развитию коммуникативных способностей у младших дошкольников

Программа состоит из комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей детей....

Развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников посредством игровой деятельности.

Развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников посредством игровой деятельности....

ППО "Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

ППО "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством театрализованной деятельности" ориетирован для воспитателей дошкольных учреждений. Опыт раскрывает ключевые точки взаимодейс...

ППО "Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Тема опыта обусловленна актуальными вопросами дошкольного образования. В работе собранны методические материалы и практические разработки, позволяющие развивать коммуникативные способности дошкольнико...

Занятия по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений дошкольников

Занятия, досуги и проекты для развития коммуникативных навыков дошкольников...