Семейный клуб "Вместе веселее"
материал (подготовительная группа)

Семейный клуб объединяет педагогов, родителей с целью подготовки детей к школьному обучению. Дети  принимают участие в совместных занятиях. Представлены темы занятий и практический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_klub_vmeste_veselee.docx688.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Нефтеюганска

«Детский сад №25 «Ромашка»

Семейный клуб

Вместе веселее

Руководитель: Злобина Галина Федоровна

2018-2019 учебный год

Цель работы клуба: взаимодействие родителей и педагогов в развитии детей и подготовке их к школьному обучению через организацию совместных занятий.

Задачи:

  1. Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах обучения детей и подготовки их к школьному обучению. Способствовать укреплению отношений между родителями и детьми.
  2. Познакомить родителей с игровыми методами обучения  детей в речевом и познавательном направлении.
  3. Способствовать формированию положительной мотивации у детей и родителей к школьному обучению.

План работы клуба

Срок проведения

Содержание

ноябрь

Тема «Речевое развитие детей»

  1. Показатели речевого развития детей (к началу школьного обучения)
  2. Звуковой анализ слов (практика).
  3. Творческое задание (совместное родителей и детей).
  4. Домашняя игротека (игры на формирование элементов грамоты).

февраль

Тема «Формирование элементарных математических представлений детей».

  1. Показатели познавательного развития детей (математическая подготовка к началу школьного обучения).
  2.  Игровые методы развития математических представлений детей  и логики (практика)
  3. Творческое задание (совместное родителей и детей).
  4. Домашняя игротека.

апрель

Тема «Формирование графических навыков через изобразительную  деятельность»

  1. Подготовка руки к письму. Техника работы с карандашом. Развитие графических навыков посредством рисования.
  2. Игровые задания для формирования графического навыка.
  3. Творческое задание (совместно родители, дети, педагог дополнительного образования по рисованию)

1. Тема занятие «Речевое развитие детей»

Выступление

Уважаемые родители, нашу встречу сегодня мы посвятим  речевой готовности детей к школьному обучению.

Правильная, хорошо развитая речь, является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь

На какие стороны речи следует обратить внимание взрослых до поступления ребенка в школу:

1. Правильность произношения звуков

До начала обучения грамоте ребёнок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков.

2. Умение различать звуки речи на слух

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить («опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.

3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов

Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов.

4. Состояние словарного запаса

Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи- существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, птицы, овощи, животные и др.).

5. Сформированность грамматических систем

Овладение ребенком на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам...) без изменения при этом основного значения слова. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, — образуются так называемые однокоренные слова. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли.

6. Владение связной речью

Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения просто немыслим.

Для развития связной речи у детей можно использовать следующие приемы:
- Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказывать – об интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка, просмотренном мультфильме.
- Пересказывать прочитанной взрослым сказки или рассказа.

 - Заканчивать  начатый взрослым рассказ (а что будет дальше?).

 - Составлять  рассказы, придумывать сказки.

В плане подготовки к овладению чтением и письмом, помимо всего сказанного, очень важно обеспечить также четкое знание ребенком всех букв алфавита. Для этого необходимо своевременно позаботится о развитии у него зрительно-пространственных представлений.

Речевая подготовка ребенка к школе предупредит появление в дальнейшем очень многих школьных проблем.

2. Практическое задание: звуковой анализ слов

3.Домашняя игротека: игры и упражнения для формирования у детей элементов грамоты

«Сложи из слов предложение»

Цель: знакомить ребенка с понятием «предложение», учить составлять предложения из слов.

Правила: взрослый предлагает ребенку из слов составить предложение на одну из тем (определите для него тему сами) Обязательно нужно нацелить его, что предложение должно состоять из двух (или трех) слов. Когда предложение составлено, предлагается ребенку назвать слова по порядку: первое слово…, второе слово…

«Самое длинное слово, самое короткое слово»

Цель: развивать у ребенка слуховое внимание, познакомить с протяженностью слов.

Правила: чтобы измерять слова по протяженности надо использовать условную мерку (ею могут быть шаги  по полу или шаги пальчиков по коленям, столу). Ребенок произносит слово по слогам и делает шаги. Чем больше шагов – тем длиннее слово.

«Раздели слова на слоги»

Цель: развивать у ребенка слух, знакомить с понятием «слог»; учить делить слова на слоги.

Правила: делить слова на слоги можно с помощью хлопков в ладоши. Сколько хлопков – столько слогов в слове. Обучать ребенка  делению слов на части (слоги) нужно совместно со взрослым. А в последующем это он сможет сделать сам.

«Почини слова»

Цель: развивать фонематическое восприятие и речевое внимание, знакомить с   единицами  речи: «слово», «звук».

Правила: взрослый произносит слова, заведомо пропуская первый звук, и предлагает ребенку угадать слово, назвать пропущенный звук.

В последующих играх можно пропускать звуки в середине или в конце слова.

Например: …артошка, …отлета, матреш…а. рюкза…

Игра «Соседи»

Цель: развивать слух ребенка, знакомить с понятием «звуки».

Правила: взрослый предлагает ребенку определить, какие звуки есть в слове. Для этого нужно пропеть слово медленно, чтобы был слышен каждый звук. Звуки называются по порядку: какой первый звук, второй, третий и т.д. Рекомендуется сначала использовать короткие слова, затем подлиннее (лук, мак, кот, кит, дом, луна, лиса, волк, сани, полка и т.д.)

«Определи первый и последний звук в  слове»

Цель: развивать у ребенка фонематический слух.

Правила: взрослый называет ребенку слова и предлагает назвать первый и последний звук в слове. В первоначальный период обучения слова нужно произносить медленно, пропевая звуки. В последующем слова произносятся в обычном темпе.

«Определи место звука в слове»

Цель: развивать фонематический слух.

Правила: взрослый подбирает и называет слова с заданным звуком и предлагает ребенку определить место этого звука в слове (в начале слова, в середине или конце слова).

Например: кот, мышка, ток.

«Большой и маленький братец»

Цель: развивать у ребенка фонематический слух.

Правила:

I вариант – взрослый называет твердый согласный звук, а ребенок мягкий звук (р, рь).

Твердый согласный звук – это большой братец, а мягкий согласный звук – это маленький братец.

II вариант – взрослый подбирает и называет слова, которые начинаются на определённый звук, а ребенок их дифференцирует и называет (например: зима – «зь» - мягкий согласный звук; зонт – «з» - твердый согласный звук).

«Назови слово на заданный звук (букву)

Цель: развивать у ребенка речевой слух, наблюдательность.

Правила: взрослый предлагает ребенку подобрать слова на определенный звук или букву (например: на «а» - арбуз, ананас).

«Измени слово»

Цель: развивать у ребенка речевое внимание.

Правила: взрослый называет слово и предлагает ребенку заменить в нем  один из звуков и назвать новое слово.

Например: кот-рот, дом-дым, роза-роса.

«Цепочка слов»

Цель: развивать у ребенка слуховое внимание.

Правила: взрослый называет слово, ребенок определяет последний звук и на этот звук придумывает слово.

Например: дым-море-ель-лиса.

«Выложи букву»

Цель: закреплять буквы.

Правила: взрослый предлагает ребенку выложить букву из подручных материалов (спичек, гороха, пуговиц и т.д.)

«Полубуковка»

Цель: закреплять буквы.

Правила: взрослый закрывает часть буквы, а ребенок отгадывает её.

«Наборщик»

Цель: учить ребенка выкладывать слоги, слоговые цепочки и слова из букв и читать их.

Правила:

первоначально ребенок учится выкладывать прямые и обратные слоги (му, ум, ма, ам), затем слоговые цепочки (руа, ару, ому, сау) и только потом слова.

  1. Тема занятие «Формирование элементарных математических представлений детей»

Выступление

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о математической подготовке детей к школьному обучению.

Что должен уметь ребенок при поступлении в 1-ый класс школы:

Счёт

      Ребенок дошкольного возраста должен уметь считать  единицами  и десятками до 100, называть числа от 1до 10  в прямом  и обратном порядке, соотносить заданное количество предметов с цифрой, определять на слух пропущенное число, называть  предыдущее и последующее  к названному или обозначенному цифрой.

Состав числа

          Для того чтобы ребенок понимал, из каких цифр состоит данное число, он должен уметь раскладывать его на два меньших  (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Например: число 8 состоит из 4 и 4 или из 3 и 5 и наоборот.

Сравнение чисел

             Ребенок должен уметь сравнивать как рядом стоящие, так и не рядом стоящие числа. Например, шесть больше пяти, а пять меньше шести; два меньше восьми, а восемь больше двух. Различать,  понимать и пользоваться математическими знаками: больше (>), меньше (<), равно (=).

Решение примеров

          Многие дети уже умеют решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, а некоторые даже в пределах сотни десятками. Хорошо, если ребенок умеет производить вычисления в уме в пределах первого десятка, без опоры на наглядный материал. Более сложные примеры в пределах второго десятка ребенок может решать с помощью счетных палочек или другого счетного материала.

     Решение задач

         К моменту поступления   ребенка в школу мы  должны научить детей решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Хорошо, если дошкольник умеет выделять в задаче ее составляющие: условие, вопрос, решение, ответ.

Логические задачи

            Развитие логического мышления — одно из важных условий успешного обучения.  Далеко не все дети умеют решать занимательные задачи с математическим смыслом, а они  побуждают ребенка мыслить, рассуждать, анализировать, устанавливать связи между явлениями.

Геометрия

         Важно к школе  научить малышей  различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник), рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Ребенок должен уметь различать геометрические тела, сравнивать их и находить отличия (куб, шар, конус, цилиндр).

Ориентировка в пространстве

           Ребенок дошкольного возраста должен уметь ориентироваться в пространстве, а также на тетрадном или альбомном листе. Ориентировка в пространстве включает в себя умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево).

         На листе бумаги малыш должен уметь показывать правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний и левый нижний углы, середину листа.

    Также он должен уметь изображать фигуры на листе бумаги, срисовывая с образца или под диктовку (графический диктант).

Ориентировка во времени

                К моменту поступления в школу ребенок должен четко ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.

       Хорошо, если ребенок знает названия всех месяцев в году, при этом умеет называть их в правильном порядке.

2. Совместные игровые задания

1. Прямой, обратный счёт, счёт с заданиями, счёт с запретом заданых

 чисел; счет звуков, движений.

2. Игра «Числовая да-нетка».

3. Игра «Колумбовое яйцо»

4. Игры с блоками Дъенеша.

5. Графический диктант.

6. Математические задания и головоломки с элементами соревновательности.

3.Домашняя игротека для развития логического мышления детей

Игра «Четвертый лишний»

Цель: научить детей среди нескольких других предметов находить отличающийся по какому-либо признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

Оборудование: карточки с 4 предметными картинками или 4 отдельных предметных картинки, 3 предмета на которых относятся к одной группе, а один - отличается от них каким-либо признаком.

Описание. Взрослый показывает карточку с изображением 4 предметов (или 4 отдельные картинки) и задает вопрос: «Какой предмет здесь лишний?»

Дети (или ребенок) должны правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему они так думают.

Игра «Угадай предмет по его части»

 Цель: развить пространственные представления, логическое мышление детей.

Оборудование: отдельные элементы целой картинки, предметная картинка с пустым местом для этого элемента.

Описание. Взрослый показывает ребенку часть (отдельный элемент) картинки, а он должен угадать и назвать предмет, изображенный на ней. Пример:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Игра «Что где находится?»

Цель: развить у детей умение различать положения верх и низ, внутри и снаружи, справа и слева, посередине.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых предметы занимают необходимое для ответа на вопрос положение.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и задает соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто находится внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине, что лежит внутри, что снаружи; предмет, находящийся справа - слева». Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении.

Игра  «Ассоциации»

 Цель: развивать словесно —  логическое   мышление.

Описание: детям предлагается подобрать подходящее слово к указанному по определенному признаку и который имеет связь с предыдущей парой слов. Объяснить свой выбор.

Например:

Самолет — летчик, автобус — … (водитель);

Лето — кепка, зима — … (шапка);

Половник — кастрюля, ложка — … (бокал, стакан);

Ложка — суп, вилка — … (салат, картофель, мясо, вермишель) и др.

Игра «Что бывает…»

Цель: развивать логическое мышление детей, умение находить в окружающем объекты и предметы по заданному признаку.

Описание: педагог предлагает детям назвать предметы, подходящие под заданный признак.

Например:

Что бывает высоким?

Что бывает длинным?

Что бывает коротким?

Что бывает широким?

Что бывает узким?

Что бывает круглым?

Что бывает квадратным?

Что бывает твёрдым?

Что бывает мягким?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, острым, холодным, белым, чёрным и т. д.

Игра «Да-нетка»

Цель: развивать способность классифицировать, умение правильно подбирать вопросы, анализировать ответы и находить решение.

Материалы: можно использовать готовые карточки, которые продаются в магазинах. Но если нет карточек, то можно обойтись без всего: достаточно лишь задействовать воображение.

Описание: ведущий загадывает слово. Игроки должны догадаться, что это за слово. Для этого они задают много вопросов. Особенность игры в том, что ведущий имеет право отвечать на вопросы только фразами:   «да» или «нет»,  При этом ведущий дает небольшую подсказку в самом начале игры. Например, он может сказать: «Я загадал героя одного известного мультфильма. Попробуйте отгадать его».

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель: развивать  словарный запас детей; умение подбирать слова, противоположные по значению к предложенному слову.

Материалы: не потребуются.

Описание: ведущий называет любое прилагательное слово. Ребенок должен назвать антоним. Например, быстрый – медленный, высокий – низкий, толстый – тонкий, трусливый – мужественный, смешной – грустный, вкусный – невкусный, мягкий – твердый, белый – черный.

Можно подбирать слова с противоположным смыслом из разных частей речи: существительные, глаголы, наречия.

Игра «Кто кем был или будет?»

Цель: развивать мышление детей, умение определять прошлое и будущее предмета или объекта.

Описание: предложить детям поразмышлять и определить прошлое заданного предмета и его будущее.

Пример: кем (чем) будут (были): яйцо, цыпленок, желудь, семечко, икринка, день, больной и т.д. поощряйте ребенка за правильные ответы.

Пищевые цепочки

Цель: развивать у детей способность находить взаимосвязи в природе между объектами природы,  средой обитания и особенностями питания.

Описание: поговорите с ребенком о взаимосвязанности всех организмов в живой природе. Рассмотрите пару «хищник — жертва».

Предложите составить пищевые цепочки, имеющие место в природе.

♦ Луг, поле:

капуста — гусеница — воробей;

злаки — грызуны — змеи, хищные птицы;

травы — насекомые — птицы;

травы, цветы — шмель, пчела.

♦ Водоемы:

комар — лягушка — цапля;

червяк — рыба — чайка;

ряска — малек — хищная рыба.

♦ Лес:

растения — гусеница — птицы;

растения — грызун — хищные птицы;

растения — заяц — лиса, волк;

грибы — белки — куницы.

Игра «Фантазия»

Цель: развивать у детей умение находить заместители предметов.

Описание: воспитатель предлагает детям порассуждать: чем можно заменить предмет в случае его исчезновения. Например, чем заменить пуговицы, если они исчезнут? (крючками, липучками, завязками…)

Чем заменить книги…

Чем заменить спички…

Чем заменить ручки…

Тема занятия «Развиваем графических навыков у детей»

Формирование графических навыков у дошкольников приобретают особую важность к старшему дошкольному возрасту в связи с  приближающимся  поступлением в школу.

Наблюдения показывают, что начальный период школьного обучения затрудняется по причине недостаточного владения детьми графическими навыками, что выражается в:

- нечеткой ориентации на листе (вверх-вниз, вправо-влево, центр края, диагональное направление);

 - слабом восприятии вертикали и горизонтали, что ведёт к смещению текстовой строки вниз или вверх, к разному наклону букв;

- неразвитом чувстве масштабности, которое приводит к разнице размера букв на письме;

- слабой моторике пальцев рук, которая не способна регулировать нажим на ручку или карандаш. Слишком зажатая рука или расслабленная приводят к быстрой утомляемости ребенка, к излишнему напряжению в работе и притуплению внимания.

Многие родители считают, что ребенок «будет стараться» и со временем «подтянется», проблемы исчезнут, ребёнок станет лучше учиться. Однако ученые доказали, что с возрастом эти трудности сами по себе не проходят, а только усиливаются и ведут к новым проблемам в обучении ребенка.

Уважаемые родители, мы подобрали для Вашего ребёнка примерные упражнения и задания, которые помогут ему развить графические навыки. В домашней обстановке они могут стать для ребёнка интересным занятием.  

           

  1. Практические задания

 Рисование по точкам

                                                                  Соединение линий

Рисование фигурных дорожек

Рисование по клеточкам

Выполнение штриховок

(вертикальных, горизонтальных, диагональных, круговых и др.)

Графический диктант

(под диктовку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание семейного клуба «Веселый светофор» развлечение на тему: «Помните от А до Я азбуку движения»

Интеграция образовательных областей: безопасность, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, музыка, труд, физкультура.Задачи:·...

Семейный клуб "Веселый кенгуренок"

Конспект игрового сеанса, посвященного Дню защитников Отечества....

Семейный клуб "Веселый кенгуренок"

Семинар-практикум "Что такое Доброта?"...

Проект семейного клуба «Веселые ладошки»

В дошкольном образовательном учреждении имеется коррекционная группа для детей со сложной структурой дефекта. Выявив и обозначив проблемы родителей детей с проблемами в развитии, на базе группе ...

Сценарий семейного клуба "Веселый поезд" (средняя группа)

Это мероприятие проводится в форме соревнования между командами детей и взрослых...

семейный проект "Веселые ладошки"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 17 «Ягодка» города Кстово    Детско-родительский проект«Весёлые ладошки» Сос...