Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций ближайшего социального окружения посредством организации проектной деятельности.
статья

Максимова Ирина Анатольевна

В данной статье рассмотрены проблема духовности и воспитания культуры у детей дошкольного возраста. Представлена система работы с воспитанниками и родителями ДОУ на основе возрождения, сохранения и создания новых традиций ближайшего социального окружения ребенка: семья, двор, ДОУ. Подробно рассказано о проектной и совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Максимова Ирина Анатольевна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №245» г. Новокузнецк, Кемеровская область

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций ближайшего социального окружения  посредством организации проектной деятельности.

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблема духовности и воспитания культуры у детей дошкольного возраста. Представлена система работы с воспитанниками и родителями ДОУ на основе возрождения, сохранения и создания новых традиций ближайшего социального окружения ребенка: семья, двор, ДОУ. Подробно рассказано о проектной и совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. Представлены конкретные результаты работы в данном направлении за последние 3 года.

Ключевые слова: возрождение, культурные традиции, ближайшее социальное окружение.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вступившим в силу с 1 января 2014 года одним из важнейших принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Традиции – это  социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. По нашему мнению, воспитательно-образовательная функция традиций является основным способом наследования социального накопленного опыта человечества в области воспитания и формирования личности в разных периодах жизни индивида. 

Сегодня много говорится о возрождении и сохранении народных культурных традиций, забывая о том, что те же традиции формировались на основе традиций каждой семьи, каждого дома и деревни. Поэтому воспитание детей должно начинаться с воспитания детей на традициях ближайшего окружения.

Семейные отношения – самый крепкий сплав представлений и эмоций. Когда малыш подрастает, границы его социального окружения расширяются. Появляются друзья, другие взрослые, социальные образования и сообщества: детский сад, двор, магазин, театр и т.д. И везде свои правила, свои отношения.

Чуть повзрослев, ребенок знакомится с  достаточно абстрактными для понимания малыша понятиями: символы государства, события, которыми живет страна, история Родины. И здесь самое главное, что бы вся эта громада важной информации не легла в сознании ребенка на теоретическом сухом уровне. Она должна быть окрашена эмоциями ребенка.

Сохраняя любовь и взаимоуважение к близким нам людям в семье, во дворе, в зоне ближайшего окружения мы тем самым сохраняем и приумножаем культурные традиции страны в целом.

Поэтому  мы определили основные, наиболее актуальные на наш взгляд, направления, по которым необходимо вести работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством приобщения их к традициям: семьи, ДОУ, двора и улицы на которой живет ребенок.

В настоящее время укрепление семейных ценностей и повышение престижа семьи – одна из главных задач государственной семейной политики, в том числе и политики дошкольного образования.

Духовно-нравственное воспитание в традиционной семье исторически основывалось на традиционных формах семейного уклада, а именно: жизнь семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, общей трудовой  жизни, забота о престарелых членах семьи, посильное участие детей в трудовой деятельности семьи; общая семейная трапеза; семейное чтение с последующим обсуждением прочитанного; взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи.

Сегодня в вопросах возрождения семейных традиций имеются серьезные проблемы:  разрушаются ценностные основы семьи;  снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений;  многие родители недооценивают значимость семейных традиций.

Так, по результатам анкетирования родителей наших воспитанников на начало проекта 76% родителей затруднялись определить, что такое семейные традиции;  80% - не знакомили детей с семейными традициями;   большинство родителей называли из семейных традиций лишь обычное празднование основных праздников с приглашением гостей.

Сейчас все чаще современные родители обращаются к организаторам праздников, тем самым, нарушая возможность непосредственного близкого взаимодействия с ребенком. Но, все же, необходимо отметить, что 68 % родителей наших воспитанников хотели бы, чтобы в их семье существовали семейные традиции.

В ФГОС ДО в требованиях к условиям реализации основной образовательной программы говорится о необходимости непосредственного включения родителей воспитанников в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления и поддержки образовательных инициатив семьи. Поэтому для формирования и сохранения семейных традиций, для организации атмосферы сотрудничества и сотворчества детей родителей и педагогов, а также с целью сплочения семьи был разработан проект «Сундучок семейных традиций». В ходе реализации проекта родители совместно с детьми вспомнили о своих семейных традициях, реликвиях. Многие семьи благодаря нашему проекту начали по-другому отмечать те или иные события, стали больше проводить времени с детьми, бабушками и дедушками. В прошлом учебном году началась работа над еще одним совместным проектом «Книга памяти», где воспитанники, педагоги и родители занимались сбором и обработкой материала о предках, защищавших страну в годы Великой Отечественной войны. В этом году работа в данном направлении успешно продолжается.

В результате активной работы по приобщению детей к истокам своей семьи все участники проектов расширили свои знания о культуре и традициях своего народа. Воспитанники научились проявлять уважение,  как к членам семьи, так и к семейным традициям.

Родителям проект помог приобрести  новые знания в области культуры, а так же  укрепить внутрисемейные и межсемейные связи.

Педагоги, в результате проделанной работы, лучше узнали семьи воспитанников, их семейные традиции и уклад жизни, что способствовало установлению добрых и продуктивных взаимоотношений, выработке единых педагогических требований к детям.

Проведенная работа  способствовала укреплению детско-родительских отношений, возрождению традиций семейного воспитания, а, следовательно,  воспитанию у дошкольников духовно-нравственных качеств, любви к своим близким,  и гордости за историческое прошлое своей семьи.

Духовно-нравственное воспитание ребенка, ознакомление его с традициями страны начинается со знакомства с ближайшим к нему социальным окружением: родным домом, улицей, где он живет, двором, детским садом.

В ходе проектной деятельности, организованной ранее, нам удалось собрать материал о памятных местах Орджоникидзевского района г. Новокузнецка. Дети вместе с родителями фотографировали улицы и переулки, на которых они живут, узнавали истории, связанные с названиями улиц.

Весь материал впоследствии был собран в книгу «Памятные места Орджоникидзевского района г. Новокузнецка». Использование этой книги для ознакомления с историческим прошлым района неоценимо уже само по себе. Но проект настолько увлек всех участников совместной деятельности, что родители, воспитатели и дети решили продолжить работу в данном направлении и организовать работу над новым совместным проектом «Традиции моего двора».

Двор всегда был местом отдыха жителей соседних домов. В годы реформ, когда заботы о содержании домов и прилегающих территорий легли на плечи самих жителей, резко сократилось число оборудованных детских площадок, не стало мест для отдыха и общения людей разного возраста, в том числе ветеранов труда.

Дети ушли со двора по этой и другим причинам, в том числе по причине замены живого общения на виртуальное (компьютерные игры, социальные сети и др.). В результате чего пропало детское дворовое сообщество. Не передаются из поколения в поколение игры, в которых когда-то участвовали  все дети двора от мала до велика. Не формируются социальные роли соседей и соседская общность.

Но ведь многие годы во дворах складывались добрые культурные традиции, которые необходимо сегодня возрождать. Но прежде чем что-то вернуть, необходимо об этом вспомнить.

Проект «Традиции моего двора» является началом возрождения культурных дворовых традиций.

Он позволяет решить проблему возвращения воспитательной роли двора во всех аспектах: эстетическом, нравственном, физическом. Наша цель привлечь внимание родителей и детей  к идее возрождения.

Идея данного проекта - донести до каждого жителя:

  • двор имеет право быть красивым и воспитывать чувство прекрасного.
  • двор имеет право быть питомником лучших человеческих форм общения - взаимоуважения и терпения, взаимопомощи и сотрудничества.
  • двор- место отдыха и общения.

Иными словами, данный проект призван убедить сообщество нашего микрорайона в необходимости вернуть дворам воспитывающий статус, статус сообщества.

Работая над проектом, родители и воспитанники собирали информацию о лучших традициях своего двора, о жителях, о соседях. Искали старые фотографии с изображением двора в лучшие его годы. На основе собранной  исторической информации участники проекта пытались возродить лучшие традиции, украсить свой двор, сделать его чище, лучше, веселее, дружнее.

В ходе работы возникли новые идеи и расширились рамки проекта. В результате был оформлен альбом с рубриками: праздники моего двора, птицы моего двора,  наши субботники и т.д. В сборнике рассказывается о том, какие традиции были, и  какие удалось возродить, как сейчас можно сделать двор лучше, в какие игры играли раньше и во что играют сейчас.

В ходе работы над проектом возникла идея расширить и углубить исследования в области дворовых игр как средства воспитания. Так возник еще один мини проект «Игры моего двора».

Предъявляемое обществом требования к современному ребенку таковы, что основное внимание родителей  направлено на обучение, обучение и еще раз обучение. Постепенное исчезновение дворовых игр из жизни современных детей привело к тому, что они оказались вне педагогических исследований. Создано огромное количество руководств и пособий по развитию сюжетно-ролевой игры, организации дидактических игр, по руководству подвижными играми. А развивающие возможности дворовых игр практически утеряны.

В связи с этим в коллективе МБДОУ «Детский сад №245» возникла идея возрождения таких игр и создания сборника дворовых игр. В ходе работы над проектом родители, бабушки и дедушки наших воспитанников вспоминали свои любимые дворовые игры детства, делились правилами игры и воспоминаниями, связанными с играми во дворе. А педагоги ДОУ на основе материалов, собранных родителями, оформили дидактическое пособие «Копилочка забытых игр». В нем размещена подборка дворовых игр с подробными правилами, рисунками  и фотографиями.

Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций, т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, осознание себя в зоне ближайшего окружения как творца этого окружения, порождает соответствующие потребности и стремления. Но ребенок  уже знает, чего он  хочет и к чему стремится. У дошкольника  появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место в социуме и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность.

Исходя из этого, традиционные мероприятия представляют собой как раз тот универсальный синтез игры и реальности, который дает ребенку в этот возрастной период реализовать потребность в игре и принять участие в серьезном взрослом деле.

Приобщение детей к традициям ДОУ необходимо начинать с раннего детства,  добавляя и усложняя ее компоненты.  В младшем возрасте это определенные традиции группы «Утро радостных встреч», «Чистая пятница», «Календарь настроений», «День рождения с друзьями», становясь старше дети приобщаются к новым традициям, не забывая старых: «Дорогой памяти», «Семейная мастерская», «Книжкин день рождения» и др. Приобщиться к ДОУ, его традициям помогает совместный выбор названия группы,  рисование герба и разучивание девиза. А в процессе подготовки и проведения традиционных праздников в дошкольных образовательных учреждениях решается комплекс  педагогических задач, так как традиционные мероприятия:

  • стимулируют раскрытие творческих способностей;
  • раскрывают позитивные качества характера;
  • развивают коммуникативную сферу;
  • знакомят детей с родной культурой;
  • способствуют духовно-нравственному развитию детей;
  • задействует различные виды деятельности ребёнка, что способствует разностороннему  развитию гармоничной личности ребёнка;
  • объединяют детский и взрослый коллективы;
  • создают чёткий ритм года, что способствует ощущению психологической стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Проектная деятельность в области духовно-нравственного воспитания детей посредством приобщения их к традициям семьи и ближайшего социального окружения помогла нам установить тесные и доверительные отношения с семьями воспитанников. А через взаимодействие с семьей возродить забытые добрые традиции, как самой семьи, так и социума, в котором находится ребенок в дошкольном возрасте, приумножить их, «вживить» в души детей, а значит,  и воспитать неравнодушных граждан своей страны.

В результате проведенной работы по нравственному воспитанию на основе возрождения и сохранения традиций с сентября 2013 года по сентябрь  2016 года в МБДОУ «Детский сад №245» мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями педагогами. А так же  возможность продуктивного отражения полученных впечатлений и  переживаний в детской и совместной деятельности. Сопоставив  педагогические наблюдения по результатам  общения с детьми и родителями за 2 года, мы убедились в эффективности  нашей деятельности.

Нам удалось:

  • обобщить представления детей, родителей, педагогов о культурном наследии страны, культурных традициях семьи  и учреждения, в частности, и страны в целом;
  • сформировать у воспитанников чувство гордости за родную страну, город, район, улицы, родной двор;
  • сформировать правила и культуру поведения на основе знакомства с историческим прошлым страны;
  • сформировать интерес к семейным традициям, возродить интерес к дворовым играм;
  • воспитать чувство уважения к старшему поколению;
  • наладить взаимное продуктивное общение педагогов, детей и родителей.

Литература

  1. Ариарский, М.А.  «Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления». – СПб.:  Арт-студия «Концерт», 2008. – 791 с.
  2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов – на Дону: Учитель, 1999.- 560с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компилятивная программа по развитию духовно-нравственных качеств личности детей на основе культурных традиций своего народа

Уважаемые коллеги!!! Предлагаю вашему вниманию компилятивную программу по развитию духовно-нравственных качеств личности на основе культурных традиций своего народа. Данна программа расчитанна на четы...

Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций

В статье говорится о роли духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Представлен опыт работы с дошкольниками по православной культуре....

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе православных традиций "Добро"

Предлагаемая программа предназначена для реализации актуальной задачи  духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.Программа разработана в соответствии с:-...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Проект по самообразованию на 2017-2018 уч. год. Тема "Гендерное воспитание дошкольников на основе культурных традиций родного края"

Важнейшей задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Период дошкольного детства – это тот п...

«Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций своего народа»

   Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколе...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций в условиях перехода к ФГОС ДО

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций в условиях перехода к ФГОС ДОИз опыта работы духовно-просветительного родительского клуба «Свет Добра» МБ...