Главные вкладки

    Деловая игра
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Кириченко Светлана Наильевна

    Деловая игра:

    «Мамы, папы, не стесняйтесь в школу с нами собирайтесь!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл delovaya_igra.docx22.94 КБ
    Файл chto_neobhodimo_znat_i_umet_rebyonku.docx13.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Деловая игра:

    «Мамы, папы, не стесняйтесь в школу с нами собирайтесь!

    Цель: Способствовать укреплению знаний родителей и улучшению взаимодействия педагогов и родителей, через активную форму общения.

    Задачи:

    1. Оценить психологическую готовность родителей в сопровождении будущих первоклассников.

    2. Познакомить родителей с возможными проблемными ситуациями, возникающими со школьниками и путями их решения.

    3. Укрепить благоприятный микроклимат в коллективе или группе родителей.

    4. Укрепить детско – родительские отношения через совместную деятельность

    Участники: педагог – психолог, родители, педагоги.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. 
    Тема: Психологическая готовность к школе. 

    Цель: сплочение родительского коллектива, настрой на работу. 
    Варианты использования психологических зарядок: 
    • «разогрев» родителей, активизация внимания, введение в тему собрания; 
    • первичная диагностика детско-родительских отношений; 
    • обобщение и закрепление знаний. 
    Инструкция: родителям предлагается выполнить определенные движения соответственно высказываниям, если они согласны.

    1.Все те, кто знает, что такое школьная зрелость – хлопните в ладоши. 

    2.Если вы считаете, что ваш ребенок уже готов к школьному обучению – топните ногой. 

    3.Покачайте головой все те, кто считает, что школа-это страшно и сложно. 

    4.Если поступление вашего ребенка в школу для вас событие важное и значимое, то подмигните глазом. 

    5.Если в вашей семье приняты единые требования в воспитании и обучении ребенка – дотроньтесь до кончика носа. 

    6.Улыбнитесь все те, у кого хорошее настроение

    РИСУНОК-МЕТАФОРА "РЮКЗАК"(затрагиваемая проблема - подготовка ребенка к школе). 
    Сопроводительный текст: 
    - Что изображено на рисунке? 
    - Рюкзак (родители). 
    - Зачем человеку может понадобиться рюкзак? 
    - Для того, чтобы пойти в поход (родители). 
    - Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход? 
    - Разное. Много всего. Все то, что может понадобиться в походе (родители). 
    - Согласитесь ли вы с тем, что от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия (похода), а в отдельных случаях - и наша жизнь в походе? 
    - Да (родители). 

    - Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все необходимое, и оно действительно пригодится в походе; другой отнесется к сборке рюкзака несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и его ноша будет только мешать в походе. 

    Рюкзак в нашем случае – это ребенок. А поход – предстоящее ребенку обучение в школе. Вы, я думаю, согласитесь с тем, что как мы подготовим ребенка к школе, насколько серьезно подойдем к этому процессу, будет зависеть его дальнейшая жизнь в школе – особенно в первый год обучения. 

    Если мы несерьезно отнесемся к процессу сборки «рюкзака» 
    (т.е. к подготовке малыша к учебе), упустим что-то, или вообще не будем готовить его, в школьной жизни обязательно возникнут трудности. 

    Так, например, отсутствие элементарных знаний у ребенка об окружающем его мире, недостаточное развитие памяти, внимания, воображения отрицательно повлияют на процесс усвоения новых знаний, а как следствие – пострадает успеваемость. 

    Противоположная ситуация, когда родители стараются как можно больше «запихнуть» в ребенка при подготовке к школе всевозможных знаний и умений, также нежелательна. 

    В этом случае перегружается его нервная система, становится нервным, кроме этого, ребенок теряет интерес к процессу обучения (зачем ему учиться, ведь, он и так умеет писать и читать).

    Школьная готовность включает в себя: физическую, педагогическую и психологическую готовность. Физическая готовность подразумевает возможность выполнения ребенком физических упражнений и подвижных игр. Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, который необходим для начала поступления в школу.

    Итак, что же такое психологическая готовность ребенка к школе? Коммуникативная готовность,  Эмоционально-волевая готовность, Интеллектуальная готовность,  Мотивационная готовность .

    Эмоционально-волевая готовность – это умение управлять своими эмоциями, настроением и контроль над своими желаниями.

     Интеллектуальная готовность, которая включает в себя определенный багаж знаний ребенка, а так же наличие у него следующих умений и навыков: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Конечно, эти умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но это неглавное. Если ребенок умеет читать и писать, это совершенно не значит, что он готов к школе. Намного важнее научить ребенка грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

    Игра «Дорисуй»

    Игра «Что лишнее» (устно вслух, либо карточки, либо написанные слова)

    Игры на Внимание:

    - двигательные «Нос, пол, потолок»,

    - игры с картинками «Найди отличия»,

    - игры-вопросы (можно увеличить скорость ответов, играть по командам с несколькими детьми и  т.д.)

    Вопросы для родителей:

    1. Пять груш больше, чем пять яблок? (нет)

    2. У рубашки три рукава? (нет)

    3. Ноль меньше трех? (да)

    4. Неделя заканчивается субботой? (нет)

     5. Год начинается в марте?  (нет)

    6. У квадрата четыре угла? (да)

    7. Один меньше, чем много? (да)

     Найди лишнее слово 

    какое слово является "лишним". Примеры:
    Старый, дряхлый, маленький, ветхий
    Храбрый, злой, смелый, отважный;
    Яблоко, слива, огурец, груша;
    Молоко, твогог, сметана, хлеб;
    Час, минута, лето, секунда;
    Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
    Платье, свитер, шапка, рубашка;
    Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
    Береза, дуб, сосна, земляника;
    Книга, телевизор, радио, магнитофон.

    Коммуникативная готовность подразумевает умение общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение строить диалог.

    Мотивационная готовность — положительное отношение к школе и желание учиться. Возникновение интереса к школе.

    Нужна ли при этом помощь родителей? Да, да и да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о том, чему, как учат, кто учит в школе, какие у ребенка будут права и обязанности, помогают детям настроиться на учебу. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т.д.

    Главное, что должно быть сформировано – желание учиться! Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной. И конечно, родителям не стоит запугивать малыша школой или наоборот, настраивать на лёгкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе и о её основных занятиях.

               Развитие мелкой моторики рук означает сформированность пальцев рук к осуществлению графических и механических операций, таких как рисование, письмо, лепка, штриховка.

    Доказано, что развитие мелкой мускулатуры пальцев рук способствует умственному развитию детей.

     Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

    Данная технология направлена наразвитие умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяютактивизировать мыслительную деятельность, улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, а также снизить утомляемость.

     В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм.

    Таким образом, у нас получился образ успешного ученика.

    Кинезиологические упражнения:

    «Ухо – нос».

    Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

    «Кулак-ребро-ладонь».

    Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро - ладонь)

    «Симметричные рисунки».

    (нарисуйте вместе с детьми один предмет).

    Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д., главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

    Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».


    Главный совет, родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни. 
    • В школе мой ребенок будет…
    • Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
    • Когда моего ребенка укоряют, я…
    • Когда ребенок пойдет в первый класс…
    • Когда он получит пятерку, я…
    • Я думаю, что школа для моего ребенка…

    ПРИТЧА   О ценностях 

    Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон. 

    Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон. И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок конечно же заполнил последние промежутки в сосуде. 

    "Теперь," - обратился мудрец к ученикам,- " я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! 

    - Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. 

    - Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. 

    - Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. 

    Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок."

    Список используемой литературы:

    1. Грэхэм Д. Как стать родителем самому себе. – М., 1993.

    2. Дошкольная педагогика / май / 2010, стр.53-57.

    2. Кэмпбэлл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1990.

    3. Кумпан Л. А. Родители и дети: пути взаимопонимания. – Киев, 2009.

    4. Малимонова С. Н. Взаимоотношения детей и родителей. – М., 2008.

    5. Торе А. Ошибки родителей. – М., 1993.

    6. Фурутан А. Отцы, матери, дети. – М., 1992.



    Предварительный просмотр:

     «Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу».
    1. Своё имя, отчество и фамилию. 
    2. Свой возраст (желательно дату рождения).
    3. Свой домашний адрес. 
    4. Свой город, его главные достопримечательности. 
    5. Страну, в которой живёт. 
    6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. 
    7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
    8. Домашних животных и их детёнышей. 
    9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей. 
    10. Транспорт наземный, водный, воздушный. 
    11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды. 
    12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки. 
    13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. 
    14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.) 
    15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке. 
    16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов. 
    17. Различать звуки. 
    18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков. 
    19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.) 
    20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры,различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 
    21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
    22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
    23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя. 

    МКДОУ « Детский сад комбинированного вида № 15

    « Светлячок»

    МАМЫ, ПАПЫ, НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ В ШКОЛУ С НАМИ СОБИРАЙТЕСЬ!

    Подготовил

    Педагог-психолог С.Н. Кириченко


    Памятка

    «Советы родителям будущих первоклассников».
    1. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе. 
    2. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке. 
    3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе. 
    4. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи. 
    5. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе. 
    6. Приучайте ребёнка к самостоятельности. 
    7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. 
    8. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

    "Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

    Деловая игра "Основы делового общения"

    Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

    Деловая игра "Учите играя"

    В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

    Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"

    Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....

    Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

    закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

    Деловая игра с педагогами "Игра - основной вид детской деятельности"

    Деловая игра с педагогами "Игра - основной вид детской деятельности"...

    Деловая игра. Подвижная игра, как средство развития физических качеств дошкольников

    Мгра направлена на решение следующих задач:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по развитию физических качеств у дошкольников в процессе подвиж...